г. Самара |
|
29 мая 2018 г. |
А72-16379/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - представителя Сирота Е.В. (доверенность от 09.01.2018 N 27/18),
от общества с ограниченной ответственностью "Тепло в доме" - представитель не явился, извещен,
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 марта 2018 года по делу N А72-16379/2017 (судья Овсянникова Ю.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепло в доме" (ОГРН 1167325067030, ИНН 7329022392), г. Ульяновск,
к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1047796607650, ИНН 7709561778), г. Ульяновск,
третьи лица: ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" (ИНН 7303026219), Муниципальное образование "Чердаклинский район" Ульяновской области в лице Администрации (ИНН 7323001188),
о признании незаконным и отмене полностью постановления о назначении административного наказания от 30.10.2017 N 11/606-631-Ю, вынесенное Старшим государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Ульяновской области Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, о привлечении к административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепло в доме" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления о назначении административного наказания от 30.10.2017 N 11/606-631-Ю старшего государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Ульяновской области Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ.
Определением суда первой инстанции от 13.12.2017 к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ в качестве третьих лиц привлечены ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск", Муниципальное образование "Чердаклинский район" Ульяновской области в лице Администрации (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15 марта 2018 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.10.2017 N 11/606-631-Ю о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тепло в доме" к административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе административный орган просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 марта 2018 года по делу N А72-16379/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения и правомерное принятие Управлением обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу административного органа, в котором общество просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 марта 2018 года по делу N А72-16379/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв третьего лица (ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск"), в котором третье лицо согласилось с доводами апелляционной жалобы административного органа и просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 марта 2018 года отменить, в удовлетворении заявленных требований общества - отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представитель административного органа апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суда апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Тепло в доме" является теплоснабжающей организацией (владеет котельной), осуществляющей производство и поставку тепловой энергии, в том числе, как указано в заявлении, для обеспечения коммунально-бытовых нужд (отопление) граждан, проживающих в многоэтажном жилом доме в п. Лесная Быль (по договору с МУП "Управляющая компания ЖКХ Чердаклинского района").
Для осуществления своей производственной деятельности ООО "Тепло в доме" заключило договор поставки газа N И57-5-6055/16 от 01.10.2016 с ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск".
Как указывает заявитель, нарушение МУП "Управляющей компании ЖКХ Чердаклинского района" обязательств по оплате тепловой энергии, поставленной ООО "Тепло в доме" для нужд отопления находящегося в управлении МУП многоквартирного жилого дома, привело к нарушению обязательств ООО "Тепло в доме" по оплате использованного на производство тепловой энергии природного газа, полученного от ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск".
ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" направило в адрес ООО "Тепло в доме" уведомление от 27.06.2017 о предоставлении в срок до 31.08.2017 обеспечения исполнения обязательств по оплате газа в виде банковской или муниципальной гарантии.
Поскольку такое обеспечение Обществом не было предоставлено, ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" обратилось с соответствующей жалобой в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, ответчик, административный орган), которое по результатам проведенной проверки приняло решение о привлечении ООО "Тепло в доме" к административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ - постановление от 30.10.2017 N 11/606-631-Ю с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. - оспаривание которого и является предметом заявленных требований.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 17.06.2017), осуществляет, в том числе, полномочия по рассмотрению сведений о нарушении установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (5.3.23 Положения).
В соответствии со ст. 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате газа установлен нормами Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) и Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа).
В силу ст. 25 Закона о газоснабжении (абз. 7) Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей газа возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителями газа обязательств по его оплате. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате у потребителей газа, не имеющих неисполненных обязательств по оплате газа.
Указанная в части седьмой настоящей статьи обязанность не устанавливается в отношении потребителей газа, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями, собственниками и пользователями (законными владельцами) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующими в соответствии с жилищным законодательством управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Поставщики газа обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей газа, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа. В направляемом потребителю газа уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель газа до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа устранил допущенное нарушение обязательств по оплате газа, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей газа в субъекте Российской Федерации, в отношении которых поставщиками газа установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате поставляемого газа.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется потребителями газа, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными поставщиками газа в соответствии с настоящей статьей, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии).
Указанными в настоящей статье потребителями газа по согласованию с поставщиком газа может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.
Согласно п. 40.1 раздела 7.1 Правил поставки газа Покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия покупателя (за исключением теплоснабжающей организации) критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед поставщиком по оплате газа, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная покупателем.
При определении соответствия покупателя - теплоснабжающей организации критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается умноженный на коэффициент 0,6 размер задолженности теплоснабжающей организации перед поставщиком по оплате газа, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда или признанный теплоснабжающей организацией.
Документами, свидетельствующими о признании покупателем задолженности перед поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие покупателя с фактом наличия задолженности перед поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между поставщиком и покупателем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом покупателя, или иной документ).
В соответствии с п. 40.2 Правил поставки газа, Поставщик определяет покупателя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 40(1) настоящих Правил покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, определяется поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа (п. 40.5 Правил поставки газа).
В соответствии с п. 40.10 Правил поставки газа в случае неисполнения покупателем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 40(2) настоящих Правил уведомлением, и при наличии у указанного покупателя задолженности перед поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сведения, указанные в пункте 40(8) настоящих Правил, а также информацию и оригиналы указанных в данном пункте Правил документов (заявление, договор, счета на оплату или иные платежные документы, вступившие в законную силу судебные решения, подтверждающие наличие задолженности покупателя, и (или) документы, подтверждающие признание покупателем задолженности перед поставщиком; справка о наличии задолженности и уведомление об обязанности предоставить обеспечение с документами, подтверждающими факт и дату получения его покупателем).
Согласно сведениям, размещенным на сайте Правительства Ульяновской области (https://ulgov.ru), ООО "Тепло в доме" включено в перечень покупателей, в отношении которых поставщиком газа установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате поставляемого газа в соответствии с Правилами поставки газа.
Как указывает административный орган, на основании обращения ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" Управление провело проверку в отношении ООО "Тепло в доме", в результате которой был установлен факт нарушения потребителем газа - ООО "Тепло в доме" - установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.
Должностным лицом Управления в отношении ООО "Тепло в доме" был составлен протокол об административном правонарушении N 11/606-631-Ю от 24.10.2017; постановлением старшего государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Ульяновской области Управления Кредько Н.Б. N 11/606-631-Ю от 30.10.2017 ООО "Тепло в доме" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.61 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, ООО "Тепло в доме" указало, что должностным лицом административного органа не были приняты во внимание письменные объяснения заявителя, подтверждающие отсутствие оснований для наложения штрафа, а также следующие обстоятельства: 05.07.2017 Общество получило от "Газпром межрегионгаз Ульяновск" уведомление о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате газа в виде банковской или муниципальной гарантии в срок до 31.08.2017, тем самым срок представления обеспечения исполнения обязательств составил менее 60 дней, чем предусмотрено законом. Ввиду отсутствия реальной возможности получить банковскую гарантию при наличии большой кредиторской задолженности 21.07.2017 Общество направило в адрес МО "Чердаклинский район" письмо о необходимости предоставления муниципальной гарантии в связи с нарушением ООО "Тепло в доме" договорных обязательств по оплате газа, потребляемого для обеспечения коммунально-бытовых нужд (отопления) граждан, проживающих в многоэтажном жилом доме в п. Лесная быль, однако, до настоящего времени ответ не получен. 26.10.2017 Общество направило в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" уведомление о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договору поставки газа от 01.11.2016, согласованного между поставщиком и покупателем, в виде соглашения о возложении исполнения обязательств по оплате газа непосредственно на управляющую компанию (МУП УК ЖКХ Чердаклинского района); данное соглашение N 88 было заключено сторонами 27.10.2017. Таким образом, заявитель полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 КоАП РФ.
В дополнениях к заявлению ООО "Тепло в доме" указало, что должностным лицом Управления при вынесении постановления не соблюдены требования статей 24.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом; административным органом не выяснены все обстоятельства дела, а оспариваемое постановление от 30.10.2017 не содержит точного описания события административного правонарушения; должностным лицом Управления вопросы соблюдения порядка предоставления обеспечения и соответствия Общества критериям, установленным Правилами поставки газа, не исследовались.
Административный орган заявленные требования не признал, указывая, что уведомлением о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате газа ООО "Тепло в доме" был предоставлен срок с 27.06.2017 по 31.08.2017, что составляет более 60 дней. Кроме того, после получения 05.07.2017 ООО "Тепло в доме" указанного уведомления каких-либо возражений относительно нарушения 60-дневного срока или заявлений об увеличении срока на предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате газа в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" не направлялось. Заявление ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" о привлечении ООО "Тепло в доме" к административной ответственности было подано в Управление 21.09.2017, то есть по истечении 60 дней со дня получения заявителем уведомления об обязании предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа. Обстоятельства правонарушения подтверждаются не только протоколом, но всеми приложенными к заявлению документами, в том числе объяснением лица, привлекаемого к ответственности.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исходя из положений части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вышеприведенными нормативными актами предусмотрена обязанность покупателей предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки, только при соответствии таких покупателей критериям, установленным Правилами поставки газа, а именно: - наличие задолженности, подтвержденной вступившим в силу решением суда или признанной покупателем, в размере, равном или превышающем двойной размер среднемесячной величины обязательств по оплате газа (для теплоснабжающих организаций при определении размера задолженности применяется коэффициент 0,6).
В уведомлении ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" от 27.06.2017 о предоставлении обеспечения, полученном ООО "Тепло в доме" 05.07.2017, содержится требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате газа на сумму 0,3 млн.руб.
К уведомлению приложен расчет задолженности на сумму 322 992, 05 руб. за период февраль - май 2017 (с коэффициентом 0,6 - размер задолженности указан 193 795,23 руб.), при этом, двойной размер среднемесячной величины обязательств по оплате газа рассчитан в сумме 161 496, 03 руб.
При этом, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2017 N 139 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения по оплате энергоресурсов" (далее - Постановление Правительства РФ N 139), которым путем внесения изменений в Правила поставки газа как раз и введены в действие соответствующие правила предоставления обеспечения, предусмотрено (п. 2), что при определении соответствия покупателей газа критерию, установленному изменениями, утвержденными настоящим постановлением, не учитывается задолженность по оплате газа по обязательствам, срок исполнения которых наступил до дня вступления в силу настоящего постановления.
Как указал суд первой инстанции, постановление Правительства РФ N 139 вступило в силу с 22.02.2017, следовательно, задолженность по обязательствам, наступившим до этой даты - а в рассматриваемом случае это задолженность за поставленный газ за весь февраль 2017 - не должна учитываться.
Кроме того, доказательств подтверждения данной задолженности решением суда или признания ее покупателем на дату отправки уведомления (а, следовательно, на дату установления размера задолженности для отнесения покупателя к критериям, установленным п. 40.1 Правил поставки газа) не имеется; данную задолженность покупатель подтвердил только подписанием акта сверки, составленным 20.07.2017 (л.д. 71).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявитель на дату направления ему требования о предоставлении обеспечения не соответствовал критериям для покупателей, для которых исполнение данного требования являлось обязательным.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Постановления Пленума от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении от 24.10.2017 N 11/606-631-Ю событие административного правонарушения - размер задолженности, доказательства ее признания покупателем, как и вина ООО "Тепло в доме", должным образом не исследованы и не установлены; обстоятельства, свидетельствующие о виновном совершении правонарушения, ни в протоколе, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности от 30.10.2017, не изложены.
Из материалов дела следует, что после возникновения задолженности и получения уведомления от поставщика газа Общество осуществляло действия по выполнению требований Закона и Правил по получению обеспечения исполнения обязательства по оплате газа, а именно: направило запрос в администрацию Чердаклинского района, инициировало подписание соглашения о возложении исполнения обязательств по оплате газа на неплательщика поставленной тепловой энергии, произведенной из полученного газа.
Финансовое положение Общества не позволяло ему получить банковскую гарантию, в получении муниципальной гарантии ему было отказано (обращение администрацией муниципального образования в установленный срок не рассмотрено), что свидетельствует об отсутствии объективной возможности исполнения ООО "Тепло в доме" требований Правил поставки газа и уведомления ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" от 05.07.2017, а, следовательно, об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, что в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, и при установленных обстоятельствах дела судебная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении 30.10.2017 г. N 11/606-631-Ю незаконным и отмены.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе административного органа не содержится.
Суд апелляционной инстанции признает верным и соответствующим материалам дела вывод суда первой инстанции, что заявитель на дату направления ему требования о предоставлении обеспечения не соответствовал критериям для покупателей, для которых исполнение данного требования являлось обязательным.
Также административным органом по делу об административном правонарушении не выяснена и не установлена виновность лица в совершении вменяемого административного правонарушения.
В изложенных обстоятельствах наличие в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, законность оспариваемого постановления не доказаны.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 марта 2018 года по делу N А72-16379/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-16379/2017
Истец: ООО "ТЕПЛО В ДОМЕ"
Ответчик: Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Старший государственный инспектор отдела по надзору за промышленной безопасностью по Ульяновской области Средне-Поволжского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Кредько Н.Б., Старшый государственный испектор отдела по надзору за промышленной безопасностью по Ульяновской области Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: "Чердаклинский район" Ульяновской области в лице администрации, МО "Чердаклинский район" Ульяновской области в лице Администрации, ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ УЛЬЯНОВСК", Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологичекому и атомному надзору