г. Тула |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А62-10636/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Большакова Д.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовым А.Р., при участии в Арбитражном суде Смоленской области представителя заинтересованного лица - администрации города Смоленска - Алексеевой О.А. (доверенность от 29.12.2017 N 1/2098), в отсутствие представителя заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Дадашова Самура Аббас оглы, надлежащим образом извещенного, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Дадашова Самура Аббас оглы на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.02.2018 по делу N А62-10636/2017 (судья Бажанова Е.Г.),
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дадашов Самур Аббас оглы (ОГРНИП 304671402900020, ИНН 671403678426) (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 09.11.2017 N 3327-адм "Об освобождении самовольно занятых земельных участков и о переносе самовольно установленных на них движимых объектов" в части освобождения самовольно занятых земельных участков и переноса к месту хранения самовольно установленных на них движимых объектов по адресам:
- улица Николаева в районе домов 48 - 50, нестационарный торговый объект площадью 8,95 кв. м;
- улица Николаева в районе домов 48 - 50, нестационарный торговый объект площадью 6,5 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0000000:320.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов ссылается на то, что он пользуется земельным участком на законных основаниях, а оспариваемое постановление препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности.
От администрации в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений указывает на отсутствие у предпринимателя правовых оснований для размещения и эксплуатации торговых объектов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
В обоснование требований предпринимателем указано, что на основании постановления администрации города Смоленска от 22.01.2010 N 59-адм "Об организации мелкорозничной нестационарной (уличной) торговли на территории города Смоленска в 2010 году" (далее - постановление администрации N 59-адм) он установил торговые точки в районе дома N 50 по ул. Николаева в г. Смоленске для реализации кур-гриль, овощей, фруктов, бахчевых, кондитерских изделий, полуфабрикатов. Управлением имущественных, земельных и жилищных отношений администрации города Смоленска 19.09.2017 составлен акт о выявлении самовольно установленных объектов недвижимого имущества, которым предпринимателю предписано до 28.09.2017 демонтировать самовольно размещенные объекты. Предпринимателем также отмечено, что администрация ранее никогда не требовала освобождения земельного участка. Кроме того, в апреле 2017 года предприниматель обратился к администрации с заявлением о включении спорных объектов мелкорозничной торговли в схему размещения нестационарных торговых объектов, однако до настоящего момента данный вопрос разрешен не был.
Считая, что использует спорный земельный участок на законных основаниях, предприниматель обратился в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В силу части 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Закона N 381-ФЗ).
В силу положений статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как следует из материалов дела, право аренды земельного участка у заявителя отсутствовало, договор аренды земельного участка никогда не заключался, правоустанавливающих документов на земельный участок не имелось.
Предпринимателем указано, что торговые точки в районе домов N 48 - 50 по ул. Николаева в г. Смоленске установлены им на основании постановления администрации N 59-адм.
Постановлением администрации N 59-адм утверждены Перечни размещения мест для организации мелкорозничной нестационарной (уличной) торговли на 2010 год (приложение N 1), продажи сельскохозяйственной продукции и цветов, выращенных гражданами в личных подсобных хозяйствах, на 2010 год (приложение N 2), организации летних площадок на 2010 год (приложение N 3) и Порядок предоставления торговых мест для организации мелкорозничной нестационарной (уличной) торговли и летних площадок на территории города Смоленска (приложение N 4).
Названным постановлением определено размещение соответствующих мест для организации мелкорозничной нестационарной (уличной) торговли только на 2010 год.
Согласно пункту 43 приложения N 1 постановления администрации N 59-адм в перечень размещения мест для организации мелкорозничной нестационарной (уличной) торговли в Ленинском районе включено место по адресу: ул. Николаева, д. 50, ассортимент товаров: куры-гриль, овощи, фрукты, бахчевые, кондитерские изделия, полуфабрикаты, вид объекта - тонер, количество мест - 4.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления торговых мест для организации мелкорозничной нестационарной (уличной) торговли и летних площадок на территории города Смоленска, утвержденного постановлением администрации N 59-адм, разрешение на размещение объекта мелкорозничной нестационарной (уличной) торговли и летних площадок на территории города Смоленска (далее - разрешение) утверждается и выдается главой администрации соответствующего района города Смоленска.
Разрешение выдается на один месяц с последующей пролонгацией на такой же срок, при условии соблюдения собственником объекта (арендатором) санитарных требований и правил торговли (пункт 5 названного Порядка).
Таким образом, названным Порядком установлен ограниченный срок действия разрешения и возможность его продления (пролонгации), при этом возобновление срока действия разрешения на неопределенный срок (в отличие от договора аренды) названным Порядком и действующим законодательством не предусмотрено.
В материалах дела отсутствуют доказательства выдачи такого разрешения заявителю с последующим продлением.
Схема размещения нестационарных объектов на территории города Смоленска утверждена постановлением администрации г. Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм (в редакции от 24.10.2017).
Из материалов дела следует, что спорные нестационарные торговые объекты в действующую схему размещения таких объектов не включены (протокол N 9 заседания комиссии по разработке схемы размещения от 16.10.2014).
Предпринимателем также не представлено каких-либо документов наличия у него законных прав на занятие земельного участка, на котором расположены объекты нестационарной торговли (договор аренды с учетом норм земельного законодательства, действовавшим до 01.03.2015).
Принимая во внимание отсутствие у предпринимателя правовых оснований для размещения и эксплуатации торговых объектов по адресам: ул. Николаева в районе домов 48-50, нестационарный торговый объект площадью 8,95 кв. м, ул. Николаева в районе домов 48-50, нестационарный торговый объект площадью 6,5 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0000000:320, суд первой инстанции правомерно отказал ему в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного подлежат отклонению как несостоятельные доводы предпринимателя о том, что он пользуется земельным участком на законных основаниях, а оспариваемое постановление препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на общество на основании статьи 110 АПК РФ.
Статьей 102 АПК РФ предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в следующих размерах - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Как усматривается из материалов дела, при подаче апелляционной жалобы по настоящему делу предприниматель по чеку-ордеру от 17.04.2018 уплатил государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 НК РФ государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.02.2018 по делу N А62-10636/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.