г. Челябинск |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А07-36291/2017 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07 марта 2017 г. по делу N А07-36291/2017 (судья Перемышлев И.В.).
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее - истец, УФСИН по РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "Агропродакс" (далее - ответчик, ООО ТД "Агропродакс") о взыскании неустойки в размере 86 689 руб. 85 коп.
Решением суда первой инстанции от 07.03.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции УФСИН по РБ, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что срок действия Постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" ограничен 2016 годом, а на момент списания неустойки аналогичные указанным антикризисные меры на 2017 год Правительством Российской Федерации не были приняты.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 272Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 10.05.2018.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО ТД "Агропродакс" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено из материалов дела, 07.10.2016 между УФСИН России по Республике Башкортостан (истец, государственный заказчик) и ООО "Агропродакс" (ответчик, поставщик) был заключен государственный контракт на поставку продуктов питания N 0101100000116000145_233430/3/13-509, согласно которого поставщик обязуется передать товар государственному заказчику либо по его указанию иному лицу (грузополучателю), а государственный заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар на условиях настоящего контракта. Наименование, количество, цена и стоимость товара укачаны в спецификации, являющейся Приложением N 1 к настоящему контракту.
В соответствии с пунктом 3.1. контракта N 3/13-509, сумма настоящего Контракта является фиксированной и составляет 1 049 580 (один миллион сорок девять тысяч пятьсот восемьдесят) руб. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев снижения цены контракта по соглашению сторон, без изменения, предусмотренного контрактом количества товара и иных условий исполнения контракта. Оплата за поставленный товар производятся государственным заказчиком в форме безналичного денежного расчета за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета в течение 30 дней после предоставления поставщиком государственному заказчику подписанных и заверенных печатями грузополучателя счета, счета-фактуры (при наличии) и товарной накладной (пункты 3.3., 3.4. контракта).
Спецификацией (приложение N 1) к государственному контракту, сторонами предусмотрена поставка товара: Морковь сушеная выработанная в соответствии с ГОСТ 32065-2013. Российского производства в количестве 9000 кг на общую стоимость 1 049 580 руб. с остаточным сроком хранения (срок годности) на момент поставки 10 (десять) месяцев. Упаковка: упакована в герметичные мешки весом 20 кг, упаковка товара герметичная в соответствии с требованиями ГОСТ 13342. Условиям поставки товара, отгрузке товара: Способ доставки товара до грузополучателя определяется поставщиком самостоятельно. Поставка товара осуществляется поставщиком за счет собственных средств и заказчиком не возмещается. Качество поставляемого товара соответствует всем требованиям, изложенным, в ГОСТ 32065-2013 подтверждаются декларацией о соответствии подтверждающим качество продукции.
Согласно ведомости поставки и адреса грузополучателя (приложение N 2), грузополучателем является ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Башкортостан, адрес грузополучателя: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Б. Гражданская, 45, сроки (периоды) поставки: поставка должна быть осуществлена до 15.11.2016 (поставка товара осуществляется силами и средствами поставщика).
Во исполнение условий контракта, ответчик поставил товар (Морковь сушеная ГОСТ 32065-2013) по товарной накладной от 02.12.2016 N 29 на сумму 1 049 580,00 руб.
В свою очередь, истец оплатил поставленный товар на сумму 1 049 580 руб. платежным поручением от 16.12.2016 N 633738.
Кроме того, между УФСИН России по Республике Башкортостан и ООО "Агропродакс" был заключен государственный контракт на поставку продуктов питания от 07.10.2016 N 0101100000116000146_233430/3/13-510.
Согласно пунктам 1.1., 1.2. контракта поставщик обязуется передать товар государственному заказчику либо по его указанию иному лицу (грузополучателю), а государственный заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар на условиях настоящего контракта. Наименование, количество, иена и стоимость товара укачаны в спецификации, являющейся Приложением N 1 к настоящему контракту.
В соответствии с пунктами 3.1., 3.3., 3.4., контракта N 3/13-510, сумма настоящего контракта является фиксированной и составляет 968 352 (девятьсот шестьдесят восемь тысяч триста пятьдесят два) руб. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев снижения цены контракта по соглашению сторон, без изменения, предусмотренного контрактом количества товара и иных условий исполнения контракта. Оплата за поставленный товар производятся государственным заказчиком в форме безналичного денежного расчета за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета в течение 30 дней после предоставления поставщиком государственному заказчику подписанных и заверенных печатями грузополучателя счета, счета-фактуры (при наличии) и товарной накладной.
Спецификацией (приложение N 1) к государственному контракту, сторонами предусмотрено поставка товара: Свекла сушеная выработанная в соответствии с ГОСТ 32065-2013. Российского производства в количестве 8ь 400 кг на общую стоимость 968 352 руб. с остаточным сроком хранения (срок годности) на момент поставки 10 (десять) месяцев. Упаковка: упакована в герметичные мешки весом 20 кг, упаковка товара герметичная в соответствии с требованиями ГОСТ 13342. Условиям поставки товара, отгрузке товара: Способ доставки товара до грузополучателя определяется поставщиком самостоятельно. Поставка товара осуществляется поставщиком за счет собственных средств и заказчиком не возмещается. Качество поставляемого товара соответствует всем требованиям, изложенным, в ГОСТ 32065-2013 подтверждаются декларацией о соответствии подтверждающим качество продукции.
Согласно ведомости поставки и адреса грузополучателя (приложение N 2), грузополучателем является ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Башкортостан, адрес грузополучателя: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Б. Гражданская, 45, сроки (периоды) поставки: Поставка должна быть осуществлена до 15.11.2016 (Поставка товара осуществляется силами и средствами Поставщика).
Во исполнение условий контракта, ответчик поставил товар (Свекла сушеная ГОСТ 32065-2013) по товарной накладной от 02.12.2016 N 30 на сумму 968 352,00 руб.
В свою очередь, истец оплатил поставленный товар на сумму 968 352 руб. 00 коп. платежным поручением от 19.12.2016 N 653022.
Истец указал, что в соответствии с условиями контрактов и ведомостью поставки, поставка должна быть осуществлена по контрактам в срок до 15.11.2016. Фактически поставка осуществлена 07.12.2016.
Согласно пункту 9.4 контрактов, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере, определяемом в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Истцом 16.01.2017 в адрес ответчика были направлены претензии с требованием в срок до 28.02.2017 выплатить предусмотренные неустойки (штрафы, пени).
В свою очередь, ответчик в ответ на претензии от 16.01.2017 N б/н указал, что обязательства по поставке моркови сушеной, сорт - первый ГОСТ 32065-2013, свеклы сушеной, сорт - первый ГОСТ 32065-2013 выполнены в полном объеме. С суммой определенной претензией от 16.01.2017 б/н согласны. В связи с вышеизложенным, просим произвести списание пени.
Пени за просрочку исполнения контракта, рассчитанные в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2013 N 02-02-04/60726:
- по контракту от 07.10.2016 N 0101100000116000145_233430/3/13-509 составляют: 44 082 руб. 36 коп.
- по контракту от 07.10.2016 N 0101100000116000145_233430/3/13-510 составляют: 42 607 руб. 49 коп.
Итого пени по государственным контрактам от 07.10.2016 N N 3/13-509, 3/13-510 составляют 86 689 руб. 85 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по своевременной поставке товара послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Поставщик по договору поставки обязуется передать в обусловленный срок товары покупателю, а последний обязуется оплатить поставляемые товары в сроки, предусмотренные договором поставки (506, 516 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Как следует из пункта 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (пункт 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 6.1 Федерального закона N 44-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (действовавшему в спорный период) предусмотрено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Судом установлено, что право на списание пени возникло на стороне ответчика в 2016 году, то есть до окончания срока действия Постановления N 190, соответствующая такому праву обязанность истца как государственного заказчика не была исполнена.
В подпункте "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление N 190) изложено, что если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Данная норма является императивной и, исходя из ее буквального толкования, устанавливает обязательство заказчика произвести списание сумм неустоек (штрафов, пеней) при наличии предусмотренных Постановлением N 190 оснований.
Из положений пункта 5 Постановления N 190 следует, что списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего Постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Все обязательства по контрактам в полном объеме исполнены в 2016 году. Цена государственных контрактов составляет 1 049 580 руб. и 968 352 руб., сумма начисленной неустойки не превышает 5 процентов от цены контрактов.
Ответчиком в материалы дела представлено уведомление от 03.05.2017 N 1 о списании начисленных сумм неустоек по контрактам от 07.10.2016 N 3/13- 509, N 3/13-510 с приложением актов сверки взаимных расчетов на 04.05.2017, согласно которого заказчик в соответствии с Приказом УФСИН по РБ от 03.05.2017 N 240 уведомил о списании неуплаченных неустоек (пеней, штрафов) в сумме 86 689,85 руб.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для списания начисленной неустойки, апелляционной инстанцией отклоняются, поскольку на дату возникновения у поставщика ответственности в виде уплаты неустойки, Постановление N 190 являлось действующим.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы заявителя жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07 марта 2017 г. по делу N А07-36291/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.