г. Киров |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А29-17475/2017 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Черных Л.И.
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.03.2018 по делу N А29-17475/2017, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Огородниковой Н.С.
по заявлению Государственного учреждения "Республиканская детская клиническая больница"
(ИНН: 1101487086, ОГРН: 1021100526039)
к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонду социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
о признании недействительным решения,
установил:
Государственное учреждение "Республиканская детская клиническая больница" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) от 10.11.2017 N 93 в части предложения уплатить страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 425 рублей 24 копеек, начисления пени в размере 07 рублей 32 копеек, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 285 рублей 05 копеек.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Фонд указывает, что действующим законодательством не предусмотрена единовременная компенсация работникам, принятым на квотированные рабочие места впервые после получения медицинского образования, либо переехавшим в Республику Коми, следовательно, данная выплата подлежит обложению страховыми взносами. Фонд считает, что спорная выплата относится к категории стимулирующих выплат (иных поощрительных выплат).
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 16.04.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17.04.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка в отношении Учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, результаты которой отражены в акте от 13.10.2017 N 191с/в.
В ходе проверки установлено, в том числе, занижение базы по страховым взносам на сумму единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с высшим образованием, принимаемому на квотированные рабочие места, заключившему трудовой договор с Учреждением в 2014-2015 годы.
По итогам рассмотрения материалов проверки исполняющим обязанности управляющего Фонда принято решение от 10.11.2017 N 93 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 1 220 рублей 64 копеек. Данным решением Учреждению предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 6 103 рублей 18 копеек страховых взносов, 245 рублей 30 копеек пени.
Не согласившись с решением Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статьей 3, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и исходил из того, что спорная выплата не подлежит обложению страховыми взносами.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для упомянутых плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, названных в статье 9 Закона.
В силу статьи 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129 ТК РФ).
Таким образом, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Учреждением в 2015 году произведена единовременная компенсационная выплата медицинскому работнику с высшим образованием - врачу анестезиологу-реаниматологу в размере 100 000 рублей, предусмотренная Постановлением Правительства Республики Коми от 08.05.2014 N 181 "О предоставлении мер социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение системы здравоохранения Республики Коми" (далее - Постановление Правительства Республики Коми от 08.05.2014 N 181).
В связи с досрочным расторжением трудового договора часть компенсации в размере 50 853 рублей 94 копеек возвращена работником в бюджет Республики Коми. Компенсационная выплата в размере 49 146 рублей 06 копеек признана Фондом выплатой трудового характера, подлежащей обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование.
Между тем, согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 420 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Развитие здравоохранения", во исполнение которого было принято Постановление Правительства Республики Коми от 08.05.2014 N 181, задачей предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам является достижение полноты укомплектованности медицинских учреждений медицинскими работниками.
Данная выплата производится единовременно, предоставляется после заключения трудового договора и подачи работником соответствующего заявления, и заключения договора на получение единовременной компенсационной выплаты с медицинским работником.
Условием для предоставления выплаты является обязанность медицинского работника в течение трех лет (без учета нахождения в отпуске по уходу за ребенком) работать по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с соответствующей медицинской организацией (подпункт 1 пункта 3.2 договора на получение единовременной компенсационной выплаты с медицинским работником от 07.10.2015, подпункт "а" пункта 9 Приложения N 1 Постановления Правительства Республики Коми от 08.05.2014 N 181).
Таким образом, спорная выплата не связана с выполнением работником трудовых обязанностей, поскольку не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, не исчислялась исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, была осуществлена Учреждением вне зависимости от квалификации работника (за исключением единого требования к возрасту и образованию), не являлась оплатой труда, стимулирующей и компенсационной выплатой по смыслу статьи 129 ТК РФ.
Данная выплата носит социальный характер и имеет цель обеспечение медицинских учреждений медицинскими работниками.
В связи с этим указанная выплата не является объектом для начисления страховых взносов, и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку установленных выше обстоятельств и выводов не опровергают и о правомерности позиции Фонда не свидетельствуют.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми о признании недействительным обжалуемого решения Фонда является обоснованным и законным, подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.03.2018 по делу N А29-17475/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Л.И. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-17475/2017
Истец: ГУ Республиканская детская клиническая больница
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми