город Воронеж |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А14-14639/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В., Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Кузьмич Н.О., представителя по доверенности от 29.12.2017,
от открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.02.2018 по делу N А14-14639/2017 (судья Ловчикова Н.В.), по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" (ОГРН 1113668054675, ИНН 3665086317) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) о признании недействительным предписания N 04-31/320 от 11.07.2017,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" (далее - заявитель, ОАО "УК Советского района") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области) о признании недействительным предписания N 04-31/320 от 11.07.2017.
Решением от 20.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом ОАО "УК Советского района" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, обжалуемое решение незаконными необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание представители ОАО "УК Советского района" не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, жилой дом N 24 по ул. Южно-Моравской г. Воронежа находится в управлении ОАО "УК Советского района", что подтверждается протоколом внеочередного собрания собственников помещений МКД от 17.01.2012 (протокол N 2), договором управления N 24/63 от 21.01.2012 и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
На основании приказа Государственной жилищной инспекции Воронежской области N 2685 от 19.06.2017 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "УК Советского района" с целью проверки доводов обращения собственника кв.717 МКД N 24 по ул. Южно-Моравской г. Воронежа по вопросу соблюдения ОАО "УК Советского района" требований к определению размера платы за коммунальные ресурсы (ХВ для ГВ, ТЭ для ГВ), потребляемые при содержании общедомового имущества за январь-февраль 2017 года.
По результатам указанной проверки 11.07.2017 был составлен акт проверки N 04-29/600, где отражено, что ОАО "УК Советского района" произведено начисление платы за горячую воду, потребленную при содержании общего имущества в МКД N 24 по ул. Южно-Моравской г.Воронежа за февраль 2017, сверх норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного Приказом Департамента ЖКХиЭ Воронежской области от 19.06.2015 N 105 "Об утверждении нормативов потребления услуг по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Воронежской области".
11.07.2017 заявителю было выдано предписание N 04-31/320 с требованием в срок до 11.09.2017 устранить выявленные нарушения:
- произвести перерасчет размера платы за горячую воду, потребленную при содержании общего имущества в МКД N 24 по ул. Южно-Моравской г.Воронежа за февраль 2017 в соответствии с нормативами, установленными Приказом ДЖКХиЭ ВО N 105;
- производить определение размера платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в МКД N 24 по ул.Южно-Моравской г.Воронежа в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Не согласившись с вынесенным предписанием N 04-31/320 от 11.07.2017, ОАО "УК Советского района" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Разрешая настоящий спор по существу, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании положений частей 1, 4.2, 5 статьи 20, части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10, статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановления Правительства Воронежской области от 09.09.2013 N 799 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3 ст.154 ЖК РФ).
В соответствии частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в Правила N 354 (п. 40), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (п. 29), которые вступают в силу с 01.01.2017.
Согласно пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С учетом разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, содержащихся в письме от 30.12.2016 N45099-АЧ/04, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
При этом расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации (как в рассматриваемом случае).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Смысл изменений законодательства в части ограничения размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества нормативом потребления, заключается в защите прав потребителей и недопущении переложения исполнителем необоснованных потерь коммунальных ресурсов на потребителей.
При первоначальном включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 29 Правил N 491).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, с 01.01.2017 действует новый порядок оплаты энергоресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран и реализован способ управления управляющей организацией (ТСЖ, ЖК, ЖСК), согласно которому оплата указанных энергоресурсов осуществляется в составе платы за содержание общего имущества, то есть регулируется Правилами N 491.
Следовательно, решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть принято собственниками многоквартирного дома после 01.01.2017 только на основании пункта 29 Правил N 491.
В связи с этим, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 245 по ул. Южно-Моравской г. Воронежа, принятое 09.01.2017 в порядке пункта 44 Правил N 354, не имеет правового значения, поскольку дата начала проведения собрания приходится на 28.12.2016, круг вопросов, разрешаемых на данном собрании, определен до 01.01.2017 и распространяет действие на правоотношения с 01.07.2016, что входит в противоречие с действующими правовыми нормами.
Доказательств принятия собственниками МКД N 24 по ул. Южно-Моравской г. Воронежа после 01.01.2017 надлежащего решения о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на основании пункта 29 Правил N 491 в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на решение собрания собственников помещений от 09.01.2017 (четвертый вопрос повестки дня) как на доказательство осуществления управляющей компанией работ и услуг по управлению указанным МКД в объеме, превышающем Минимальный перечень таких работ и услуг, обоснованно отклонена судом области за несостоятельностью с учетом положений Минимального перечня N 290.
Дополнительными признаются услуги, оказываемые исполнителем сверх всех видов работ и услуг, предусмотренных минимальным перечнем N 290.
Пункты 15 и 20 минимального перечня предусматривают выполнение работ в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме.
Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 13.08.2006 N 491, автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов относятся к внутридомовой системе электроснабжения.
Кроме того, в договоре управления практически полностью отсутствуют работы, предусмотренные разделом 1 Минимального перечня и необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций, перекрытий, балок, лестниц, несущих элементов крыши, перегородок, внутренней отделки, полов. Данные работы (услуги) предусмотрены 13 пунктами минимального перечня из 30, то есть не выполняется почти половина работ (услуг), содержащихся в перечне; пункт 1 приложения N 2 к договору управления предусмотрел лишь замену разбитых окон и дверей один раз в год, хотя п.13 устанавливает, что в отопительный период такие ремонтные работы вообще должны производиться незамедлительно; п.п.11-15 приложения N 2 к договору управления предусматривают лишь мытье полов 1 (первого) этажа данного двенадцатиэтажного дома и влажную протирку подоконников, тогда как п.25 минимального перечня предусматривает влажную уборку всех помещений общего пользования (лестничных площадок, маршей, коридоров и т.д.), влажную протирку подоконников, перил лестниц, почтовых ящиков, полотен дверей, дверных ручек, мытьё окон в помещениях общего пользования.
Таким образом, заявитель не опроверг довод заинтересованного лица об отсутствии оснований принимать во внимание решение собрания собственников от 09.01.2017 при определении размера платы за горячую воду за февраль 2017 года.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.02.2018 по делу N А14-14639/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.