г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А26-8696/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Кашиной Т.А., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания: Казначеевым В.О.
при участии:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
от третьих лиц: не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8477/2018) Администрации Лахденпохского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.02.2018 по делу N А26-8696/2017 (судья Колесова Н.С.), принятое
по иску федерального казённого учреждения "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск федерального дорожного агентства"
к Администрации Лахденпохского муниципального района
3-и лица: межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области в Республике Карелия, Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия
об обязании,
установил:
федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" (далее - Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Лахденпохского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) об обязании принять из федеральной собственности в собственность муниципального образования объекты недвижимого имущества:
- участок автомобильной дороги А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" км 172+427 - км 179+115 (кадастровый номер сооружения - 10:12:0000000:5270;
- участок автомобильной дороги А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" км 189+688 - км 197+1027 (кадастровый номер сооружения - 10:12:0000000:5269).
Определением от 01.09.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия и межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
Решением от 06.02.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что Администрация подконтрольна Совету ЛМР, решением которого в принятии спорного имущества в муниципальную собственность было отказано. Кроме того, Администрация не имеет финансовых средств, требующихся на содержание спорного имущества.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Карелия от 31.10.2008 N 655-р за истцом на праве оперативного управления закреплено государственное имущество, включая автомобильную дорогу Санкт-Петербург-Сортавала км 154+450 - кс 238+733 (л.д.19-23 том 1).
26.11.2015 введен в эксплуатацию новый участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения (л.д.24-27 том 1) А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" на участке км 173 - км 197 в Лахденпохском районе Республики Карелия, являющийся спрямлением-обходом населенных пунктов п. Куркиёки и п. Отсанлахти.
В результате строительства новой дороги федерального значения образовались дублирующие участки дороги старого направления с км 172+427 по км 179+115 и с км 189+688 по км 197+1027, утратившие федеральное значение. Государственный комитет по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК, рассмотрев обращение истца по вопросу передачи в собственность Республики Карелия участка автомобильной дороги А-121 "Сортавала" км 179+115 - км 189+688 сообщил о возможности отнесения вышеуказанных участков дороги к автомобильным дорогая общего пользования регионального или муниципального значения (л.д.42 том 1).
Письмом от 17.02.2017 (л.д.43-44 том 1) истец обратился в Администрацию Лахденпохского муниципального района с просьбой принять участки автомобильной дороги старого направления км 172+427 по км 179+115 и км 189+688 по км 197+1027 в муниципальную собственность. Письмом от 11.04.2017 (л.д.45 том 1) Администрация сообщила об отказе принять участки дороги в собственность, что оформлено протоколом заседания Совета Лахденпохского муниципального района от 30.03.2017 (л.д.46-49 том 1).
Отказ в принятии в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества - участков автодороги, утративших федеральное значение, явился основаниям для обращения с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
При этом согласно пункту 2 части 2, части 4 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности городского округа могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога это - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (часть 11 статьи 5).
Как разъяснено в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.11.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также принимая во внимание положения Закона об автомобильных дорогах, суд пришел к обоснованному выводу, установив, что спорный объект в силу прямого указания закона является объектом муниципальной собственности, предназначен для решения вопросов местного значения, не может находиться в федеральной собственности, поскольку не является имуществом, необходимым для обеспечения деятельности федеральных государственных учреждений, следовательно, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Довод подателя жалобы о том, что в связи с отсутствием решения Совета ЛМР о передаче в муниципальную собственность спорного имущества отсутствует основание для принятия спорного имущества в муниципальную собственность, отклонен судом ввиду следующего.
В силу абзаца 19 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность (абзац 16 пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ установлено, что органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании вышеуказанного решения в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, вытекает из прямого указания закона, на что правильно указано судом в решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционный суд согласен и не опровергают выводов суда, основанных на правильном толковании норм материального и процессуального права, примененных к установленным обстоятельствам дела.
Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.02.2018 по делу N А26-8696/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.