г. Саратов |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А57-22469/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" мая 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства сельского хозяйства Саратовской области - Тихомиров А.А., представитель по доверенности от 23.04.2018, Яворека Д.Я., представитель по доверенности от 15.05.2018,
от Управления Федерального казначейства по Саратовской области - Секин М.Н., представитель по доверенности от 26.06.2017,
от общества с ограниченной ответственностью "Хозяин" - директор Барбарян В.С., по доверенности от 22.05.2018,
индивидуального предпринимателя главы КФХ Данилова Ю.В. (паспорт предъявлен),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области (410012, г. Саратов, д. 45/51)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2018 года по делу N А57-22469/2017 (судья А.И. Михайлова)
по заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области (410012, г. Саратов, д. 45/51)
к Управлению Федерального казначейства по Саратовской области (410056, г. Саратов, Ильинская площадь 1/6)
заинтересованные лица: Управление Федерального казначейства по Саратовской области (410056, г. Саратов, Ильинская площадь 1/6), индивидуальный предприниматель глава КФХ Артамонов Анатолий Витальевич (Саратовская область, Базарно-Карабулакский район), индивидуальный предприниматель глава КФХ Ким Денис Алексеевич (Саратовская область, г. Ершов), индивидуальный предприниматель глава КФХ Ким Валерий Геннадьевич (Саратовская область, Ершовский район, с. Васильевка), индивидуальный предприниматель глава КФХ Ли Виктор Аскольдович (Саратовская область, Ершовский район, с. Нестерово), индивидуальный предприниматель глава КФХ Ли Андрей Аскольдович (Саратовская область, г. Ершов), общество с ограниченной ответственностью "ОвощиЗаволжья" (Саратовская область, Краснокутский район, с Ждановка, ул. Садовая, д.28 "А"), индивидуальный предприниматель глава КФХ Даниленко Денис Сергеевич (г. Саратов), индивидуальный предприниматель глава КФХ Лащенко Александр Александрович (Саратовская область, г. Маркс), индивидуальный предприниматель глава КФХ Парсяк Олег Владимирович (Саратовская область, Фёдоровский район) индивидуальный предприниматель глава КФХ Тихомолов А.А. (Саратовская область, г. Маркс), общество с ограниченной ответственностью "Мурманский" (Саратовская область, Ровенский район), индивидуальный предприниматель глава КФХ Цой Анатолий Вилларионович (Саратовская область, Советский район), индивидуальный предприниматель Эм Денис Леонидович (Саратовская область, Федоровский район) общество с ограниченной ответственностью "ВИТ" (413142, Саратовская область, Энгельсский район, п. К. Маркса, ул. Советская, д. 12), общество с ограниченной ответственностью "Плодородие" (Саратовская область, г. Энгельс, ул. Серафимовича, д. 94), общество с ограниченной ответственностью "Хозяин" (413142, Саратовская область, Энгельсский район, п. К. Маркса, д. 17 "А"), индивидуальный предприниматель глава КФХ Лукьянов Сергей Николаевич (Саратовская область, Энгельсский район), индивидуальный предприниматель глава КФХ Клещев Владимир Евгеньевич (Саратовская область, Энгельссий район), индивидуальный предприниматель глава КФХ Щеренко Павел Юрьевич (Саратовская область, г. Энгельс), индивидуальный предприниматель глава КФХ Лукьянов Николай Николаевич, Энгельсский район, индивидуальный предприниматель глава КФХ Ешимов Аскар Аисович (Саратовская область, Энгельсский район, с. Липовка), индивидуальный предприниматель Глава КФХ Новохрост Лариса Васильевна (Саратовская область, Энгельсский район)
индивидуальный предприниматель Шалдыбин Андрей Николаевич(Саратовская область, Энгельсский район), индивидуальный предприниматель глава КФХ Бурхонов Исроил Исмоилович(Саратовская область, Энгельсский район) индивидуальный предприниматель глава КФХ Куанышев Бекали Кабушевич (Саратовская область, Энгельсский район), индивидуальный предприниматель Утагалиев Миндвай Саирович (Саратовская область, Энгельсский район), индивидуальный предприниматель глава КФХ Новохрост Артем Владимирович (Саратовская область, Энгельсский район), индивидуальный предприниматель Гаджиев Садагет Агаверди Оглы (Саратовская область, Энгельсский район), индивидуальный предприниматель глава КФХ Данилов Ю.В. (Саратовская область, Энгельсский район), индивидуальный предприниматель Черкасов Александр Андреевич (Саратовская область, Энгельсский район), индивидуальный предприниматель глава КФХ Адолынин Егор Николаевич (г. Саратов),
индивидуальный предприниматель глава КФХ Еманов СТ. (Саратовская область, Энгельсский район), индивидуальный предприниматель глава КФХ Пухарев Дмитрий Владимирович (Саратовская область, Энгельсский район), индивидуальный предприниматель глава КФХ Пак Эдгар Михайлович (Саратовская область, Ровенский район)
о признании недействительными предписания от 22.08.2017 N 60-10-26/18-3622 и пункта 1 представления от 22.08.2017 N 60-10-26/18-3623,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными предписания от 22.08.2017 N 60-10-26/18-3622 и пункта 1 представления от 22.08.2017 N 60-10-26/18-3623, выданных Управлением Федерального казначейства по Саратовской области (далее - УФК по Саратовской области, Управление).
Решением арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований.
Министерство, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители Министерства поддержали правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе, возражениях на отзыв и возражениях на дополнительный отзыв.
Директор ООО "Хозяин" и индивидуальный предприниматель глава КФХ Данилова Ю.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель УФК по Саратовской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и дополнительном отзыве на апелляционную жалобу.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 24 апреля 2018 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей Министерства и УФК по Саратовской области и общества с ограниченной ответственностью "Хозяин", индивидуального предпринимателя главы КФХ Данилова Ю.В., проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, УФК по Саратовской области в отношении Министерства проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения требований, установленных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 (далее - Правила N 1431), при оказании в 2016 году несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы" за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По результатам указанной проверки Министерству выдано представление N 60-10-26/18-3623 от 22.08.2017, пунктом 1 которого установлено нарушение Бюджетного законодательства Российской Федерации, соглашений о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, заключенных Министерством, которое выразилось в следующем: за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (далее - субсидии), при наличии у 34 сельскохозяйственных товаропроизводителей посевной площади в текущем финансовом 2016 году, занятых овощами открытого грунта, в размере меньшем, чем в предыдущем, 2015 году (общей площадью 3357,5 гектар) им была предоставлена субсидия, учитывая наличие посевной площади в 2015 году, в расчете на 1 гектар посевной площади. Министерством по результатам поступивших отчетов об использовании субсидии в 2016 году сельскохозяйственными товаропроизводителями, являвшимися получателями несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, проверки в отношении них не проводились, а также не применялись меры к указанным сельскохозяйственным товаропроизводителям, не обеспечившим условий в соответствии с бюджетным законодательством и соглашениями о предоставлении субсидии: наличие в 2016 году посевных площадей, учтенных в расчетах на предоставление им субсидии, увеличение производства и реализации овощей открытого грунта (по отношению к 2015 году), выполнение планируемых объемов производства и реализации овощей открытого грунта в 2016 году (указанных ими в представленной информации для получения средств субсидии).
Также в отношении Министерства Управлением вынесено предписание от 22.08.2017 N 60-10-26/18-3622, которым заявителю предписано до 20.12.2017 в соответствии с пунктами 8, 15-19 Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 06.06.2016 N 273-П (далее - Положение N 273-П), пунктами 2.1.2, 2.1.3 Соглашений о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта (далее - Соглашение о предоставлении субсидии), заключенных Министерством с получателями субсидии, принять меры по возврату субсидии в сумме 9 065 250,00 руб., полученной 34 сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые имели в 2016 году посевные площади, занятые овощами открытого грунта, в размере меньшем, чем в предыдущем 2015 году, общей площадью 3357,5 гектар, то есть, не обеспечившим в соответствии с бюджетным законодательством и соглашениями о предоставлении субсидии: наличие в 2016 году посевных площадей, учтенных в расчетах на предоставление им субсидии, увеличение производства и реализации овощей открытого грунта (по отношению к 2015 году), выполнение планируемых объемов производства и реализации овощей открытого грунта в 2016 году (указанных ими в представленной информации для получения средств субсидии).
Не согласившись с предписанием, а также с пунктом 1 представления, Министерство обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые предписание и представление (пункт 1) УФК по Саратовской области соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемых предписания и представления в части пункта 1 недействительными.
Частью 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
В силу части 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемых представления (пункт 1) и предписания послужил вывод УФК по Саратовской области о нарушении Министерством положений пункта 5 Правил N 1431, пунктов 8,17-19 Положения N273-П, пунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.2.1., 2.2.2 Соглашения о предоставлении субсидии, выразившейся в не проведении Министерством проверок и не принятии мер по результатам поступивших отчетов об использовании субсидии в 2016 году к 34 сельскохозяйственным товаропроизводителям, являвшихся получателями несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, и не обеспечившим в соответствии с бюджетным законодательством и соглашениями о предоставлении субсидии наличие в 2016 году посевных площадей, учтенных в расчетах на предоставление им субсидии, увеличение производства и реализации овощей открытого грунта (по отношению к 2015 году), выполнение планируемых объемов производства и реализации овощей открытого грунта в 2016 году (указанных ими в представленной информации для получения средств субсидии).
Согласно части 6 статьи 130 БК РФ (в редакции, действовавшей в 2016 году) операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 132 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (пункт 2 статьи 179 БК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 179 БК РФ государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации).
Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
При рассмотрении спора судами установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, включающая в себя подпрограмму "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства", целью которой является обеспечение устойчивого производства семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; повышение конкурентоспособности производимых картофеля и овощей на внутреннем и внешнем рынках, повышение импортозамещения овощей защищенного грунта.
Задачи подпрограммы - увеличение производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта.
Срок реализации подпрограммы: с 01.01.2015 по 31.12.2020; ожидаемые результаты: увеличение производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, картофеля, овощей открытого грунта.
В целях финансового обеспечения вышеуказанной подпрограммы в Федеральном законе от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и в Федеральном законе от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (Межбюджетные трансферты).
Согласно пункту 2 Правил N 1431 субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку в области растениеводства, а также поддержку в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям по следующим направлениям:
а) оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, за исключением посевных площадей, занятых семенным картофелем (семена 1 -го и 2-го полевого поколения, супер-суперэлиты, суперэлиты, элиты) (далее - семенной картофель) и овощами открытого грунта, включая маточники и семенники овощных культур открытого грунта (далее - поддержка в области растениеводства);
б) оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади.
Согласно пункту 5 Правил N 1431 несвязанная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта осуществляется при наличии у такого сельскохозяйственного товаропроизводителя:
а) посевных площадей, занятых семенным картофелем, и (или) овощами открытого грунта, и (или) маточниками и (или) семенниками овощных культур открытого грунта;
б) документов, подтверждающих производство и реализацию семенного картофеля, и (или) овощей открытого грунта, и (или) семян овощных культур открытого грунта и (или) производство и использование семенного картофеля и (или) семян овощных культур открытого грунта для посадки (посева) на собственных и (или) арендованных землях;
в) подтверждения соответствия партий семян семенного картофеля и (или) семян овощных культур открытого грунта, предусмотренного статьей 21 Федерального закона "О техническом регулировании".
В силу пункта 16 Правил N 1431 поддержка в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, источником финансового обеспечения которой является субсидия, осуществляется по ставкам на 1 гектар посевной площади, занятой семенным картофелем, овощами открытого грунта, маточниками и семенниками овощных культур открытого грунта, определяемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 N 665-П "О внесении изменений в государственную программу Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы" данная программа была дополнена подпрограммой 8 "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства на 2016 - 2020 годы".
Задачами подпрограммы являются: увеличение производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта; повышение урожайности картофеля, овощей открытого и защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, за счет применения современных технологий.
Сроки и этапы реализации подпрограммы - 2016 - 2020 годы.
Общий объем финансового обеспечения подпрограммы на 2016 - 2020 годы составляет 966100,4 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 320988,4 тыс. рублей; 2017 год - 161278,0 тыс. рублей; 2018 год - 161278,0 тыс. рублей; 2019 год - 161278,0 тыс. рублей; 2020 год - 161278,0 тыс. рублей (указано в редакции от 15.08.2016).
Согласно пункту 8 Положения N 273-П субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади при соблюдении следующих условий:
заключение соглашения между министерством и получателем субсидии о предоставлении субсидии по форме, установленной министерством;
наличие посевных площадей, занятых семенным картофелем и (или) овощами открытого грунта, и (или) маточниками и семенниками овощных культур открытого грунта в предшествующем текущему финансовому году, и предоставлении гарантии посева семенного картофеля и (или) овощей открытого грунта, и (или) маточников и семенников овощных культур открытого грунта в текущем финансовом году;
представление отчетности об использовании субсидии по форме, установленной министерством;
подтверждение соответствия партий семян семенного картофеля и (или) семян овощных культур открытого грунта, предусмотренное статьей 21 Федерального закона "О техническом регулировании".
Таким образом, нормативно было закреплено, что предоставление субсидии осуществлялось в расчете на 1 гектар посевной площади в целях увеличения в 2016 году, учитывая сроки и этапы реализации вышеуказанной областной подпрограммы 8 "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства на 2016 - 2020 годы", производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта, и, исходя из данного критерия, с учетом положений части 2 статьи 179 БК РФ, определялся и объем финансового обеспечения на реализацию вышеуказанных государственных программ.
В ходе проверки установлено, что сумма предоставляемой в 2016 году сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии рассчитывалась по площадям, засеянным ими (занятым) овощами открытого грунта в 2015 году, в расчете на 1 гектар посевной площади 2015 года.
При этом 34 сельскохозяйственных производителя имели в 2016 году посевные площади, занятые овощами открытого грунта, в размере меньшем, чем в 2015 году, что подтверждается отчетом об использовании субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля и (или) овощей открытого грунта в 2016 г. Общая площадь, на которую предоставлена субсидия, учитывая наличие посевной площади в 2015 году, и не засеянная в 2016 году составила 3357,5 гектар.
Таким образом, судом установлено, и не оспорено лицами, участвующими в деле, что Министерством были предоставлены субсидии в размере, исчисляемом исходя из посевной площади, засеянной в 2015 году, при этом в 2016 году засеянная площадь была уменьшена, в связи с чем сельскохозяйственными производителями были нарушены правила оказания несвязанной поддержки.
В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на пункты 10,13 Правил N 1431, указывает, что расчет субсидии необходимо осуществлять, используя посевные площади отчетного финансового года (2015).
Указанный довод судебной коллегией отклоняется, поскольку пункты 10,13 Правил N 1431 определяют размер субсидии, предоставляемой бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации на поддержку в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта. Данный размер субсидии определяется законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Кроме того, согласно пункту 17 Правил N 1431 в случае увеличения в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, расчет размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании данных, применяемых при расчете размера субсидии в соответствии с пунктами 6 и 10 настоящих Правил на текущий финансовый год.
В связи с чем доводы апеллянта о том, что сельскохозяйственные товаропроизводители обоснованно получили субсидию в 2016 году за посевные площади 2015 года, апелляционной инстанцией не принимаются.
Также судом учтено, в 2015 году областная подпрограмма 8 "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства на 2016 - 2020 годы" не реализовывалась, следовательно, сельскохозяйственные товаропроизводители области не могли быть ее участниками и, как следствие, получать финансирование, предусмотренное на реализацию данной подпрограммы.
В частности, Законом Саратовской области от 09.12.2015 N 173-ЗСО "Об областном бюджете на 2016 год" Министерству сельского хозяйства Саратовской области предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства на 2016 - 2020 годы" в сумме 159641,8 тыс. рублей, в том числе по мероприятию "Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта" в сумме 31188,4 тыс. рублей.
Законами Саратовской области от 05.12.2014 N 172-ЗСО "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и от 12.12.2016 N 164-ЗСО "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на 2015 и 2017 годы бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства на 2016 - 2020 годы" Министерству сельского хозяйства Саратовской области не предусмотрены, что еще раз подтверждает необходимость расчета субсидий, исходя из площадей, засеянных в 2016 году.
Доводы апеллянта об увеличении производства и реализации овощной продукции, в том числе сельскохозяйственными товаропроизводителями, у которых уменьшилась посевная площадь, опровергается отчетностью 34 сельскохозяйственных товаропроизводителей (в отношение которых было установлено уменьшение посевных площадей), согласно которой в 2015 году произведено 128638,2 тонн овощей открытого грунта, а в 2016 году, несмотря на получение субсидии, - 68551,65 тонн овощей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отдельными сельскохозяйственными товаропроизводителями было обеспечено увеличение производства овощей открытого грунта в 2016 году, не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку, как было указано ранее, Министерству вменяется нарушение расчета, выданных субсидий, установленного Правилами N 1431 на 1 гектар посевной площади.
Довод апеллянта о том, что назначение субсидии сельхозтоваропроизводителям - возмещение части фактически произведенных затрат в предыдущем периоде, опровергается письмом Минфина России от 24.02.2015 N 02-01-10/9077, в котором разъяснено, что субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам могут предоставляться как в целях возмещения затрат, фактически понесенных получателями субсидий, так и в целях финансового обеспечения планируемых получателями субсидий затрат.
Поскольку при проведении внеплановой камеральной проверки Управлением были выявлены вышеуказанные нарушения Министерством пункта 5 Правил N 1431, пунктов 8,17-19 Положения N273-П, пунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.2.1., 2.2.2 Соглашения о предоставлении субсидии, которые нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего спора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у УФК по Саратовской области имелись все основания для выдачи ему оспариваемых представления (пункт 1) и предписания об устранении этих нарушений.
Доказательств нарушения предписанием от 22.08.2017 N 60-10-26/18-3622 и пунктом 1 представления от 22.08.2017 N 60-10-26/18-3623 прав и законных интересов заявителя в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2018 года по делу N А57-22469/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.