г. Ессентуки |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А61-4576/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Селиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.02.2018 по делу N А61-4576/2017 (судья Акимцева С.А.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Козаева Марата Автандиловича (ОГРНИП 314151416800022, ИНН 150601568191)
к Администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания (ОГРН 1021500858697, ИНН 1506003030),
об оспаривании действия (бездействия),
третье лицо - Правительство Республики Северная Осетия - Алания,
в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Козаев Марат Автандилович (далее - предприниматель, заявитель Глава КФХ Козаев М.А.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания (далее - Администрация, АМС МО Ардонский район), выразившихся в нарушении требований пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обязав устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления о предоставлении ему на праве аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с КН 15:06:0020102:145 площадью 6700415кв.м., расположенного в Ардонском районе РСО-Алания.
Решением суда от 02.02.2018 требования предпринимателя удовлетворены, суд признал незаконными действия администрации по отказу в предоставлении в аренду земельного участка с КН 15:06:0020102:145 площадью 6700415кв.м., расположенного в Ардонском районе РСО-Алания, выраженному в письме от 25.09.2017 N 1181-к. Обязал администрацию в течении десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление Козаева М.А. от 28.08.2017 о предоставлении ему земельного участка с КН 15:06:0020102:145 площадью 6700415кв.м., расположенного в Ардонском районе РСО-Алания. С администрации в пользу предпринимателя взыскано 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, сославшись на то, что спорный земельный участок хоть и был передан Администрации по акту приема-передачи, однако в фонде перераспределения земель не находился, право распоряжения у Администрации на него нет. В 2015 году по решению Ленинского районного суда на спорный земельный участок был наложен арест, который был снят только 07-08.08.2017. На сегодняшний день земельный участок находится в ведении Правительства РСО-Алания.
Отзыв на жалобу в суд не поступал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Козаев Марат Автандилович зарегистрирован Межрайонной ИФНС по г.Владикавказу 29.01.2016 как Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем в ОГРНИП внесены соответствующие сведения (314151416800022). Регистрация КФХ была осуществлена 17.06.2014 с основным видом деятельности - выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (л.д.21).
28.08.2017 Глава КФХ Козаев М.А. обратился в АМС МО Ардонский район с заявлением о предоставлении для сельскохозяйственного производства земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, а именно, земельного участка с КН 15:06:0020102:145 площадью 6700415кв.м., расположенного в РСО-Алания, Ардонский район (л.д.14).
25.09.2017 Администрацией предпринимателю было направлено письмо за N 1182-к, в котором указала, что заявление его рассмотрено, однако земельный участок не может быть предоставлен в связи с тем, что распределение участков, бывших в пользовании СПК "Кита", осуществляет специально созданная при Правительстве РСО-Алания Межведомственная комиссия по отбору инвестиционных проектов и оказанию государственной поддержки, куда с проектом следует ему обратиться (л.д.16).
Полагая, что названные отказ администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Закона РСО-Алания от 14.05.2004 N 17-РЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания" определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие государственный кадастровый учет, находящиеся в государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания или муниципальной собственности, могут быть переданы в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
АМС МО Ардонский район письмом от 25.09.2017 N 1181-к, отказав Козаеву М.А. в предоставлении в аренду испрашиваемого им земельного участка, указала на то, что земельным участком распоряжается специально созданная при Правительстве РСО-Алания Межведомственная комиссия по отбору инвестиционных проектов и оказанию государственной поддержки.
Постановлением Правительства РСО-Алания от 11.12.2009 N 347 в РСО-Алания образована Межведомственная конкурсная комиссия по государственной поддержке инвестиционных проектов (далее - Межведомственная Комиссия) и утверждено Положение о Комиссии.
Согласно пункту 1 Положения о Межведомственной Комиссии, она является коллегиальным совещательным органом, и, как указано в постановлении, образованным в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 15 апреля 2000 г. N 8-РЗ "Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания".
Пунктом 4 Положения установлено, что основной задачей Межведомственной Комиссии является отбор инвестиционных проектов для предоставления определенной формы государственной поддержки. Отбор инвестиционных проектов осуществляется с учетом экспертного заключения Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания.
Как указало Министерство экономического развития РСО-Алания в информации от 26.01.2018 N 38/71, Межведомственная Комиссия осуществляет деятельность на основании Закона РСО-Алания от 03.10.2016 N 43-РЗ "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов".
Статьей 1 указанного закона определено, что в целях реализации положений подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ устанавливаются критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжениями Главы Республики Северная Осетия-Алания.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, статьей 4 Закона РСО-Алания от 3 октября 2016 г. N 43-РЗ "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" Главой РСО-Алания Указом от 22.02.2017 N 39 "О Порядке принятия решения о предоставлении юридическим лицам земельных участков в аренду без проведения торгов" утвержден Порядок принятия решения о предоставлении юридическим лицам земельных участков в аренду без проведения торгов.
Пунктами 3 и 6 Указа N 39 установлено, что для инициирования вопроса о размещении объекта (реализации проекта) на земельном участке, испрашиваемом для предоставления в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением Главы РСО-Алания, юридическое лицо направляет ходатайство в Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и при отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 5 Порядка, документы направляются в Межведомственную Комиссию, состав и порядок работы, которой утверждаются Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Таким образом, вышеперечисленные нормативные правовые акты РСО-Алания не наделяют Межведомственную Комиссию правом по распределению земельных участков в РСО-Алания.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем, законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
Действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", при предоставлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В связи с тем, что АМС МО Ардонский район отказала Козаеву М.А. в предоставлении земельного участка в аренду только на основании того, что Межведомственная Комиссия осуществляет распределение земельных участков, в том числе и испрашиваемого предпринимателем земельного участка с КН 15:06:0020102:145, действия Администрации являются неправомерными.
При этом суд считает, что при данных обстоятельствах не имеет правового значения факт того, относился или относится земельный участок с КН 15:06:0020102:145 к землям, бывшим в использовании СПК "Кита", или нет, а также включен ли спорный земельный участок в фонд перераспределения или нет.
Вместе с тем, суд считает необходимым указать на то, что согласно сведениям, представленным Министерством экономического развития РСО-Алания, Министерство не располагает сведениями о земельном участке с КН 15:06:0020102:145, в Министерство и в Комиссию ни от кого не поступали заявления о его предоставлении в аренду без проведения торгов.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Документов и сведений, подтверждающих позицию АМС МО Ардонский район, в материалы дела не представлены.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суд установил, что Администрация заявление предпринимателя по существу в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства не рассмотрено. Поэтому суд правомерно признал допущенные Администрацией бездействие несоответствующим нормам и положениям приведенных выше норм действующего законодательства и нарушающим права (интересы) предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При вышеназванных обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о несоответствии бездействия администрации, в связи с чем удовлетворил требования предпринимателя.
Доказательств, позволяющих опровергнуть указанные выше обстоятельства, не представлено.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд в целях восстановления нарушенных прав заявителя возлагает на администрацию обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта рассмотреть по существу заявление Козаева М.А. от 28.08.2017, принять по нему решение в соответствии с действующим законодательством РФ и направить его в указанный срок заявителю.
На основании вышеизложенного суд удовлетворил требования предпринимателя в полном объеме.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.02.2018 по делу N А61-4576/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-4576/2017
Истец: ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Козаев Марат Автандилович, Ип Глава Кфх Козаев Марат Автандилович
Ответчик: Администрация местного управления Ардонского района, АМС Ардонского района
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4938/17
18.10.2018 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4938/17
31.05.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4938/17
02.02.2018 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-4576/17
26.01.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4938/17
26.10.2017 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-4576/17