г. Санкт-Петербург |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А26-6244/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Липняговой Е.С.,
при участии:
от истца: Слабко К.Ю., по доверенности от 21.12.2017; Хромых О.К., по доверенности от 21.12.2017;
от ответчика: Тихонов Д.В., по доверенности от 22.06.2017;
от 3-го лица: Шилинская А.Б., по доверенности от 09.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-10987/2018, 13АП-11149/2018) Администрации Петрозаводского городского округа; МУП Петрозаводские энергетические системы на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2018 по делу N А26-6244/2016 (судья Богданова О.В.), принятое
по иску Администрации Петрозаводского городского округа
к обществу с ограниченной ответственностью "Балтэнергоэффект"
3-е лицо: МУП Петрозаводские энергетические системы
об обязании устранить недостатки производства работ,
встречный иск о признании частично недействительным энергосервисного контракта,
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа (место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью "Балтэнергоэффект" (место нахождения: 197348, Санкт-Петербург, Богатырский пр., д. 11, лит. А, пом. 1-Н, ОГРН 1137847284596, далее Общество, ООО "Балтэнергоэффект") об обязании устранить недостаточность уровня освещенности и равномерности освещенности пешеходных переходов и проезжих частей города Петрозаводска в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда путем приведения уровня и равномерности освещенности к нормативным значениям СП 52.13330-2011 "Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95", "ГОСТ Р 55844-2013. Национальный стандарт РФ. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы", обеспечив на объектах муниципального контракта на энергосервис от 10.04.2014 N 0106300010513000379-ПЗ следующие мероприятия:
1. На объекте по ул. Заводская, в районе дома N 5 произвести замену 2 (двух) существующих светильников на 2 (два) светильника фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-80-L 150x80 СОВ или иные светильники с аналогичны" характеристиками; а также отключить диммирование.
2. На объекте по ул. Гоголя, в районе перекрестка с ул. Герцена произвести замену 6 (шести) существующих светильников на 1 (один) светильник фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-110-4L-150x80 СОВ (находящийся в непосредственной близости к пешеходному переходу) или иные светильники с аналогичными характеристиками; и 5 (пять) светильников фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-80-L 150x80 СОВ или иные светильники с аналогичными характеристиками; а также отключить диммирование.
3. На объекте по ул. Анохина, в районе перекрестка с ул. Горького произвести замену 3 (трех) существующих светильников на 3 (три) светильника фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" 1S1-110-4L-150x80 СОВ или иные светильники с аналогичными характеристиками; а также отключить диммирование.
4. На объекте по пр. Лесному, в районе д. 3А (у спортивного комплекса) произвести замену 6 (шести) существующих светильников на 2 (два) светильника фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-150-5L-150x80 (находящихся в непосредственной близости от пешеходного перехода на обеих его сторонах) или иные светильники с аналогичными характеристиками; и на 4 (четыре) светильника фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-110-4L-150x80 СОВ или иные светильники с аналогичными характеристиками; а также отключить диммирование.
5. На объекте по ул. Дзержинского, в районе гимназии N 17 отключить диммирование;
6. На объекте по ул. Красная, в районе перекрестка с ул. Андропова отключить диммирование;
7. На объекте по ул. Ватутина, в районе перекрестка с ул. 2-я Северная отключить диммирование;
8. На объекте по ул. Черняховского, в районе д. 51 отключить диммирование;
9. На объекте по ул. Мурманская, в районе перекрестка с ул. Зайцева произвести замену 2 (двух) существующих светильников на 2 (два) светильника фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-80-L 150x80 СОВ или иные светильники с аналогичными характеристиками, а также установить дополнительную опору освещения с одним светильником фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение ISI-60-2L-150x80 СОВ по стороне ул. Зайцева справа от пешеходного перехода; а также отключить диммирование.
10. На объекте по пр. Лесному, в районе перекрестка с ул. Древлянка произвести замену 2 (двух) существующих светильников на 2 (два) светильника фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-80-L 150x80 СОВ или иные светильники с аналогичными ПК "Энергосбережение" ISM-60-40 NPL или иной светильник с аналогичными характеристиками; а также отключить диммирование;
11. На объекте по пр. Лесному, в районе перекрестка с ул. Сыктывкарская произвести замену 3 (трех) существующих светильников на 3 (три) светильника фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-80-L 150x80 СОВ или иные светильники с аналогичными характеристиками; трех (3) существующих светильников на 3 (три) светильника фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-110-4L-150x80 СОВ или иные светильники с аналогичными характеристиками; произвести установку светильника фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" Айсберг ISM-60-40-NPL или иной светильник с аналогичными характеристиками; а также отключить диммирование.
12. На объекте по ул. Древлянка, в районе перекрестка с ул. Попова произвести замену 2 (двух) существующих светильников на 2 (два) светильника фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-80-L 150x80 СОВ или иные светильники с аналогичными характеристиками; произвести установку дополнительного светильника фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" Айсберг ISM-60-NP-60 или иной светильник с аналогичными характеристиками; а также отключить диммирование.
13. На объекте по ул. Антонова, в районе д. 9 произвести замену 4 (четырех) существующих светильников на 4 (четыре) светильника фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-80-L 150x80 СОВ или иные светильники с аналогичными характеристиками; произвести установку дополнительной опоры освещения с установкой светильников фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" Айсберг ISI-60-2L-150x80 СОВ и ISM-40-40-NPL и или иных светильников с аналогичными характеристиками; а также отключить диммирование.
14. На объекте по ул. Московской, в районе д. 3 произвести замену 2 (двух) существующих светильников на 2 (два) светильника фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-80-L 150x80 СОВ или иные светильники с аналогичными характеристиками; произвести установку дополнительного светильника фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISM-60-40 NPL или иной светильник с аналогичными характеристиками; а также отключить диммирование.
15. На объекте по шоссе Лососинскому в районе д. 5а произвести замену 1 (одного) существующего светильника на 1 (один) светильник фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-80-L 150x80 СОВ или иной светильник с аналогичными характеристиками; произвести установку дополнительного светильника фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISM-60-40 NPL или иной светильник с аналогичными характеристиками; а также отключить диммирование.
16. На объекте по шоссе Лососинскому - Лесной пр-т, в районе Кукковки произвести замену 4 (четырех) существующих светильников на 4 четыре (четыре) светильника фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-110-4L-150x80 СОВ (1.000) или иные светильники с аналогичными характеристиками (в месте по круговому движению и рядом с пешеходным переходом); произвести замену 4 (четырех) существующих светильников на 4 (четыре) светильника фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-80-L 150x80 СОВ (1.000) или иные светильники с аналогичными характеристиками; произвести установку 1 (одного) дополнительного светильника фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISM-60-30 NPL (1.000) или иного светильника с аналогичными характеристиками (вместе радом с пешеходным переходом); а также отключить диммирование.
17. На объекте по пр-т А.Невского, в районе перекрестка с Комсомольским проспектом произвести замену 11 (одиннадцати) существующих светильников на 9 (девять) светильников фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-110-4L- 150x80 СОВ или иные светильники с аналогичными характеристиками; и 2 светильника фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-150-5L-150x80 СОВ или иные светильники с аналогичными характеристиками; произвести установку 2 (двух) дополнительных светильников фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISM-60-40 NPL или иных cсветильников с аналогичными характеристиками; а также отключить диммирование.
18. На объекте по шоссе Лососинскому в районе перекрестка с ул. Попова произвести замену 20 (двадцати) существующих светильников на 20 (двадцать) светильников фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISI-110-4L-150x80 СОВ (1.000) или иные светильники с аналогичными характеристиками; произвести установку 1 (одного) дополнительного светильника фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISM-60-30 NPL (1.000) или иного светильника с аналогичными характеристиками; произвести установку 2 (двух) дополнительных светильников фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISM-60-40 NPL (1.000) или иных светильников с аналогичными характеристиками; а также отключить диммирование.
19. На объекте по пр-ту Ленина, в районе перекрестка с ул. Герцена произвести замену 8 (восьми) существующих светильников на 8 (восемь) светильников фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение ISI-80-L 150x80 СОВ (1.000) или иные светильники с аналогичными характеристиками (в месте после пешеходного перехода по направлению к Онежской набережной); произвести замену 4 (четырех) существующих светильников на 4 (четыре) светильника фирмы производителя ООО ПК "Энергосбережение" Айсберг ISI-120-4L-150x80 или иные светильники с аналогичными характеристиками (в месте до пешеходного перехода по направлению в Онежской набережной); произвести установку дополнительной опоры освещения с установкой 1 (одного) светильника фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" ISM-60-40 NPL (1.000) и 1 (одного) светильника фирмы-производителя ООО ПК "Энергосбережение" Айсберг ISI-120-4L-150x80 и или иных светильников с аналогичными характеристиками; а также отключить диммирование.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное унитарное предприятие "Петрозаводские энергетические системы" (далее - третье лицо, Предприятие).
Определением суда от 26.01.2017 к производству принято встречный иск ООО "Балтэнергоэффект" к Администрации о признании недействительным в части энергосервисного контракта, а именно словосочетание "мероприятия по обеспечению их соблюдения осуществляются за счет исполнителя" в первом предложении пункта 2.4. энергосервисного контракта.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2018 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на то, что выявленные недостатки в виде несоответствия отдельных объектов уличного освещения нормам по уровню и равномерности освещенности являются недостатками, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки, поскольку являются скрытыми. Недостаточный уровень освещенности и равномерности освещенности, а также их причины не могли быть установлены при обычном способе приемки выполненных работ, поскольку для выявление указанных недостатков, а также их причин необходимо специальное оборудование, применение определенной методики.
В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на то, что Общество приняло обязательство по установке осветительного оборудования, соответствующего СП 52.13330.2011 по уровню освещенности и равномерности освещенности, гарантировало качество и соответствие выполненных работ Перечню энергосберегающих мероприятий, техническим условиям, государственным стандартам. Податель жалобы считает, что ни при разработке Перечня мероприятий, ни при подготовки плана ЭЭМ, ни при выполнении работ Общество не уведомляло Администрацию, что в результате мероприятий не будут обеспечены надлежащие условия для осуществления заказчиком текущей деятельности соответствующие законодательству Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов о том, что не будут обеспечены нормы освещенности СП 52.13330.2011, а именно наступление неблагоприятных для заказчика последствий в виде несоблюдения норм искусственного освещения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2018 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ООО "Балтэнергоэффект" (Исполнитель) и Администрацией Петрозаводского городского округа (Заказчик) 10.04.2014 заключен Контракт на энергосервис (энергосервисный контракт) N 0106300010513000379-ПЗ на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) в Петрозаводском городском округе (далее - контракт), предметом которого является осуществление Исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) Заказчиком.
Исполнитель обязался обеспечить предусмотренную в пункте 6.1 контракта экономию соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов (электрической энергии) в натуральном выражении без учета экономии в стоимостном выражении, а заказчик обязался выплачивать в течение срока действия контракта процент от экономии расходов заказчика на поставку электрической энергии в стоимостном выражении, определенный в пункте 7.1 контракта (пункт 1.2 контракта).
Объектом энергосервисного контракта является комплекс уличного освещения Петрозаводского городского округа, гарантированным поставщиком электрической энергии которого является ООО "Энергокомфорт".
Пунктом 3.1 контракта предусмотрена обязанность исполнителя выполнить работы по реализации Перечня энергосберегающих мероприятий в соответствии с Приложением N 2 к контракту.
В приложении N 2 к контракту стороны согласовали перечень энергосберегающих мероприятий на объекте заказчика, который включает в себя: 1) разработку плана энергоэффективных мероприятий и согласование плана с заказчиком; 2) производство работ по внедрению мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности. При этом согласно приложению N 2 к контракту перечень мероприятий, указанный в плане, может подлежать корректировке по соглашению сторон.
Планом энергоэффективных мероприятий предусмотрены виды выполняемых Обществом работ: демонтаж установленных на объекте заказчика светильников, монтаж на их место энергосберегающих светодиодных светильников с установкой контроллеров в качестве оборудования автоматизированной системы управления наружным освещением заказчика, обеспечивающих возможность управления с применением диммируемого режима работы (пункт 2). Пунктом 4 Плана предусмотрены требования к качеству работ, согласно которому осветительное оборудование должно соответствовать требованиям действующего законодательства, способа установки светильника и назначения.
Пунктом 3.17 контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется качественно выполнить работы, предусмотренные Перечнем энергосберегающих мероприятий. Качество выполненных работ определяется соответствием выполненных работ Перечню энергосберегающих мероприятий, техническим условиям, государственным стандартам.
Общество во исполнение пункта 3.1 контракта выполнило работы по реализации Перечня энергосберегающих мероприятий в соответствии с приложением N 2 к контракту и Планом энергоэффективных мероприятий, разработанным исполнителем и утвержденным заказчиком.
Согласно подписанному сторонами 11.11.2015 акту приемки выполненных работ исполнитель выполнил работы по внедрению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объекта заказчика, которые состояли из демонтажа старых светильников и ламп и установку на объекте заказчика 13 490 светодиодных светильников с установкой контролеров в качестве оборудования автоматизированной системы управления наружным освещением заказчика.
Пунктом 3 акта выполненных работ стороны установили, что на момент подписания акта стороны к виду, перечню, качеству и объему выполненных работ претензий не имеют.
В соответствии с пунктом 3.19 контракта исполнитель обязуется устранить за свой счет недостатки результата работ, выявленные в результате проведенной независимой экспертизы и (или) в процессе эксплуатации оборудования, в рамках взятых на себя гарантийных обязательств по контракту.
Администрация указывает, что в марте 2016 года при совместном комиссионном обследовании освещенности пешеходных переходов было выявлено несоответствие уровня и равномерности освещенности пешеходных переходов и проезжих частей, автомобильных дорог требованиям СП 52.13330-2011 "Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95", а также требованиям "ГОСТ Р 55844-2013. Национальный стандарт РФ. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы".
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком условий муниципального контракта, утверждая, что освещенность дорог не соответствует требованиям нормативных актов, Администрация обратилась в адрес ООО "Балтэнергоэффект" с претензией N 3.1.1-08-175-и от 03.06.2016.
Ссылаясь на положения статей 2.4, 3.17, 3.18, 3.19, контракта, считая, что недостаточность уровня освещенности и равномерности освещенности пешеходных переходов и проезжих частей города Петрозаводска возникли в результате некачественно выполненных Обществом работ по контракту, Администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд об обязании устранить выявленные в течение гарантийного срока недостатки.
До рассмотрения спора по существу, ООО "Балтэнергоэффект" обратилось со встречным иском к Администрации о признании недействительным в части энергосервисного контракта, а именно словосочетание "мероприятия по обеспечению их соблюдения осуществляются за счет исполнителя" в первом предложении пункта 2.4. энергосервисного контракта.
Суд в первоначальном и встречном исках отказал. Решение суда обжаловано.
Оценив доводы сторон и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к удовлетворению апелляционных жалоб.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статьям 1, 2 и 19 Федерального закона N 261-ФЗ энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
В части 2 статьи 19 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что энергосервисный договор (контракт) должен содержать:
1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.
Энергосервисный договор (контракт) может содержать:
В пункте 3 статьи 19 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что энергосервисный договор (контракт) может содержать:
1) условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;
2) условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;
3) условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;
4) иные определенные соглашением сторон условия.
В силу пункта 2 статьи 1 и статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Согласно пункту 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации), проектные и изыскательские работы (статья 758 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации к отдельным видам договора подряда (в том числе подрядные работы для государственных нужд) применяются положения, предусмотренные параграфом 1 главы 37 ГК РФ (подряд), если иное не установлено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации об этих видах договоров.
В соответствии положениями статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
Пунктом 3 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работ, предъявляются заказчиком по правилам, установленным статьей 723 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общество во исполнение условий контракта выполнило работы по реализации Перечня энергосберегающих мероприятий в соответствии с приложением N 2 к контракту и Планом энергоэффетивных мероприятий, разработанным исполнителем и утвержденным заказчиком.
Как следует из материалов дела, Общество в установленный пунктом 3.13 договора срок письмом от 26.12.2014 N 152 уведомило Администрацию о завершении реализации Перечня энергосберегающих мероприятий.
Повторно письмом от 04.03.2015 просило Администрацию организовать приемку работ.
Администрация письмом от 20.03.2015 уведомила Общество о создании комиссии о приемке работ, о чем издан приказ от 06.03.2015 N 3.
Согласно подписанному между сторонами акту приемки выполненных работ от 11.11.2015 исполнитель произвел работы по внедрению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объекта заказчика, которые состояли из демонтажа старых светильников и ламп и установку на объекте заказчика 13 490 светодиодных светильников с установкой контролеров в качестве оборудования автоматизированной системы управления наружным освещением заказчика.
Таким образом, исходя из утвержденных Администрацией Перечня энергосберегающих мероприятий и Плана энергоэффетивных мероприятий, материалами дела подтверждается установление Обществом оборудования, предусмотренного контрактом и с установкой контроллеров в качестве оборудования автоматизированной системы управления наружным освещением заказчика. Работы по демонтажу установленных на объекте заказчика светильников, монтажу на их место энергосберегающих светодиодных светильников с установкой контроллеров в качестве оборудования автоматизированной системы управления наружным освещением заказчика, обеспечивающих возможность управления с применением диммируемого режима работы выполнены без замечаний, что подтверждается подписанным актом от 11.11.2015.
Податели апелляционных жалоб указывают, что выявленные недостатки в части уровня и равномерности освещенности являются скрытыми, не могли быть выявлены при приемке выполненных работ.
Учитывая достаточно длительный срок, в течение которого Администрацией проводилась приемка работ, условия акта об устранении недостатков выполненных работ от 09.11.2015, суд приходит к выводу о том, что видимые недостатки могли быть обнаружены в ходе приемки работ.
Из буквального толкования пунктов 3.17, 3.19 контракта следует, что исполнитель обязуется качественно выполнить работы, предусмотренные Перечнем энергосберегающих мероприятий. Общество в соответствии с Перечнем энергосберегающих мероприятий обязуется нести гарантийные обязательства по выполненным работам, установленному оборудованию, в то время как администрация просит устранить допущенные нарушения освещенности путем выполнения Обществом работ (замена светильников, установка дополнительных опор, отключение диммирования), которые не являлись предметом энергосервисного контракта.
Ссылка Администрации на пункт 2.4 контракта не свидетельствует об устранении недостатков, путем обязания Общества выполнить работы, которые не являлись предметом энергосвервисного контракта, а результаты проведенной по делу экспертизы не опровергают установленных по делу обстоятельств.
Требования Администрации об отключении диммирования также не согласуются с условиями заключенного контракта и Перечня энергосберегающих мероприятий, которым согласовано использование оборудования с применением диммируемого режима работы.
При таких обстоятельствах, учитывая предмет энергосервисного контракта, согласованный сторонами Перечень и План энегосервисных мероприятий, выполнение которых подтверждается подписанным актом от 09.11.2015, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Администрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Общество, являясь стороной спорной сделки, должно был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания такой сделки недействительной как нарушающей требования закона или иного правового акта, с момента ее заключения, а именно с 10.04.2014, когда со встречным иском Общество обратилось в суд 19.01.2017. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске Обществом срока исковой давности, предусмотренного пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2018 по делу N А26-6244/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.