г. Москва |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А41-89980/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Семушкиной В.Н., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Центр детского творчества" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.03.2018, принятое судьей Минаевой Н.В., по делу N А41-89980/17 по иску Администрации городского округа Чехов Московской области к ООО "Центр детского творчества" о взыскании денежных средств в размере 294 700 рублей за неисполнение условий договора о предоставлении субсидии за счет средств бюджета Чеховского муниципального района,
с участием в деле Контрольно-счетной палаты городского округа Чехов в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Чехов Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Центр детского творчества" о взыскании денежных средств в размере 294 700 рублей за неисполнение условий договора о предоставлении субсидии за счет средств бюджета Чеховского муниципального района.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата городского округа Чехов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.03.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Администрация городского округа Чехов представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца, ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Чеховского муниципального района от 07.10.2014 N 1734/17-1 утверждена муниципальная программа "Предпринимательство в Чеховском муниципальном районе", которая предусматривает необходимость комплексного и последовательного подхода, рассчитанного на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" и согласно порядку предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы "Предпринимательство в Чеховском муниципальном районе", утвержденным постановлением Администрации Чеховского муниципального района от 03.04.2015 N 0210/17-01/2015 "Об утверждении порядка предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы "Предпринимательство в Чеховском муниципальном районе" (далее - Порядок) между Администрацией Чеховского муниципального района Московской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Центр детского творчества" был заключен договор от 04.08.2016 N 90 о предоставлении субсидии за счет бюджета Чеховского муниципального района.
Ответчику предоставлена субсидия в размере 294 700 рублей.
Согласно пункту 3.2.4 раздела 3 договора в случае установления по итогам проверок, проведённых Администрацией, а так же иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта ненадлежащего выполнения получателем целей и условий предоставления субсидии, установленных договором и порядком проведения конкурсного отбора, а так же своих обязательств, установленных настоящим договором, администрация вправе требовать от получателя возврата субсидии.
Согласно п. 3.3.6 договора получатель обязан: предоставлять необходимую информацию и документы при проведении администрацией, органами государственного финансового контроля и иными уполномоченными органами проверок целей и условий предоставления субсидии и выполнения получателем обязательств по настоящему договору.
Согласно п. 3.5 договора получатель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, информации и документов, предоставляемых в администрацию в том числе для получения субсидии, а также за целевое использование средств бюджета Чеховского муниципального района.
На основании пункта 5 раздела IV Порядка субъекты муниципальной программы несут ответственность в соответствии с законодательством за достоверность сведений, предоставляемых в Администрацию, а в случае неисполнения обязательств по договору сумма субсидии подлежит возврату в бюджет Чеховского муниципального района.
Как следует из материалов дела, Контрольно-счетной палатой Чеховского муниципального района Московской области был проведен аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2016 году в виде субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, при проведении которого были выявлены следующие нарушения условия предоставления ООО "Центр детского творчества" субсидий:
- был выявлен факт недостоверности сведений, содержащихся в предоставленных ООО "Центр детского творчества" для получения субсидии документах, в отчетах об эффективности использования субсидии и в анкете получателя поддержки, а именно:
- в заявлении на предоставление субсидии относительно выручки от реализации услуг за 2015 календарный год указано - 1 667 800,0 руб., согласно сведениям, указанным в книге доходов и расходов - 1 486 800,0 руб.;
- в отчете об эффективности использования средств субсидии организацией - по сумме фактической средней заработной платы - указано 10 159,0 руб. в платежно-расчетных ведомостях - 10 068,0 руб.. - по сумме фактической выручки от реализации услуг 1 782,0 тыс. руб., по книгам учета доходов и расходов за 2016 год - 1 801,6 тыс. руб., - по сумме увеличения выручки от реализации товаров и услуг - увеличение на 291,0 тыс. руб. - в действительности - на 315,0 тыс. руб.;
- в анкете получателя поддержки относительно суммы выручки от реализации услуг - 1,829 тыс. руб., в книге учета доходов и расходов - 1 801,6 тыс.руб.
07.08.2017 руководителю ООО "Центр детского творчества" было направлено требование о возврате субсидии от 07.08.2017 N 162/эк-03, предусмотренное ч. 3 раздела V Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства муниципальной программы "Предпринимательство в Чеховском муниципальном районе", утвержденного постановлением Администрации Чеховского муниципального района от 03.04.2015N 0210/17-01/2015.
11.08.2017 Администрацией Чеховского муниципального района был получен ответ N 2/8 от ООО "Центр детского творчества" об отказе в возврате субсидии и незаконности требования Администрации Чеховского муниципального района.
Согласно ч. 5 раздела V Порядка в случае неисполнения получателем субсидии требования о возврате субсидии Администрация производит ее взыскание в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В адрес ООО "Центр детского творчества" было направлено претензионное письмо от 14.09.2017 N 383/ 18-04/2017 с требованием о возврате субсидии и указанием на то, что в случае невозвращения субсидии в бюджет Чеховского муниципального района, Администрация будет вынуждена обратиться в суд в целях защиты своих прав
Документы, подтверждающие перечисление ответчиком денежных средств в бюджет, не представлены.
В связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что ответчиком в администрацию для получения субсидии были представлены недостоверные сведения о показателях своей деятельности.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.
Так в силу п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Постановлением Администрации Чеховского муниципального района от 03.04.2015 N 0210/17-01/2015 утвержден Порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы "Предпринимательство в Чеховском муниципальном районе".
Частью 1 раздела V Порядка предусмотрен перечень оснований для возврата субсидии в случае нарушения условий ее предоставления, а именно:
- непредставление субъектом малого и среднего предпринимательства документов, установленных договором;
- выявление факта недостоверности сведений, содержащихся в представленных для получения субсидии документах, установленных настоящим Порядком, или документах, установленных договором;
- объявление о несостоятельности (банкротстве), ликвидация или реорганизация субъекта малого и среднего предпринимательства.
Нарушение условий предоставления ответчику субсидии выявлено Контрольно-счетной палатой Чеховского муниципального района Московской области в результате проведения контрольных мероприятий (л.д. 8-9).
По итогам проведения указанных мероприятий, в адрес ООО "Центр детского творчества" направлено предписание о возврате субсидии в размере 294 700 рублей.
Данное предписание ООО "Центр детского творчества" не исполнено.
При указанных обстоятельствах, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание факт недостоверности сведений, содержащихся в представленных ответчиком для получения субсидии документах, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований.
Ответчик, не оспаривая факт предоставления недостоверных сведений при получении субсидии, ссылается на то обстоятельство, что была допущена бухгалтерская ошибка, которая носила несущественный характер, и поэтому, по мнению ответчика, данное обстоятельство не может служить основанием для возврата субсидии.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает указанные доводы ответчика необоснованными, поскольку доказательств исправления указанной ошибки ответчиком не представлено.
Кроме того, раздел V Порядка не содержит указаний на существенный или несущественный характер нарушений, а указывает на выявление факта недостоверности сведений, содержащихся в представленных для получения субсидии документах.
По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса РФ и в соответствии с пунктом 2.2 части III Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы "Предпринимательство в Чеховском муниципальном районе", утвержденным Постановлением Администрации Чеховского муниципального района от 03.04.2015 N 0210/17-01/2015, необходимым условием предоставления субсидии является представление полного комплекта документов, содержащих достоверную информацию о деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2.4.3 Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства по результатам рассмотрения заявки Рабочей группой принимается положительное (отрицательное) заключение о результатах рассмотрения заявки и допуске (отказе в допуске) к участию в конкурсном отборе по установленной форме согласно приложению.
Критериями для принятия заключения являются:
а) соответствие заявки форме и Перечню;
б) полный пакет документов;
в) отсутствие нечитаемых исправлений в документах;
г) соблюдение условий предоставления субсидий, установленных постановлением;
д) соответствие условиям мероприятия Подпрограммы, по которому подается Заявка;
е) достоверность сведений, содержащихся в заявке, проверка которых проводится Рабочей группой.
Согласно пункту 1 части IV Порядка в случае выявления недостоверных или неполных сведений, представленных в заявлении субъекта малого и среднего предпринимательства, такие лица отстраняются от участия в мероприятиях подпрограммы (л.д. 98).
Поскольку в рассматриваемом случае ответчиком для получения субсидии были представлены недостоверные сведения, данное обстоятельство является основанием для возврата субсидии.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.03.2018 по делу N А41-89980/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.