г. Владивосток |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А24-155/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей А.В. Гончаровой, Н.Н. Анисимовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Северо-Восточный ремонтный центр",
апелляционное производство N 05АП-2959/2018
на решение от 12.03.2018
судьи Д.В.Курмачева
по делу N А24-155/2018 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению акционерного общества "Северо-Восточный ремонтный центр" (ИНН 4102009338, ОГРН 1084141000492, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.02.2008)
об оспаривании предписания Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края (ИНН 4101120911, ОГРН 1074101008080, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.12.2007) от 16.11.2017 N 46-5 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
при участии: от АО "Северо-Восточный ремонтный центр" - Бурмистрова Н.А. - представитель по доверенности от 01.12.2017, сроком действия до 31.12.2018, паспорт; от Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Северо-Восточный ремонтный центр" (далее - заявитель, АО "СВРЦ", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным предписания N 46-5 Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края (далее - Минспецпрограмм Камчатского края, Министерство), выданное на основании акта проверки N 46 от 16.11.2017 (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 12.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, в части признания законным и обоснованным пункта 4 предписания от 16.11.2017 N 46-5, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Камчатского края от 12.03.2018 в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что вывод суд первой инстанции об обязанности общества обеспечить укрытие персонала в защитных сооружениях гражданской обороны при возникновении чрезвычайной ситуации основан на положениях нормативных актов, соблюдение требований которых не являлось предметом проводимой проверки. Кроме того, судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка условиям договора, согласно которому на общество возложена обязанность по содержанию защитных сооружений. Поясняет, что акт проверки, на основании которого выдано оспариваемое предписание, не содержит сведений, в силу прямого указания какого закона общество обязано обеспечить укрытие рабочего персонала в убежище. Полагает, что суд первой инстанции не исследовал нарушение Министерством статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Считает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы общества об отсутствии финансирования в рамках исполнения договора от 10.12.2009 N 256. Вместе с тем, в ходе проведения проверки обществом представлено обращение в адрес ТУ ФАУГИ в Камчатском крае о финансировании капремонта бомбоубежищ.
Министерство специальных программ и по делам казачества Камчатского края, извещенное в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании статьи 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие Министерства.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу считает решение Арбитражного суда Камчатского края законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ, на основании определения председателя Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 произведена замена председательствующего судьи О.Ю. Еремеевой на судью Г.Н. Палагеша. Рассмотрение апелляционной жалобы началось сначала в связи с изменением состава суда на основании пункта 2 части 2 статьи 18 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив в порядке статей 258, 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в период с 24.10.2017 по 16.11.2017, на основании приказа от 20.09.2017 N 46 Минспецпрограмм Камчатского края в отношении АО "СВРЦ" проведена плановая выездная проверка с целью проведения комплекса мероприятий по оценке соответствия осуществляемой деятельности обязательным требованиям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проверка проведена в рамках осуществления регионального государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регионального, межмуниципального и муниципального характера в Камчатском каре
Результаты проверки отражены в акте от 16.11.207 N 46.
В ходе проверки министерством выявлены нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые выразились в следующем:
1. Не разработаны паспорта безопасности радиационно-опасных объектов АО "СВРЦ" (2 береговых РОО (здания N 5, N 6); 3 плавучих РОО (пункт временного хранения радиационных блоков плавучести (ПВХ РБП), плавучее средство (РРК-1960), большой плавучий док (БПД-90));
2. Не создана локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3. Нештатное аварийно-спасательное формирование АО "СВРЦ" не аттестовано в установленном порядке - отсутствует свидетельство на право ведения аварийно- спасательных работ в чрезвычайных ситуациях;
4. На территории АО "СВРЦ" находится защитное сооружение гражданской обороны - убежище (инв. N 3, 4), оборудованное по проекту системами жизнеобеспечения, тип: отдельно стоящие, вместимость 100 человек. Входы защитного сооружения не защищены от атмосферных осадков. Требуется ревизия (профилактика) защитных устройств (дверей, противовзрывных устройств), установка подставок в целях предупреждения возникновения перекоса полотна. Защитное сооружение не обозначено, отсутствует знак, а также на дверях отсутствует нумерация в проемах. В помещении защитного сооружения высокая сырость, отсутствует отопление, температура воздуха в помещениях данного защитного сооружения не поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации. Инженерно-техническое оборудование находится в неисправном состоянии: - система вентиляции в не рабочем состоянии, разукомплектовано оборудование в системе чистой вентиляции и фильтровентиляции; - система энергоснабжения в не рабочем состоянии. Проверкой установлено, что для функционирования защитного сооружения требуется его капитальный ремонт с восстановлением систем жизнеобеспечения;
5. Не в полном объеме осуществляется планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, а именно в пункте "а" раздела 2 Плана действий АО "СВРЦ" по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при возникновении аварий с выбросом радиоактивных веществ (радиационном заражении) не предусмотрено укрытие персонала в защитных сооружениях гражданской обороны.
Предписанием от 16.11.2017 N 46-5 на общество возложена обязанность устранить допущенные нарушения в срок до 02.07.2018.
Не согласившись с указанным предписанием, посчитав, что данный акт не соответствует закону, нарушает их права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, возникающие в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливаются Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Положение о государственном надзоре), утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418, и иными нормативными документами, содержащими требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а отношения, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закон N 28-ФЗ под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Закона N 28-ФЗ в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.
Действие Федерального закона N 68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 27 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрено, что государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены статьей 14 Федерального закона N 68-ФЗ. Указанная норма распространяется на все организации.
Согласно пункту 3 Положения о государственном надзоре государственный надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции.
Порядок осуществления регионального государственного надзора устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом Положения о государственном надзоре (пункт 6 Положения о государственном надзоре).
Постановлением Правительства Камчатского края от 28.07.2016 N 293-П утверждены Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Камчатском крае (далее - Порядок) и Перечень должностных лиц Минспецпрограмм Камчатского края, уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Камчатском крае (далее - Перечень должностных лиц).
В соответствии с пунктами пунктам 3, 4 Порядка государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Министерством специальных программ и по делам казачества Камчатского края посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии с Законом N 294-ФЗ.
Плановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок проводятся должностными лицами Минспецпрограмм Камчатского края (пункт 5 Порядка).
Пунктами 3, 4 Перечня должностных лиц предусмотрено, что региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС в Камчатском крае уполномочены, кроме прочих, осуществлять начальник отдела регионального государственного надзора и главный специалист-эксперт отдела регионального государственного надзора.
Приказом Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края от 29.09.2016 N 92-п утвержден Административный регламент исполнения Министерством специальных программ и по делам казачества Камчатского края государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с которым региональный государственный надзор осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (далее - единая система), в целях проверки полноты выполнения требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновении.
Согласно указанному выше приказу уполномоченные должностные лица министерства при исполнении государственной функции вправе, в том числе осуществлять проверку выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объектами надзора., выдавать руководителя, иным должностным лицам или уполномоченным представителям объектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части исполнения выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки, составлять осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях
Следовательно, начальник отдела регионального государственного надзора Министерства в пределах своих полномочий осуществляют надзор, в том числе путем выставления в адрес проверяемых организаций предписаний об устранении нарушений и соблюдении действующих требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий Министерства.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (части 2, 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
Пунктом 8 части 2 статьи 14 указанного Закона установлено, что в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе: перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
По правилам части 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Закона N 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
Предписание должно содержать указание на нарушенную норму закона, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, а также быть исполнимым.
Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для определенной организации (предпринимателя), принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер в установленные в предписании сроки.
Тем самым, вынесение предписания влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить некоторые действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.
Предписание должно отвечать условию законности.
Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела, является установление законности вынесенного предписания.
Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет недействительность предписания.
Суд первой инстанции, отказал в призвании пунктов 1-3 и 5 предписания от 16.11.2017 N 46-5 незаконными, как несоответствующих законодательству Российской Федерации, в этой части общество решение суда не оспаривает.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о признании пункта 4 указанного выше предписания, правомерно исходил из следующего.
По правилам статьи 6 Закон N 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты гражданской обороны.
Пунктом 10 Порядка установлено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В силу пункта 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, организации, наряду с иными субъектами, в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Пунктом 10 данного Положения предусмотрено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Использование убежищ в режиме повседневной деятельности осуществляется в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583).
На основании пунктов 1.3 - 1.8 Правил N 583 организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать своевременное техническое обслуживание, ремонт и содержание их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Согласно пункту 2.1 Правил N 583 учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета таких сооружений, форма которого приведена в приложении N 5.
Документальным основанием для ведения учета защитных сооружений гражданской обороны является паспорт сооружения, который оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 3.2.2. Правил эксплуатации защитных сооружений при эксплуатации защитных сооружений в мирное время запрещается, в том числе, перепланировка помещений. При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Пунктам 3.2.6 и 3.2.7 Правил предусмотрено, что входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод. Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации.
В силу пункта 3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Пунктом 6.2.1 Правил установлено, что обозначению подлежат все ЗС ГО. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО. Знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее 50 x 60 см, внутри которого указывается: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц). Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. Высота букв 3 - 5 см, ширина - 0,5 - 1,0 см (Приложение N 4).
Согласно пункту 6.2.2 Правил на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ указывается порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны: "Дверь N 1", "Ставень N 2" и т.д. Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ АО "СВРЦ" является правопреемником ФГУП "Северо-Восточного ордена Трудового Красного Знамени регионального центра по ремонту и утилизации вооружения и военной техники" Министерства обороны Российской Федерации, которым и были созданы вышеуказанные защитные сооружения. Основной вид деятельности предприятия после смены собственника не изменился - ремонт и техническое обслуживание судов и лодок.
Из материалов дела следует, что между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае и АО "СВРЦ" 10.12.2009 заключен договор N 256 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны.
Пунктом 2.1 договора предусмотрена обязанность заявителя сохранять защитные сооружения в состоянии, согласно акта-передачи, а также принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений при финансировании из бюджета соответствующего уровня.
Пунктом 3.4 Устава АО "СВРЦ" предусмотрено, что общество осуществляет организацию и проведение мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Содержание ЗСГО является одним из мероприятий в области ГО и ЧС.
Из акта приема-передачи имущества гражданской обороны - коллективных сооружений от 10.12.2009 следует, что под пунктами 3 и 4 поименованы защитные сооружения, явившееся предметом проверки.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.11.2007 серии 41 АВ 008043 указанные выше сооружения принадлежит РФ на праве собственности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у общества статуса эксплуатирующей организации по отношению к защитным сооружениям как защитным сооружениям гражданской обороны.
На основании вышеуказанных норм и установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество обязано поддерживать находящиеся в его пользовании защитные сооружения гражданской обороны в готовности к приему укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного времени.
Ссылка апеллянта о том, что суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы общества об отсутствии финансирования в рамках исполнения договора от 10.12.2009 N 256, судебной коллегией отклоняется. Факт отсутствие финансирования необходимого для содержания защитных сооружений не освобождают общество от обязанности соблюдать законодательство Российской Федерации в области эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Довод апеллянта о том, что в ходе проведения проверки обществом представлено обращение в 2016 году в адрес ТУ ФАУГИ в Камчатском крае о финансировании капремонта бомбоубежищ не свидетельствует о выполнении обществом своей обязанности по сохранности защитных сооружений с 2009 года, поскольку иных документов, расчетов о необходимости финансовых средств для поддержания указанных объектов не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка условиям договора, согласно которому на общество возложена обязанность по содержанию защитных сооружений, судом апелляционной инстанции не принимается. Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения оценивал все обстоятельства настоящего дела в своей совокупности, в том числе договор от 10.12.2009 N 256.
Подлежит отклонению довод общества о том, что министерством при проведении проверки вышло за пределы полномочий, установленных приказом о проведении проверки.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.
Проверка общества проводилась в соответствии с приказом N 46 от 20.09.2017, в котором указано, что целью проверки является выполнение плановых проверок на 2017 год министерством, размещенного на официальном сайте Правительства Камчатского края; задачами - проведение комплекса мероприятий по оценке соответствия осуществляемой деятельности обязательным требованиям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ежегодного плана проведения плановых проверок в отношении общества проводится проверки с целью регионального государственного контроля за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от ЧС ФЗ от 21.12.1994 68-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что выявленные министерством нарушения не соответствуют нормативным актам, являвшимся правовыми основаниями проведенной проверки, что свидетельствует о соблюдении Управлением требований пункта 3 статьи 15 Закона N 294-ФЗ.
Кроме того, из Административного регламента следует, что предметом регионального государственного надзора является проверка выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Камчатского края в отношении объектов надзора, в том числе организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, если они не подлежат федеральному государственному надзору, иных организаций, на которых возможно возникновение ЧС, влекущих за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
С учетом изложенного, отказав в признании недействительным предписания, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с части 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Камчатского края от 12.03.2018 по делу N А24-155/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.