г. Киров |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А29-11167/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.
при участии в судебном заседании представителя истца - Богма Н.С., по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - акционерного общества "Коми коммунальные технологии", ИНН 1101056139, ОГРН 1151101010620
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07 февраля 2018 года по делу N А29-11167/2017, принятое судом в составе судьи Суслова М.О.
по иску акционерного общества "Коми коммунальные технологии" (ИНН 1101056139 ОГРН 1151101010620)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (ИНН 1101487512 ОГРН 1061101000388),
третье лицо: Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми,
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
акционерное общество "Коми коммунальные технологии" (далее - Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании 10 300 415 руб. 08 коп. неосновательного обогащения в виде перечисленных денежных средств на энергосбережение.
Исковые требования Общества основаны на статьях 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее - Министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07 февраля 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель считает необоснованным вывод суда о том, что перечисленные денежные средства являются денежными средствами потребителей, а не истца, документов, свидетельствующих, что истец возвратил потребителям полученные денежные средства, в деле нет. В тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми, в периоды регулирования: 2016, 2017 годы, Службой Республики коми по тарифам были включены расходы по статье "отчисления на энергосбережение". Приказом от 31.07.2017 N 40/2-Т, принятым во исполнение Приказа ФАС России от 11.10.2016, расходы за регулируемые периоды 2016-2017 годы по статье затрат "отчисления на энергосбережение" в размере 18 956,87 тыс. руб. исключены из тарифа истца. Денежные средства, полученные истцом от потребителей в период 2016-2017 годы, возвращены потребителям путем снижения тарифа истца. Возврат потребителям средств, неосновательно полученных в рамках исполнения Порядка консолидации внебюджетных средств в 2016-2017 годах, фактически осуществлена за счет истца, а не за счет ответчика - фактического получателя и держателя собранных отчислений на энергосбережение. Денежные средства, полученные в виде "отчислений на энергосбережение", находились в распоряжении ответчика, который передавал их в виде процентного целевого займа другим организациям. Данное обстоятельство подтверждается "информацией по реализованным проектам" (т. 2 л.д. 32-34), а также указанием в абзацах 3-5 стр. 7 Приказа ФАС России от 11.10.2016 N 1422/16 (т. 1 л.д. 19). Таким образом, ответчик не только сберег неосновательное обогащение, но и активно им пользовался, получая доход в виде процентов за пользование займом, а также штрафов и неустоек. Денежные средства перечислялись на лицевой счет Учреждения, что подтверждает факт приобретения ответчиком неосновательного обогащения. Кроме того, указанные денежные средства продолжают находиться на лицевом счете ответчика. Размер неосновательного обогащения определен исходя из фактически перечисленных истцом ответчику денежных средств.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель указал, что в декабре 2017 года, устанавливая тарифы на 2018 год, из НВВ истца 2018 года единовременно и полностью исключены расходы по отчислениям на энергосбережение за остаток 2016 года в сумме 6 434,53 тыс. руб. (78 275,77-71 841,24 тыс. руб.). Следовательно, из НВВ истца полностью исключены расходы на энергосбережение: за 2017 год в сумме 8797,10 тыс.руб. - в июле 2017 года, за 2016 год в сумме 8 466,48 тыс. руб., из них - 2031,95 тыс.руб. в июле 2017 года, 6434, 53 тыс.руб. в декабре 2017 года. Суд сделал ошибочный вывод об обязанности истца в спорный период перечислять полученные средства на энергосбережение ответчику, поскольку нормативные акты, на основании которых производилась оплата, были признаны судами и ФАС России неправомерными и не подлежат применению судом. Выводы суда о недоказанности возврата истцом потребителям полученных от них средств на энергосбережение не соответствуют обстоятельствам дела.
Также заявитель заявил ходатайство о приобщении к материалам дела экспертного заключения от 27.12.2017 Минстроя РК об установлении (корректировке) тарифов Общества на 2018 год, согласно которому исключены расходы на энергосбережение за 2016 и 2017 годы полностью.
Согласно абзацу 5 пункта 26 постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, может в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
В этой связи суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное истцом ходатайство, считает, что дополнительные доказательства должны быть приобщены к материалам дела, поскольку имеют существенное значение для правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, вынесения законного и обоснованного судебного акта.
Ответчик в отзыве просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция ответчика изложена письменно.
Третье лицо отзыв на жалобу не представило.
Ответчик и третье лицо, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 07 февраля 2018 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.07.2010 N 241 была утверждена региональная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010-2020 гг.)".
Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 413 принята государственная программа Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности".
Постановлением Правительства Республики Коми от 01.09.2005 N 235 "О создании государственного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" создано государственное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения", в целях реализации энергосберегающих проектов на территории Республики Коми.
Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Коми от 01.09.2005 N 235 определена подведомственность учреждения Службе Республики Коми по тарифам.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 "О Порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" утвержден порядок консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно которому при установлении Службой Республики Коми по тарифам цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики, учитывались расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных государственной программой Республики Коми по развитию строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережению и повышению энергоэффективности, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми.
Во исполнение Федерального Закона Российской Федерации от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", распоряжения Правительства Республики Коми от 07.07.2010 N 288-р, приказов Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N72/1 "О порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" и от 26.10.2015 N 61/1 "О ставке отчислений на энергосбережение на 2016, 2017, 2018 годы", при установлении цен (тарифов) на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики, учитывались расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 8 Порядка консолидации, регулируемые организации ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным, должны были предоставлять в Учреждение отчетность о начислении и перечислении средств на энергосбережение" подписанную руководителем и главным бухгалтером либо иными уполномоченными лицами регулируемой организации, по форме доведенной до сведения энергоснабжающей организации.
Расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, исчисленные за отчетный месяц, в соответствии с пунктом 9 Порядка консолидации должны были перечисляться регулируемыми организациями на лицевой счет государственного учреждения Республики Коми, до 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным.
Истец в период с марта 2016 года по февраль 2017 года в соответствии с ежемесячными справками о передаче электрической энергии и перечислениях средств на энергосбережение (т. 1 л.д. 72-83) рассчитал размер денежных средств, подлежащий перечислению ответчику, который составил 10 300 415 руб. 08 коп.
Указанная сумма была перечислена истцом платежными поручениями (т. 1 л.д. 60-71) на лицевой счет Учреждения.
В единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми, утвержденные приказом Службы Республики Коми от 21.12.2015 N 83/3, на основании которых истец рассчитывал стоимость оказанных потребителям услуг, также были включены расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности на территории Республики Коми в соответствии с региональной программой в области энергосбережения.
В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы России от 11.10.2016 N 1422/16 "Об отмене приказов Службы Республики Коми по тарифам в сфере теплоснабжения и электроэнергетики", решением Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2017 по делу N А40-234229/16-144-2178, Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 N 83/3 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми" внесены изменения, из состава затрат, учитываемых при регулировании тарифов исключены средства на энергосбережение.
Истец полагает, что средства, перечисленные на энергосбережение, учтенные при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии, подлежат возврату, корректировка необходимой валовой выручки и тарифов в расчетах 2018 года произведена Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в сторону уменьшения.
В письме от 15.05.2017 истец просил ответчика вернуть денежные средства в сумме 10 300 415 руб. 08 коп. (л.д. 10 том 1).
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В силу части 7 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка консолидации N 72/1 в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 07.07.2010 N 288-р, при установлении Службой Республики Коми по тарифам (далее - Служба) цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики (за исключением платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, а также платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину) (далее - регулируемые организации), Службой учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных государственной программой Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 413.
Ставка отчислений на энергосбережение на соответствующий финансовый год определяется Службой путем деления совокупного размера внебюджетных средств на энергосбережение на соответствующий финансовый год на прогнозную базу для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение на соответствующий финансовый год по всем регулируемым организациям, рассчитываемую в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 5 Порядка).
Ставка отчислений на энергосбережение на очередной финансовый год определяется Службой, утвердившей приказом о ставке отчислений N 61/1 на 2016 год ставку в размере 0,68%, на 2017 год ставку в размере 0,54 % и на 2018 год - 0,90%.
На основании Постановления Правительства Республики Коми от 01.09.2005 N 235 в целях реализации энергосберегающих проектов на территории Республики Коми с 01.01.2006 создано Учреждение, осуществляющее сбор средств, составляющих затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Таким образом, в предмет доказывания при рассмотрении споров о взыскании неосновательного обогащения входят факты приобретения или сбережения имущества за счет другой стороны, отсутствия правовых оснований для такого получения имущества, размер неосновательного обогащения.
Недоказанность хотя бы одного из обстоятельств, влечет отказ во взыскании неосновательного обогащения.
В период с марта 2016 года по февраль 2017 года Общество перечислило Учреждению 10 300 415 руб. 08 коп. отчислений по энергосбережению за 2016 год и январь, февраль 2017 года в соответствии с Порядком консолидации N 72/1.
Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 11.10.2016 N 1422/16 Служба признана нарушившей законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, в части включения в состав тарифов регулируемых организаций не предусмотренных законодательством расходов на Отчисления на энергосбережение, а также расходов на возврат заемных средств и расходов на возврат процентов по заемным средствам, сформированных из указанных отчислений.
Данным Приказом с 01.11.2016 отменены приказы Службы об установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, действующих на территории Республики Коми, в том числе Приказы Службы от 21.12.2015 N 83/4 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", от 21.12.2015 N 83/3 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми".
Службе предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.11.2016 решения об установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, с учетом исключения из расчета указанных тарифов расходов на Отчисления на энергосбережение в Учреждение, расходов на возврат заемных средств и расходов на возврат процентов по заемным средствам, сформированных из указанных отчислений, а также пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Коми на 2016 год.
В ходе проведенной проверки ФАС России выявлена неправомерность утвержденного Службой порядка перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и учет этих расходов в регулируемых тарифах; необоснованное включение средств (отчислений) на реализацию мероприятий по энергосбережению, не являющихся программой энергоэффективности регулируемых организаций при установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций. Установлено, что включение в состав необходимой валовой выручки при расчете тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики расходов на отчисления в фонд энергосбережения не предусмотрено действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения.
К обязательным платежам либо иным расходам, подлежащим учету при установлении тарифов в сферах электроэнергетики и теплоснабжения, такие отчисления не относятся.
Арбитражный суд города Москвы решением от 22.08.2017 по делу N А40-234229/16-144-2178, проверив на соответствие законодательству в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, в удовлетворении заявления Минстроя о признании недействительным приказа ФАС России от 11.10.2016 N 1422/16 отказал.
В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы России от 11.10.2016 N 1422/16 "Об отмене приказов Службы Республики Коми по тарифам в сфере теплоснабжения и электроэнергетики", решением Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2017 по делу N А40-234229/16-144-2178, Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 N 83/3 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми" внесены изменения, из состава затрат, учитываемых при регулировании тарифов исключены средства на энергосбережение.
Министерство в отзыве указало, в приложении 1-1 к протоколу от 27.07.2017 N 44 отражены суммы, принятые Министерством к исключению из необходимой валовой выручки на 2017-2021 годы, в том числе по статье затрат "отчисления на энергосбережение", включенные ранее регулирующим органом в составе необходимой валовой выручки на соответствующие годы. При определении необходимой валовой выручки Общества на 2016 год Службой Республики Коми по тарифам в ее состав включены, в том числе затраты по статье "отчисления на энергосбережение" в размере 10 159,77 тыс. руб. (приложение N 2 экспертного заключения от 30.12.2016), указанные затраты исключены в размере 2 031,95 тыс. руб. из необходимой валовой выручки Общества на 2017 год, оставшаяся часть которых будет изъята из состава необходимой валовой выручки Общества на соответствующие периоды до 31.12.2021, ежегодно в равных долях, что отражено в приложении. При определении необходимой валовой выручки Общества на 2017 год Министерством в ее состав включены, в том числе затраты по статье "отчисления на энергосбережение" в размере 8 797,10 тыс. руб. (приложение N 2 экспертного заключения от 30.12.2016), которые Министерством были исключены в полном объеме. При этом сумма, отраженная в приложении, в размере 9 333,65 тыс. руб. включает в себя помимо затрат на энергосбережение иные статьи затрат, подлежащие исключению из необходимой валовой выручки АО "Коми коммунальные технологии" на 2017 год.
Таким образом, в результате пересмотра тарифных решений истец вернул и продолжает возвращать потребителям отчисления на энергосбережение, уплаченные потребителями в 2016 и 2017 годах в составе тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе применяя тариф на 2018 год, из которого исключена оставшаяся часть отчислений за 2016 год. Изложенным опровергается довод ответчика о том, что перечисленные денежные средства являются денежными средствами потребителей, а не истца.
Расчеты истца не оспорены.
Доказательств того, что перечисленные Обществом Отчисления на энергосбережение использованы, направлены Учреждением для реализации мероприятий по энергосбережению, суду не представлено.
Исходя из оснований признания Приказом ФАС России от 11.10.2016 N 1422/16 Службы нарушившей законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и электроэнергетики суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, возлагаются на стороны соответственно результатам судебного рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Коми коммунальные технологии" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 07 февраля 2018 года по делу N А29-11167/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" в пользу акционерного общества "Коми коммунальные технологии" 10 300 415 руб. 08 коп. неосновательного обогащения, 77 502 руб. расходов по уплате госпошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.