г. Хабаровск |
|
30 мая 2018 г. |
А73-645/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
от АО "18 центральный автомобильный ремонтный завод": Тихонов В.В., представитель по доверенности от 29.12.2017;
от Банка ВТБ (ПАО): Солнцева Н.В., представитель по доверенности от 14.02.2018 N 13/702121,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Банка ВТБ (публичное акционерное общество)
на решение от 27.03.2018
по делу N А73-645/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Малашкиным Д.Л.,
по иску акционерного общества "18 Центральный автомобильный ремонтный завод"
к Банку ВТБ (публичное акционерное общество)
об обязании заключить договор банковского счета,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "18 Центральный автомобильный ремонтный завод" (ОГРН 1092723011853, г. Хабаровск, далее - АО "18 ЦАРЗ") обратилось
в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Банку ВТБ (публичное акционерное общество) (ОГРН 1027739609391, г. Санкт-Петербург, далее - Банк ВТБ) об обязании заключить договор банковского счета, открыть счет N 40506810100020038099 и осуществить банковское сопровождение в соответствии с требованиями Федерального закона N 275-ФЗ.
Исковое заявление мотивировано необходимостью осуществления расчетов по государственному контракту в сфере государственного оборонного заказа.
Решением от 27.03.2018 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе с дополнениями Банк ВТБ считает решение подлежащим отмене.
В обоснование указано на положения пункта 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ, запрещающие, при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, банку открывать организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума; Федеральный закон N 275-ФЗ может применяться к правоотношениям сторон только в том случае, если его применение соответствует нормам налогового законодательства и не нарушает основные начала законодательства о налогах и сборах.
При этом, статьей 11 Налогового кодекса РФ дано определение понятию "счет": счета (счет) - это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.
По мнению заявителя жалобы, предусмотренный Федеральным законом N 275-ФЗ отдельный счет обладает признаками счета, определенного пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, в связи с чем к нему применяются положения пункта 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
В подтверждение своей позиции банк ссылается на письма Министерства финансов РФ от 08.02.2016 N 02-02-07/1/6134, от 15.01.2016 N 03-02007/2/778; письмо ФНС от 29.01.2016 N ГД-4-8/1229; письма Министерства обороны России от 14.12.2015 N 211/1616, от 26.05.2016 N 189/2/2632; совместное письмо Министерства финансов РФ и ФНС от 24.10.2016 N Д-16-8/207@.
Кроме того, указано на факт признания АО "18 ЦАРЗ" 25.04.2018 банкротом, с введением процедуры конкурсного производства, в связи с чем открытие должнику новых счетов в данной процедуре не допускается. Указанное следует из письма Центрального Банка РФ от 18.04.2017 N 12-1-5/793.
Отзыв на апелляционную жалобу не направлен.
В судебном заседании представитель Банка ВТБ поддержала доводы жалобы, ссылаясь на прямое нарушение Закона о банкротстве в случае обязания открыть отдельный банковский счет.
Возражая против доводов жалобы, представитель АО "18 ЦАРЗ" указал на неизбежное привлечение к административной ответственности, если не зарезервировать отдельный счет и его не открыть; отказ Министерства обороны России от изменения реквизитов счета.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, пояснения сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 09.01.2017 между Министерством обороны России (государственный заказчик) и АО "18 ЦАРЗ" (исполнитель) в целях выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт N 1717187565082130830000000 на выполнение работ (по содержанию законсервированных и неиспользуемых в текущем производстве мощностей предприятия) для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
В силу пункта 9.2 государственного контракта оплата за фактически выполненные работы осуществляется с лицевого счета заказчика на отдельный счет исполнителя, открытый исполнителем в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" в уполномоченном банке при наличии у исполнителя с таким уполномоченным банком заключенного договора о банковском сопровождении.
Согласно уведомлению Банка ВТБ от 10.10.2016 в целях заключения государственного контракта с Министерством обороны России Банком ВТБ (ПАО) зарезервирован отдельный банковский счет N 40506810100020038099 для АО "18 ЦАРЗ" в Филиале Банка ВТБ (ПАО) в г. Хабаровске.
В соответствии с актом выполнения целевых мероприятий по государственному контракту от 31.10.2017 работы, предусмотренные спорным контрактом N 1717187565082130830000000 от 09.01.2017, выполнены исполнителем и приняты государственным заказчиком.
В связи с необходимостью получения оплаты за выполненные работы по контракту АО "18 ЦАРЗ" обратилось в Филиал Банка ВТБ (ПАО) в г. Хабаровске с письмами от 21.11.2017 N N 467, 468, в которых просило заключить договор банковского сопровождения зарезервированного счета и осуществить банковское сопровождение государственного контракта N1717187565082130830000000 от 09.01.2017, заключенного с Министерством обороны России.
Письмом от 29.11.2017 N 4516/700125 Филиал Банка ВТБ (ПАО) в г.Хабаровске отказал истцу в открытии отдельного расчетного счета, указав на установленный пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ запрет на открытие счетов банками налогоплательщику-организации при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица, а также на наличие в отношении АО "18 ЦАРЗ" решений налогового органа о приостановлении операций по счетам.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В соответствии с пунктом 1 статьи 846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
В силу пункта 2 указанной статьи банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.
При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Закона об обороне к функциям организаций независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обороны относится выполнение договорных обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорных обязательств по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "18 ЦАРЗ" является исполнителем государственного оборонного заказа в рамках государственного контракта N 1717187565082130830000000 от 09.01.2017, заключенного с Министерством обороны Российской Федерации.
Правоотношения по указанному контракту регулируются нормами Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 275-ФЗ правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для обеспечения федеральных нужд, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона N 275-ФЗ установлены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, согласно пункту 4.2 которой уполномоченный банк - банк, выбранный головным исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом и созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта (пункт 10).
Банковское сопровождение сопровождаемой сделки (далее - банковское сопровождение) - обеспечение уполномоченным банком в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также договором о банковском сопровождении, заключенным с головным исполнителем, исполнителем (пункт 11).
Согласно части 1 статьи 8.1 Федерального закона N 275-ФЗ банковское сопровождение осуществляется банком, который создан в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладает лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и в отношении которого Правительством Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации принято решение об отнесении к категории уполномоченных банков.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8.2 Федерального закона N 275-ФЗ уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета.
Конкретный уполномоченный банк выбирается головным исполнителем из числа уполномоченных банков в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ исполнитель заключает договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем; соблюдает режим использования отдельного счета, установленный настоящим Федеральным законом (пункт 5 части 2 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ).
По настоящему спору ответчик является уполномоченным банком в сфере государственного оборонного заказа.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, вышеуказанные нормы права, учитывая, что договор банковского счета является публичным договором, который истец обязан заключить в силу Федерального закона N 275-ФЗ, а ответчик не вправе отказывать истцу в его заключении, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований, обязав Банк ВТБ заключить с АО "18 ЦАРЗ" договор банковского счета, открыть отдельный банковский счет и произвести банковское сопровождение для осуществления расчетов по государственному контракту от 09.01.2017 в сфере государственного оборонного заказа.
Доводы апелляционной жалобы об установлении в пункте 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ запрета на открытие счета, при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика; наличии у Налогового кодекса РФ большей юридической силы, чем у Федерального закона N 275-ФЗ, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Федеральным законом N 275-ФЗ предусмотрено создание банковской системы расчетов по государственному оборонному заказу с использованием отдельных счетов, открываемых и обслуживаемых уполномоченными банками. Для расчетов участников государственного оборонного заказа выбираются уполномоченные банки, открывающие отдельные счета. Отдельные счета обязательны для открытия всеми участниками общественных отношений в сфере государственного оборонного заказа (головных исполнителей и исполнителей).
Частью 2 статьи 8.2 Федерального закона N 275-ФЗ на уполномоченный банк возложен ряд обязанностей:
- заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета. В договор о банковском сопровождении включается условие о согласии клиента на предоставление уполномоченным банком информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом, государственному заказчику, головному исполнителю, исполнителю и ее передачу в единую информационную систему государственного оборонного заказа;
- передавать в единую информационную систему государственного оборонного заказа, в том числе по запросу федерального органа в области обороны, информацию о каждом открытии, закрытии отдельного счета, об изменении его реквизитов, данных об участниках расчетов по государственному оборонному заказу, об исполненных распоряжениях, включая документы, представленные головным исполнителем, исполнителем и являющиеся основанием для составления распоряжений. Информация, указанная в настоящем пункте, предоставляется уполномоченным банком не позднее одного рабочего дня, следующего за днем соответственно исполнения распоряжения, открытия, закрытия отдельного счета, изменения его реквизитов, получения соответствующего запроса;
- осуществлять мониторинг расчетов по государственному оборонному заказу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
- соблюдать установленный настоящим Федеральным законом режим использования отдельного счета и осуществлять контроль за его соблюдением;
- уведомлять головного исполнителя о поступивших распоряжениях исполнителей о совершении операций по отдельному счету, не соответствующих режиму использования данного счета;
В силу части 4 статьи 8.2 Федерального закона N 275-ФЗ неисполнение уполномоченным банком обязанностей, установленных частью 2 настоящей статьи и статьями 8.3, 8.4 и 8.5 настоящего Федерального закона, является основанием для применения к нему мер, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и для привлечения должностных лиц уполномоченного банка к ответственности, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ установлен режим использования отдельного счета, который предусматривает:
1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;
2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:
а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;
б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;
в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;
д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;
е) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
е.1) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
е.2) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;
з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.
Статьей 8.4 Федерального закона N 275-ФЗ установлены операции, совершение которых по отдельному счету не допускается.
Таким образом, открытие отдельного счета является обязанностью исполнителя по государственному оборонному заказу, а цель заключения такого договора - получение вознаграждения за исполнение контракта в сфере государственного оборонного заказа.
При этом, истец лишен возможности каким-либо иным способом получить денежные средства за выполненные работы в рамках государственного контракта, заключенного в целях исполнения государственного оборонного заказа.
Довод жалобы о необходимости применения к отдельному счету пункта 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ, со ссылкой на письма Министерства финансов РФ от 08.02.2016 N 02-02-07/1/6134, от 15.01.2016 N 03-02007/2/778; письмо ФНС от 29.01.2016 N ГД-4-8/1229; письма Министерства обороны России от 14.12.2015 N 211/1616, от 26.05.2016 N 189/2/2632; совместное письмо Министерства финансов РФ и ФНС от 24.10.2016 N Д-16-8/207@, подлежит отклонению, исходя из следующего.
Согласно правовому подходу, сформулированному в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.01.2007 N 12547/06, письма Министерства финансов не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
Таким образом, в силу статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации оспариваемые письма не должны влечь правовых последствий, так как не отвечают критериям, позволяющим признать их в качестве нормативных правовых актов.
По этим же основаниям, подлежит отклонению ссылка в жалобе на письмо Центрального Банка РФ от 18.04.2017 N 12-1-5/793, а также на нарушения Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", учитывая отсутствие иной возможности получения истцом денежных средств за исполнение государственного контракта, заключенного в целях исполнения государственного оборонного заказа.
При этом, Центральным Банком РФ в данном письме указано на отсутствие у Банка России полномочий давать толкования по вопросам применения Федеральных законов N 275-ФЗ и N 127-ФЗ.
Кроме того, по аналогичному спору по делу N А09-15617/2016 Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, с учетом положений статей 8.3 и 8.4 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и режима использования отдельного счета, допускающего списание денежных средств с отдельного счета в целях уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов и исполнение исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств в доход Российской Федерации (Определение N 310-ЭС17-19202 от 20.12.2017).
С учетом установленного, принимая во внимание, что Федеральным законом N 275-ФЗ определена необходимость осуществления расчетов по государственному оборонному заказу только с использованием отдельных счетов, открытых исполнителю в уполномоченном банке, каковым является ответчик, публичность договора и обязанность банка, предусмотренную частью 2 статьи 8.2 Федерального закона N 275-ФЗ, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании действующего законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела.
По указанным основаниям решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.03.2018 по делу N А73-645/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.