г. Ессентуки |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А61-5579/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиным Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Осетия - Энергосети" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.03.2018 по делу N А61-5579/2017 (судья Г.В. Климатов),
по исковому заявлению акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ОГРН 1021500580090, ИНН 1502002701) к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Осетия - Энергосети" (ОГРН 1071511000252, ИНН 1511015672) о взыскании 1 272 227 рублей 90 копеек,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Осетия - Энергосети": Басаевой Ю.Б. (по доверенности от 20.09.2017);
в отсутствии представителей акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго", надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Осетия-Энергосети" (далее - ответчик) о взыскании 1 226 161 рубля 02 копеек стоимости фактических потерь электрической энергии в электрических сетях за август и сентябрь 2017 и 46 066 рублей 88 копеек неустойки за период с 19.09.2017 по 30.11.2017 года, с продолжением начисления неустойки на сумму основного долга в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ начиная с 01.12.2017 по день фактического погашения долга.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.03.2018 по делу N А61-5579/2017 исковые требования акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" к обществу с ограниченной ответственностью "Осетия-Энергосети" удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Осетия - Энергосети" (ОГРН 1071511000252, ИНН 1511015672) взыскано в пользу акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ОГРН 1021500580090, ИНН 1502002701) 1 226 161 рубль 02 копейки задолженности по оплате стоимости фактических потерь электрической энергии в электрических сетях за август, сентябрь 2017 года, 46 066 рублей 88 копеек неустойки за период с 19.09.2017 по 30.11.2017 с продолжением начисления неустойки (на сумму 1 226 161 рубль 02 копейки) из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начиная с 01.12.2017 по день фактического погашения основного долга, а также 25722 рубля в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.03.2018 по делу N А61-5579/2017, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права и не полостью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу акционерное общество энергетики и электрификации "Севкавказэнерго", ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
21.05.2018 от общества с ограниченной ответственностью "Осетия - Энергосети" поступили возражения на отзыв акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго".
В судебном заседании от 23.05.2018 представитель общества с ограниченной ответственностью "Осетия - Энергосети" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.03.2018 по делу N А61-5579/2017 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.03.2018 по делу N А61-5579/2017 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между АО "Севкавказэнерго" (далее - Заказчик) и ООО "Осетия-Энергосети" (далее - Исполнитель) 02.04.2012 заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 3, по условиям которого исполнитель обязался оказывать потребителям заказчика услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей до точек поставки потребителей, а также по соответствующим заявкам Заказчика вводить в установленном законом порядке ограничение режима потребления электрической энергии Потребителям. В свою очередь Заказчик обязался оплатить оказанные услуги в порядке, установленном настоящим договором и действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1.2 договора Исполнитель обязался оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих Исполнителю объектах сетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии Заказчика в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 4.1. договора исполнитель ежемесячно на основании информации о потреблении электрической энергии, формируемой в соответствии с разделом 4 договора, определяет за расчетный период и согласовывает с заказчиком объем оказанных услуг по передаче электрической энергии и фактических потерь электроэнергии в своих сетях.
Порядок определения стоимости и оплаты заказчиком услуг по передаче электроэнергии согласован сторонами в разделе 5 договора.
Порядок определения стоимости и оплаты исполнителем электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в сетях, предусмотрен разделом 6 договора.
Пунктом 4.8 договора предусмотрено, что между Заказчиком и Исполнителем ежемесячно подписываются акты об оказании услуг по передаче электрической энергии, акты расчета стоимости электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в электрических сетях ООО "Осетия - Энергосети".
Во исполнение условий договора между Обществом и Предприятием подписаны акты расчета фактического объема электроэнергии переданной потребителям по электрическим сетям г. Беслан и объема электроэнергии приобретаемого в целях компенсации потерь в электрических сетях г. Беслан определяющие объем взаимных обязательств сторон, а также акты расчета стоимости потерь электрической энергии в электрических сетях.
Согласно указанным актам за август, сентябрь 2017 количество электроэнергии, подлежащий компенсации в виде потерь электроэнергии составляет 3 441 791 кВт*ч на сумму 8 191 334 рублей 02 копеек.
Вместе с тем, акты об оказании услуг по передаче электрической энергии в августе и сентябре 2017 года и акты расчета потерь за август, сентябрь 2017 года подписаны с разногласиями.
Разногласия между сторонами возникли в отношении объема фактических потерь в электрических сетях в августе, сентябре 2017 года в количестве 542821 кВтч на сумму 1 226 161 рубль 02 копейки (165 641 кВт*ч на сумму 375 818 рублей 14 копеек - объем электроэнергии, отпущенный Потребителям после даты введения ограничения режима потребления электроэнергии: 95 196 кВт*ч на сумму 221 321 рублей 83 копейки за август 2017 и 70 445 кВт*ч на сумму 154 496 рублей 31 копейку - за сентябрь 2017 года; 377 220 кВт*ч на сумму 850 342 рублей 88 копеек - объем электроэнергии, который по сведениям Предприятия был доставлен до многоквартирных домов, рассчитанный по общедомовым приборам учета, не допущенных в эксплуатацию в установленном законом порядке:175 558 кВт*ч на сумму 408 155 рублей 99 копеек за август 2017 и 201 622 кВт*ч на сумму 442 186 рублей 89 копеек - за сентябрь 2017 года).
Указанные разногласия возникли в связи с тем, что АО "Севкавказэнерго" не включены в объем оказанных услуг:
1) объем электроэнергии отпущенный Потребителям после даты введения ограничения режима потребления электроэнергии в объеме 165 641 кВт*ч на сумму 375 818 рублей 14 копеек: 95 196 кВт*ч на сумму 221 321 рублей 83 копейки за август 2017 и 70 445 кВт*ч на сумму 154 496 рублей 31 копейку - за сентябрь 2017 года;
2) объем электроэнергии, который по сведениям Предприятия был доставлен до многоквартирных домов, рассчитанный по общедомовым приборам учета, не допущенным в эксплуатацию в установленном законом порядке в объеме 377 220 кВт*ч на сумму 850 342 рублей 88 копеек: 175 558 кВт*ч на сумму 408 155 рублей 99 копеек за август 2017 и 201 622 кВт*ч на сумму 442 186 рублей 89 копеек - за сентябрь 2017 года.
Полагая, что спорный объем электроэнергии относится к потерям, обязательство по компенсации которых в силу пункта 1.2 договора возложены на ответчика, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
В соответствии с требованиями статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике N 35), пункта 13 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), правом распоряжения электрической энергией в зоне деятельности Республики Северная Осетия - Алания обладает только ОАО "Севкавказэнерго".
В силу статей 9, 26 Закона "Об электроэнергетике" N 35 оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике N 35 сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязано оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно статьям 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (часть 2 названной статьи). В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (часть 3 статьи 781 Кодекса).
Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительство Российской Федерации от 27.12.04 N 861 (далее - Правила N 861) предусмотрена обязанность сетевой организации оплачивать стоимость потерь в электрических сетях, которая также согласована сторонами в пункте 1.2 договора.
Из материалов дела следует, объем разногласий между сторонами составил 542821 кВтч на сумму 1 226 161 рубль 02 копейки в следующем порядке: 1) 165 641 кВт*ч на сумму 375 818 рублей 14 копеек - объем электроэнергии, отпущенный Потребителям после даты введения ограничения режима потребления электроэнергии: 95 196 кВт*ч на сумму 221 321 рублей 83 копейки за август 2017 и 70 445 кВт*ч на сумму 154 496 рублей 31 копейка - за сентябрь 2017 года; 2) 377 220 кВт*ч на сумму 850 342 рублей 88 копеек - объем электроэнергии, который по сведениям Предприятия был доставлен до многоквартирных домов, рассчитанный по общедомовым приборам учета, не допущенных в эксплуатацию в установленном законом порядке:175 558 кВт*ч на сумму 408 155 рублей 99 копеек за август 2017 и 201 622 кВт*ч на сумму 442 186 рублей 89 копеек - за сентябрь 2017 года).
Ответчик, в обоснование своей позиции указал на то, что объем разногласий, возникших по объему оказанных услуг, не может быть включен в объем потерь электроэнергии и взыскиваться с ответчика в качестве стоимости компенсации потерь электроэнергии.
В соответствии с пунктами 50 и 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации. Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
В силу пункта 128 Основных положений N 422 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями. Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X Основных положений N 422 для сетевых организаций (пункт 129 Основных положений N 422).
Таким образом, обязанность сетевой организации по приобретению у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) определенного объема электроэнергии в целях компенсации фактических потерь энергоресурса, возникающих в ее сетях при оказании услуг по передаче электрической энергии, предусмотрена действующим законодательством и условиями договоров оказания услуг.
Поскольку в объем оказанных услуг не может быть включен объем электроэнергии, отпущенный Потребителям после даты введения ограничения режима потребления электроэнергии, согласно заявкам (уведомлениям), АО "Севкавказэнерго", руководствуясь п. 26 Правил ограничения N 442, обоснованно не включило в объем оказанных услуг, объем электроэнергии, потребленной Потребителями после даты введения ограничения режима потребления электроэнергии, и включило этот объем в потери электроэнергии.
Таким образом, объем электроэнергии, который не вошел в объем оказанных услуг подлежит взысканию с сетевой организации в виде потерь электроэнергии.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Разделом 11 Правил N 354 предусмотрен порядок приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Истцом во исполнение требований пункта 119 Правил N 354 в адрес граждан-потребителей были направлены уведомления о приостановлении коммунальной услуги, что подтверждается представленными в материалы дела копиями данных уведомлений.
Содержание в уведомлении требования о самостоятельном ограничении режима потребления независимо от действий исполнителя, Правилами N 354 не предусмотрено. Данное требование содержится в пп. 8 и 8(1) Правил ограничения N442, который предусматривает порядок ограничения режима потребления электроэнергии в отношении юридических лиц.
Таким образом, довод ответчика о том, что несоблюдение истцом порядка введения ограничения режима потребления электроэнергии (предусмотренного Правилами N 442) не является ответственностью ответчика, а объем электроэнергии, потребленной потребителями, в отношении которых не введено самоограничение режима потребления электроэнергии не должен быть включен в объем потерь, судом отклонен ввиду несостоятельности.
Пунктом 17(1) Правил ограничения N 442 также предусмотрено, что введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о том, что истцом не исполнено требование пункта 8 и 8(1) Правил ограничения N 442 о направлении в адрес потребителя уведомления на ограничение режима потребления электроэнергии отклоняется, ввиду его несостоятельности.
Фактические действия по ограничению режима потребления электроэнергии осуществляет сетевая организация, к сетям котором присоединен Потребитель.
В материалы дела истцом приложен реестр потребителей АО "Севкавказэнерго", в отношении которых не был введен режим ограничения потребления электроэнергии, с приложением уведомлений, направленных в адрес потребителей и уведомлений на введение ограничения режима потребления электроэнергии.
АО "Севкавказэнерго" в адрес ООО "Осетия - Энергосети" направлены уведомления на введение ограничения режима потребления электроэнергии потребителям Общества, которые исполнены не были.
Пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения N 442) предусмотрено право Гарантирующего поставщика инициировать введение ограничения режима потребления, в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнении Потребителем обязательств по оплате электрической энергии.
Пунктом 21 Правил ограничения N 442 предусмотрено, что в случае введения полного ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, с даты введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, указанной в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления, направляемом инициатором введения ограничения исполнителю (субисполнителю), а если указанное ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, - с даты, следующей за датой, в которую исполнителем (субисполнителем) получено от потребителя уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления, до даты прекращения процедуры введения ограничения режима потребления или возобновления подачи электрической энергии, осуществляемых в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил:
- исполнение обязательств гарантирующего поставщика, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничных рынках по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) приостанавливается;
- потребление электрической энергии является бездоговорным потреблением и влечет последствия бездоговорного потребления, указанные в Основных положениях;
- потребление электрической энергии не может быть квалифицировано как потребление в рамках заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) по правилам пункта третьего статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7.2 Договора N 3 от 02.04.2012 предусмотрено, что сетевая организация, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая заявку на введение режима ограничения потребления, несет ответственность перед инициатором введения ограничения режима потребления в размере, равном стоимости электрической энергии отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления (до 31.07.2017).
Истцом в обосновании своих требований в материалы дела были представлены уведомления о необходимости введения ограничение режима потребления, направленные в адрес ООО "Осетия-Энергосети" (с отметками об их вручении), в которых указана предполагаемая дата введения ограничения режима потребления. В указанных уведомлениях требовалось ввести ограничение в отношении нескольких потребителей, Предприятие не исполнило уведомления только в отношении части потребителей, а в отношении остальных исполнило.
Ответчик ни гарантирующему поставщику, ни суду первой инстанции не представил доказательства, достаточные для освобождения его от ответственности перед инициатором введения ограничения за неисполнение или ненадлежащее исполнение уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления (подпункт а, б, в пункта 21 (1) Правил ограничения N 442).
С учетом вышеизложенного в объем потерь электроэнергии подлежит включению объем электроэнергии в количестве 165 641 кВт*ч на сумму 375 818 рублей 14 копеек (из которых 95 196 кВт*ч на сумму 221 321 рубль 83 копейки - за август 2017 года и 70 445 кВт*ч на сумму 154 496 рублей 31 копейка - за сентябрь 2017 года), отпущенный потребителям после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления электроэнергии.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что материалами дела подтвержден факт того, что общедомовые приборы учета в установленном порядке были введены в эксплуатацию, в связи, с чем расчеты за потребленную электроэнергии должны производиться по разности показаний с приборов учета.
Заявитель считает, что суд первой инстанции необоснованно включил в объем потерь электроэнергии 377 220 кВт*ч на сумму 850 342,88 руб. - объем электроэнергии, который по сведениям апеллянта доставлен до многоквартирных домов, рассчитанный по общедомовым приборам учета (из них 175 558 кВт*ч на сумму 408 155,99 руб. за август 2017 и 201 622 кВт*ч на сумму 442 186,89 руб. за сентябрь 2017).
Делая такой вывод, апеллянт не учитывает, что объем электроэнергии доставленный до многоквартирных домов не может быть определен по приборам учета, которые не были допущены в эксплуатацию.
Согласно частям 5, 10 и 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее -Закон об энергосбережении) до 01 июля 2012 г собственники помещений и многоквартирных домов обязаны обеспечить оснащение таких домов, коллективными приборами учета используемой электроэнергии, а так же ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 5).
До 01 июля 2010 г. сетевые и ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах и лицам, ответственным за содержание многоквартирных домах и лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, ТСЖ или УК, в которое объединились собственники, предложения по оснащению дома общедомовыми приборами учета (ч. 10).
И лишь с 01.07.2012 г. по 01.07.2013 г. сетевые и энергоснабжающие организации обязаны сами осуществить действия по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии в тех многоквартирных домах, собственники которых до 01.07.2012 г. не выполнили свои обязанности по оснащению домов такими приборами учета (ч.12).
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" под вводом в эксплуатацию средства измерения следует понимать документально оформленную в установленном порядке готовность средства измерения к использованию по назначению.
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 150 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) предусмотрено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что именно на сетевую организацию возложена обязанность по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств, (в т.ч. и многоквартирных домов).
Ответчиком в материалы дела не представлено ни одного документа, подтверждающего ввод в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета.
В силу п. 152 Основных положений N 442 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке, в присутствии уполномоченного представителя исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутри домовых систем.
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А61-1058/2014, А61-1059/2014, А61-1060/2014, А61-1334/2014, А61-1562/2014, NА61-2296/2014, N А61- 2297/2014, А61-4200/2014, NА61-4201/2014, N А61-4202/2014, N А61-4203/2014, А61- 1181/2015 действия Общества по определению объема потребленной электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов учета, был признан обоснованным, как того требуют нормы Основных положений N 442.
Верховый суд РФ при рассмотрении дел N А61-1058/2014, А61-1059/2014 и А61-1060/2014 также согласился с выводами судов и указал, что "при определении спорных объемов электроэнергии, переданной в многоквартирные дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, суды обоснованно признали расчет предприятия необоснованным, приняли сведения по объемам потребления, представленные обществом, учитывая, что объем электроэнергии, поставленной в многоквартирные дома, не оборудованные приборами учета, общество определило с учетом показаний индивидуальных приборов учета (Основные положения N 442). Расчет предприятия не учитывает показания индивидуальных приборов учета" (Определение Верховного суда РФ от28.07.2015 по делу N А61-1058/2014, Определение Верховного суда РФ от 02.10.2015 по делу N А61-1059/2014 и определение Верховного суда РФ от 28.07.2015 по делу NА61-1060/2015).
Ссылаясь на Приложение N 2 к договору ответчик считает, что опровергает довод истца о том, что общедомовые приборы учета не приняты в эксплуатацию в законном порядке.
Как следует из материалов дела, в Приложении N 2 к Договору оказания услуг по передаче электроэнергии N3 от 02.04.2012, действительно установлен Перечень точек поставки многоквартирным домам по г. Беслан, из которого следует, что многоквартирные дома имеют приборы учета и расчеты ведутся исходя из показаний приборов учета.
Однако, в данном Приложении отсутствует информация о том, какой конкретно прибор учета (тип, номер, дата госповерки) установлен в многоквартирном доме. В Приложении напротив каждого адреса каждого многоквартирного дома указано, установлены ли приборы учета на границе внутридомовых сетей (да/нет).
Объем электроэнергии, отпущенный многоквартирным домам, Предприятием был определен по показаниям приборов учета, отраженных в актах снятий показаний, в которых указаны конкретные приборы учета (их тип, номер, дата госповерки), исходя из которых, был определен объем электроэнергии, отпущенный в МКД.
В материалах дела отсутствует информация о том, что приборы учета, по которым ответчик определяет объем потребленной электроэнергии МКД в августе, сентябре 2017 были установлены и приняты в эксплуатацию на момент заключения договора. (Аналогичный вывод был сделан судом в судебных актах при рассмотрении дела А61-4279/2016).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в объем потерь электроэнергии подлежит включению объем электроэнергии в количестве 377 220 кВт*ч на сумму 850 342 рублей 88 копеек.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование истца о взыскании 1 226 161 рубль 02 копейки стоимости фактических потерь электрической энергии в электрических сетях за август, сентябрь 2017 года в объеме 542821 кВтч (165 641 кВт*ч на сумму 375 818 рублей 14 копеек - объем электроэнергии, отпущенный Потребителям после даты введения ограничения режима потребления электроэнергии: 95 196 кВт*ч на сумму 221 321 рублей 83 копейки за август 2017 и 70 445 кВт*ч на сумму 154 496 рублей 31 копейку - за сентябрь 2017 года; 377 220 кВт*ч на сумму 850 342 рублей 88 копеек - объем электроэнергии, который по сведениям предприятия был доставлен до многоквартирных домов, рассчитанный по общедомовым приборам учета, не допущенных в эксплуатацию в установленном законом порядке:175 558 кВт*ч на сумму 408 155 рублей 99 копеек за август 2017 и 201 622 кВт*ч на сумму 442 186 рублей 89 копеек - за сентябрь 2017 года) правомерно удовлетворены.
Истцом также заявлено требование о взыскании 46 066 рублей 88 копеек неустойки за период с 19.09.2017 по 30.11.2017 года.
Предъявляя требование о взыскании пеней, истец исходил из положений абзаца 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в соответствии с которым потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Поскольку материалами дела подтвержден факт неисполнения ответчиком обязательств по уплате стоимости потерь в электрических сетях, суд пришел к правильному выводу, что требование истца о взыскании неустойки является правомерным и обоснованным. Доказательства уплаты ответчиком 46 066 рублей 88 копеек неустойки за период с 19.09.2017 по 30.11.2017 года в материалах дела отсутствуют. Расчет неустойки судом апелляционной инстанции проверен и признан верным.
Требование истца о взыскании 46 066 рублей 88 копеек неустойки за период с 19.09.2017 по 30.11.2017 года с продолжением начисления неустойки на сумму основного долга в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ начиная с 01.12.2017 по день фактического погашения долга является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства и представленные доказательства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены судом первой инстанции и могли бы повлиять на принятие иного судебного акта, а выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.03.2018 по делу N А61-5579/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.