г. Вологда |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А66-6952/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 мая 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от Тверской таможни Иванова А.А. по доверенности от 14.06.2017 N 06-41/37, Задорожного О.Ю. по доверенности от 12.04.2018 N 06-41/30, Ткачевой В.А. по доверенности от 06.09.2017 N 06-41/51,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тверской таможни на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 января 2018 года по делу N А66-6952/2017 (судья Белов О.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авеню" (ОГРН 1137746833003, ИНН 7713776021; место нахождения: 125130, Москва, улица Зои и Александра Космодемьянских, дом 34, строение 3; далее - общество, ООО "Авеню") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Тверской таможне (ОГРН 1026900519821, ИНН 6905010662; место нахождения: 170043, город Тверь, Октябрьский проспект, дом 56; далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительными решений от 14.04.2017 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары; решений от 14.04.2017 N РКТ-10115000-17/000070, РКТ-10115000-17/000071 о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС; требований от 25.05.2017 об уплате таможенных платежей N 496, 497, 498, 499, 500, 501 и 502, а также требований от 07.06.2017 N 531, 532, 533, 544, 543, 546, 547, 548, 549, 550, 551 и 552.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 января 2018 года по делу N А66-6952/2017 заявленные требования удовлетворены.
Таможня с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что рассматриваемые товары неправомерно классифицированы заявителем по товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС по коду 6307 20 000 0. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
ООО "Авеню" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей таможни, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществом по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10115020/310815/0003387 (товар N 2); 10115020/310815/0003384 (товар N 5); 10115020/140915/0003619 (товар N 13); 10115020/140915/0003612 (товары N 1,6); 10115020/210915/0003725 (товар N 8), 10115020/121015/0004112 (товар N 8); 10115020/191015/0004291 (товар N 8); 10115070/271015/0012531 (товар N 5); 10115070/271015/0012540 (товар N 7); 10115070/271015/0012531 (товар N 4); 10115070/091115/0014417 (товар N 7); 10115070/161115/0015632 (товар N 14); 10115070/231115/0016744 (товар N 5); 10115070/231115/0016746 (товар N 9); 10115070/011215/0017999 (товар N 3); 10115070/071215/0018824 (товар N 3); 10115070/071215/0018837 (товар N 3); 10115070/141215/0020115 (товар N 3); 10115070/141215/0020165 (товар N 7); 10115070/221215/0021641 (товар N 1); 10115070/221215/0021587 (товар N 3); 10115070/180116/0000878 (товар N 7); 10115070/260116/0001944 (товар N 5); 10115070/100216/0004263 (товар N 3); 10115070/170216/0005277 (товар N 4); 10115070/010316/0007374 (товар N 4); 10115070/010316/0007359 (товар N 2); 10115070/170316/0010087 (товар N 5); 10115070/290816/0033772 (товар N 3); 10115070/290816/0033800 (товар N 4) задекларирован товар "страховочное снаряжение для защиты человека от падения при монтажных работах на высоте, страховочные пояса, привязи, собранные из плечевых и набедренных ремней, с лямками, застежками, карабинами различных марок и изготовителей".
В графе 33 названных ДТ указан код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 6307 20 000 0 (Жилеты и пояса спасательные) со ставкой ввозной таможенной пошлины 5 %, ставкой НДС 18 %.
На основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действующего до 01.01.2018, таможней проведена камеральная таможенная проверка после выпуска товаров по контролю правильности классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС за период с 31.08.2015 по 31.08.2016.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 14.04.2017 N 10115000/210/140417/А0028 (том 1, листы 34-50) и вынесены решения от 14.04.2017 N РКТ-10115000-17/000070 и РКТ-10115000-17/000071, согласно которым указанные товары классифицированы по коду ТН ВЭД ЕАЭС 6307 90 990 0 (Готовые изделия прочие, включая выкройки одежды со ставкой ввозной таможенной пошлины с 01.01.2015 по 01.09.2015 - 12,5 %, но не менее 0,64 евро за кг, с 01.09.2015 - 0,61 евро за кг).
Кроме этого, таможней приняты решения от 14.04.2017 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в спорных ДТ.
На основании оспариваемых решений таможней выставлены требования от 25.05.2017 N 496, 497, 498, 499, 500, 501 и 502 об уплате таможенных платежей, пеней и процентов на общую сумму 356 977 руб. 42 коп.
При этом таможней произведен зачет излишне уплаченных обществом платежей за 2015-2016 годы в счет сумм по указанным требованиям в размере 206 834 руб. 12 коп.
Таможенным органом также выставлены требования от 07.06.2017 N 531, 532, 533, 544, 543, 546, 547, 548, 549, 550, 551, 552 об уплате таможенных платежей, пеней и процентов.
Не согласившись с названными выше решениями и требованиями, ООО "Авеню" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
В силу статей 67, 68 и 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ТК ТС, действовавшим в период декларирования товара, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 52 названного Кодекса проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
На основании пункта 4 статьи 52 ТК ТС коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 ТК ТС, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 вышеупомянутого Кодекса товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе на основании которых заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД.
В целях обеспечения выполнения обязательств государств - членов Таможенного союза, вытекающих из Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, и в соответствии с пунктом 7 решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, утверждена единая ТН ВЭД и установлены ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена и введена в действие с 23.08.2012 единая ТН ВЭД ТС и Единый таможенный тариф Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, систематизированный в соответствии с единой ТН ВЭД ТС, который содержит ОПИ 1, 6 ТН ВЭД ТС. Данное решение действовало на дату ввоза спорного товара на территорию Российской Федерации.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Первые пять правил ОПИ ТН ВЭД применяются последовательно и служат для определения соответствующей товарной позиции, к которой относится классифицируемый товар. ОПИ ТН ВЭД 6 применяется для дальнейшей детализации товара и определения соответствующей субпозиции и подсубпозиции ТН ВЭД ТС.
Разделом III Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение), определен порядок применения ОПИ.
В силу пункта 5 Положения ОПИ ТН ВЭД ТС предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Согласно пункту 6 Положения ОПИ ТН ВЭД ТС применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь;
ОПИ 2 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
ОПИ 3 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
ОПИ 4 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
ОПИ 5 - при необходимости после применения иного ОПИ;
ОПИ 6 - при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ТС закреплено, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
По правилу 6 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Пунктом 7 Положения определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция, затем - субпозиция исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Коллегией Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства рекомендованы для применения Пояснения к ТН ВЭД ТС (Рекомендация Коллегии ЕЭК от 12.03.2013 N 4), которые являются одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД. Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Как указано в решении суда Евразийского экономического сообщества от 20.05.2014, опубликованном на официальном сайте ЕЭК, для всех участников отношений недопустимо немотивированное отклонение от Пояснений к ТН ВЭД. Единые правила поведения должны соблюдаться с учетом разумности и добросовестности. При этом немотивированное отступление от этих правил недопустимо как со стороны субъектов хозяйственной деятельности, так и со стороны контролирующего органа.
Кроме того, вопросы классификации ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара согласно пункту 2 статьи 52 ТК ТС относятся к исключительной компетенции таможенного органа.
В рассматриваемом случае таможня считает, что спорный товар правомерно классифицирован ею по коду 6307 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом согласно Рекомендациям N 17 Коллегии Евразийской экономической комиссии "О Пояснениях к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (Том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97) в данную подсубпозицию включаются:
1. Чехлы для головок теннисных ракеток, бадминтонных ракеток, клюшек для гольфа и т. д., изготовленные из текстильных материалов (обычно с пластмассовым покрытием), снабженные или не снабженные карманом для мячей. Однако чехлы для ракеток, вмещающие в себя всю ракетку, снабженные или не снабженные ручкой или плечевым ремнем, исключаются (товарная позиция 4202).
2. Тюрбаны, состоящие из длинного нарядно вытканного полотна (обычно из хлопкового волокна или смеси хлопкового волокна и шелка) длиной 4 - 5 м и шириной приблизительно 50 см. Они подрублены со всех сторон, иногда имеют бахрому на концах и обычно представляются отдельно сложенными и в индивидуальной упаковке.
3. Одноразовые простыни из материалов товарной позиции 5603, используемые во время хирургических операций. Операционные простыни однократного применения, специально предназначенные для использования во время хирургических операций для предотвращения переноса потенциально инфекционных агентов (сухих, жидких или переносимых по воздуху) через непосредственный контакт от хирургической команды к пациенту и наоборот. Операционные простыни обычно состоят из нескольких слоев нетканых материалов с подшитыми краями и являются готовыми, т. к. имеют подшитые края.
Операционные простыни используются для обеспечения микробиологически чистой рабочей области вокруг пациента. Операционные простыни могут быть пропитаны фторуглеродами или силиконом для улучшения отталкивающей способности. Они также могут быть частично дублированы пленкой из пластмассы для обеспечения дополнительной прочности и защиты в местах возможного воздействия биологических жидкостей. Кроме того, они могут быть покрыты слоем бумажного материала для комфортного контакта с кожей пациента. Простыни, используемые на пациентах, могут иметь отверстия или вырезы для облегчения доступа к пациенту.
В свою очередь, решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 09.12.2011 N 878 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011, далее - Технический регламент), в соответствии с пунктом 1.5 которого средства индивидуальной защиты (комплектующие изделия средств индивидуальной защиты) классифицируются по назначению в зависимости от защитных свойств согласно приложению 2 к настоящему Техническому регламенту Таможенного союза.
Пунктом 1.6 Технического регламента установлено, что идентификация средств индивидуальной защиты осуществляется по следующим правилам:
- идентификация средств индивидуальной защиты производится заявителем, лицом, исполняющим функции иностранного производителя, органами государственного надзора (контроля), органами, осуществляющими таможенный контроль, органами по сертификации средств индивидуальной защиты;
- при идентификации устанавливаются: типы средств индивидуальной защиты в соответствии с приложением 1 к настоящему Техническому регламенту Таможенного союза; группа и подгруппа защиты, предусмотренные приложением 2 к настоящему Техническому регламенту Таможенного союза; наименование средств индивидуальной защиты в соответствии с разделом 4 настоящего Технического регламента Таможенного союза;
- идентификация средств индивидуальной защиты для установления их принадлежности к сфере действия настоящего технического регламента Таможенного союза проводится путем визуального сравнения типа и наименования средства индивидуальной защиты, указанного в маркировке на упаковке или непосредственно на средстве индивидуальной защиты, с наименованием и типом, предусмотренным разделом 4 и приложением 1 настоящего Технического регламента Таможенного союза.
Согласно разделу 2 Технического регламента комплектующие изделий средств индивидуальной защиты - это сменные составные компоненты средств индивидуальной защиты, которые поставляются изготовителем вместе или отдельно от средств индивидуальной защиты в готовом для реализации (применения) виде, с маркировкой и инструкцией по применению.
В соответствии с определениями, данными в указанном разделе Технического регламента, страховочная привязь (пояс предохранительный лямочный) - это компонент страховочной системы для охвата тела человека с целью предотвращения от падения с высоты, который может включать соединительные стропы, пряжки и элементы, закрепленные соответствующим образом, для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после него. Страховочная система - это средство индивидуальной защиты от падения с высоты, состоящее из страховочной привязи и подсистемы, присоединяемой для страховки.
Согласно списку средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов Таможенного союза (Приложение 5 к Техническому регламенту), пояса предохранительные, их составные части и комплектующие к ним относятся к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты.
Таким образом, из изложенного вопреки доводам жалобы таможенного органа следует, что страховочная часть является составной частью предохранительного пояса и также относится к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 79 утвержден Перечень продукции с указанием кодов ТН ВЭД ТС, в отношении которой подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной "защиты" (далее - Перечень).
Согласно указанному Перечню к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты относятся пояса предохранительные, их составные части и комплектующие к ним (из кода ТН ВЭД ЕАЭС 6307 20 000 0).
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 N 54, позиции 6307 20 000 0 соответствуют "Жилеты и пояса спасательные", что в данном случае полностью соответствует наименованию ввезенного и задекларированного обществом товара.
В оспариваемых решениях, вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, ответчиком не представлено доказательств, определенно указывающих на обоснованность классификации ввозимого товара по коду 6307 90 990 0.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, описание, свойства, назначение ввезенного обществом товара, учитывая приведенные выше доводы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что таможня неверно классифицировала ввезенный обществом на территорию Российской Федерации товар.
С учетом изложенного оспариваемые обществом решения таможни и соответственно вынесенные на их основе требования правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 января 2018 года по делу N А66-6952/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тверской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6952/2017
Истец: ООО "АВЕНЮ"
Ответчик: ТВЕРСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2164/18
30.01.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10954/17
26.01.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-6952/17
22.11.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7629/17
09.06.2017 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-6952/17