г. Челябинск |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А07-300/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02 марта 2018 года по делу N А07-300/2018 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании принял участие представитель:
Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Латыпова А.М. (доверенность N 3 от 09.01.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" (далее - заявитель, ООО "Жилуправление N 8", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании предписания N ЮО-17-160-101 от 21.12.2017 недействительным.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.03.2018 (резолютивная часть решения объявлена 28.02.2018) требования ООО "Жилуправление N 8" удовлетворены частично: предписание N ЮО-17-160-101 от 21.12.2017 признано недействительным в части обязания произвести возврат суммы 1 004 руб. 41 коп. в адрес собственника жилого помещения N157 многоквартирного дома 21 по ул. 30 лет Победы в г. Салават Республики Башкортостан.
Комитет (далее также - податель жалобы) не согласился с вынесенным решением и обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Комитет указывает, что в пункте 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 предусмотрен исчерпывающий перечень информации, подлежащей включению в платежные документы. Включение в платежный документ графы "госпошлина" и начисление платы в размере 1 004 руб. 41 коп. в адрес собственника жилого помещения N157 многоквартирного дома 21 по ул. 30 лет Победы в г. Салават Республики Башкортостан не предусмотрена вышеуказанным пунктом и является нарушением части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, исполнение судебного акта о взыскании госпошлины с собственника жилого помещения N 157 многоквартирного дома 21 по ул. 30 лет Победы в г. Салават должно быть осуществлено в рамках исполнительного производства, и включение в платежный документ графы "госпошлина" является нарушением действующего законодательства.
Кроме того заинтересованное лицо обращает внимание, что на день рассмотрения дела Комитетом представлен акт проверки N ЮО-18-392-260-001 от 20.02.2018, в котором отражено, что предписание N ЮО-17-260-101 от 21.12.2017 обществом исполнено путем возврата суммы в размере 1 004 руб. 41 коп. в адрес собственника жилого помещения, в подтверждение приложен платежный документ за январь 2018. Таким образом, общество, исполнив требование предписания, выражает согласие с выявленным в ходе проверки нарушениями действующего законодательства и требованиями предписания N ЮО-17-160-101 от 21.12.2017.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявитель не явился. С учетом мнения заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании определения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018, в составе суда произведена замена председательствующего судьи Малышева М.Б. на судью Иванову Н.А.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комитетом на основании распоряжения N 392 от 07.02.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Жилуправление N 8" по обращению жителя дома N 21 по ул. 30 лет Победы в г. Салават Республики Башкортостан (л.д.59-60).
По результатам внеплановой выездной проверки 21.12.2017 составлен акт проверки N 17-4256-260-001. Проверка проведена с 30.11.2017 по 21.12.2017 (л.д.42-45).
По итогам мониторинга сайта ГИС ЖКХ установлено, что дом N 21 по ул. 30 лет Победы г. Салават РБ находится в реестре лицензии РБ в перечне домов находящихся в управлении ООО "Жилуправление N 8". Лицензия N 002000073 от 02.04.2015.
В ходе проверки установлено, что в нарушение части 2 статьи 154, пункта 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов "а", "б", "в", "г", "г(1)>>, "д", "е", "ж", "з", "и", "к", "к(1), "л" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N416 управляющей компанией ООО "Жилуправление N 8" произведено начисление платы в сумме 1 004 руб. 41 коп. и указана в платежном документе графа "госпошлина" за декабрь 2016 года, выставленного собственнику жилого помещения N 157 многоквартирного дома N 21 по ул. 30 лет Победы в г. Салават, РБ.
Заявителем при проведении проверки даны пояснения о том, что согласно исполнительному листу серии ФС N 016240669 от 11.04.2016, выданного на основании решения Салаватского городского суда Республики Башкортостан по делу N2-947/216 с Киреева В.М. взыскивается сумма задолженности в размере 26 813 руб. 69 коп. и 1 004 руб. 41 коп. государственной пошлины (л.д.64-65).
Сумму госпошлины - 1 004 руб. 41 коп. управляющая компания указывала в расчетном платежном в разделе "госпошлина (судебные издержки)".
ООО "Жилуправление N 8" выдано предписание от 21.12.2017 NЮО-17-260-101, которым предписано в срок до 01.02.018 произвести возврат суммы в размере 1 004 руб. 41 коп. в адрес собственника жилого помещения N157 многоквартирного дома N21 по ул. 30 лет Победы в г. Салават РБ (л.д.46-47).
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу, что предписываемая мера возвратить сумму государственной пошлины собственнику квартиры не соответствует объективной стороне правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Положениями части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N416), в силу подпункта "ж" пункта 4 которых управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Перечень информации, подлежащей указанию в платежном поручении, установлен пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354):
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Согласно пункту 71 Правил N 354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр утверждена Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению (далее - Приказ N924/пр).
В целях разъяснения порядка заполнения примерной формы платежного документа Приказом N 924/пр утверждены Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (в соответствии с Правилами N 354).
Пунктом 4 Методических рекомендаций установлено, что платежный документ рекомендуется использовать для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, указание которой предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, в платежном документе за декабрь 2016 указана дополнительная строка "госпошлина (судебные издержки) (л.д.70).
Вместе с тем, вышеуказанные правоположения Правил N 354 содержат императивное требование размещать в платежном документе указанную в пункте 69 настоящих Правил информацию. При этом перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, Комитетом правомерно констатировано нарушение пункта 69 Правил N 354.
Между тем, арбитражный суд апелляционной инстанции не соглашается с решением суда в части признания недействительный предписываемой меры по устранению выявленного нарушения: "обязания произвести возврат суммы в размере 1 004 руб. 41 коп. в адрес собственника жилого помещения N 157 многоквартирного дома N 21 по ул. 30 лет Победы в г. Салават, РБ".
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что согласно исполнительному листу серии ФС N 016240669 от 11.04.2016, выданному на основании решения Салаватского городского суда Республики Башкортостан по делу N2-947/216, с Киреева В.М. взыскивается сумма задолженности в размере 26 813 руб. 69 коп. и 1 004 руб. 41 коп. государственной пошлины (л.д.64-66).
Сумму госпошлины - 1 004 руб. 41 коп. управляющая компания указывала в расчетном платежном в разделе "госпошлина (судебные издержки)".
Исполнительный лист отнесен к исполнительным документам, выдаваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. Судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (статья 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Из материалов дела следует, что 27.09.2016 ООО "Жилуправление N 8" обращалось с заявлением о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ФС N 016240669 от 11.04.2016 (л.д.66).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Салаватского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по республике Башкортостан Бутиным Э.С. от 03.07.2017, отменены меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника, проживающего по выше указанному адресу (л.д.58).
В материалах дела имеется выписка из лицевого счета от 13.12.2017 N 82967, согласно которой собственником квартиры N 157 многоквартирного дома N 21 по ул. 30 лет Победы в г. Салават, РБ, производились перечисления денежных средств (л.д.67).
Кроме того, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судом апелляционной инстанции установлено, что предписание Комитета N ЮО17-260-101 от 21.12.2017 обществом исполнено, что подтверждается актом проверки N ЮО18-392-260-001 от 20.02.2018 (л.д.97).
В адрес Комитета ООО "Жилуправления N 8" направлено письмо N 52 от 01.02.2018, в котором сообщено, что замечания, выявленные в результате проверки от 21.12.2017 (предписание N ЮО17-260-101), устранены, произведен возврат суммы в размере 1 004,41 руб. в адрес собственника жилого помещения. К данному письму в подтверждение приложен платежный документ за январь 2018 года, в котором указано в графе "Перерасчеты Всего, руб." сумма госпошлины " - 1 004,41", то есть заявитель уменьшил сумму оплаты за коммунальные услуги на сумму спорной госпошлины (л.д.98-99).
Таким образом, общество, исполнив требования предписания от 21.12.2017 N ЮО17-260-101, подтверждает свое согласие с выявленными в ходе проверки нарушениями.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Комитета подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит изменению (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В удовлетворении заявленных требований ООО "Жилуправление N 8" о признании недействительным предписания N ЮО-17-160-101 от 21.12.2017 следует отказать в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлине распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02 марта 2018 года по делу N А07-300/2018 изменить, изложив в следующей редакции:
"В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" отказать."
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.