город Ростов-на-Дону |
|
30 мая 2018 г. |
дело N А32-46815/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик: представитель Федорова А.В. по доверенности от 28.12.2017, паспорт;
от Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик: представитель Федорова А.В. по доверенности от 26.12.2017, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.12.2017 по делу N А32-46815/2017, принятое судьей Шепель А.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Филатова Ивана Николаевича
к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
при участии третьего лица: Государственной компании "Российские автомобильные дороги"
о признании незаконными действий; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Филатов Иван Николаевич (далее - заявитель, ИП Филатов И.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик и Управлению архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, в котором просит: признать незаконными действия администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, выразившиеся в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:40:0506001:83 с отсутствующими местами размещения зданий, строений сооружений; обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик устранить допущенное нарушение путем выдачи заявителю градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:40:0506001:83 в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.07.2010 N 465 (в редакции от 03.07.2017).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2017 действия Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в лице Управления архитектуры и градостроительства, выразившиеся в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:40:0506001:83 с отсутствующими местами размещения зданий, строений, сооружений признаны незаконными. Суд обязал Управление архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик устранить допущенное нарушение путем выдачи Филатову Ивану Николаевичу градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:40:0506001:83 в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденными решением Думы муниципального образования город - курорт Геленджик от 27.07.2010 N 465 (в редакции от 03.07.2017). С Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в пользу индивидуального предпринимателя Филатова Ивана Николаевича взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы администрация ссылается на то, что согласно генеральному плану, указанный земельный участок расположен в границах проектируемой транспортной развязки и в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия, что подтверждается выкопировкой из генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 21.02.2018 суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Государственную компанию "Российские автомобильные дороги".
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГК "Российские автомобильные дороги" в отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением председателя четвертого судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, от 22.05.2018 в связи с нахождением судьи Смотровой Н.Н. в очередном трудовом отпуске произведена замена судьи Смотровой Н.Н. на судью Филимонову С.С. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик и Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Филатова Ивана Николаевича, Государственной компании "Российские автомобильные дороги", извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворению апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Филатову И.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:40:0506001:83, площадью 2 719 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Геленджик, ЗАО АФ "Дивноморская", номер регистрации права: 23:40:0506001:83-23/012/2017-1, дата регистрации: 27.06.2017, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 24.08.2017.
В целях освоения указанного земельного участка и строительства на нем объектов придорожного сервиса заявитель обратился в Администрацию муниципального образования город - курорт Геленджик с заявлением о выдаче градостроительство плана.
08.08.2017 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик выдан градостроительный план земельного участка N RU 233030005955.
Однако, в выданном 08.08.2017 градостроительном плане отсутствует пятно застройки. В примечании к градостроительному плану указано, что места допустимого размещения зданий, строений, сооружений отсутствуют, участок расположен в границах проектируемой транспортной развязки по генеральному плану, в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия.
При этом, из выписки Правил землепользования и застройки части территории МО г.-к. Геленджик, утвержденных решением Думы МО г.-к. Геленджик от 27.07.2010 N 465 от 22.08.2017 следует, что участок расположен в зоне Р-1, которая выделена для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Среди основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства предусмотрено среди прочего и строительство объектов придорожного сервиса с максимальным количеством этажей: 3, максимальной высотой здания: 12 метров, максимальным процентом застройки: 40%. При этом, здания, строения, сооружения должны отстоять от границы земельного участка, определяющего его от территории общего пользования (улицы), не менее чем на 5 м, проездов - не менее чем на 3 м. Пункт 4 выписки в части ограничений использования земельным участком и объектов капитального строительства отсылает к статье 45 Правил землепользования и застройки, которая для данного вида объектов капитального строительства никаких ограничений не предусматривает.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
Согласно ч. 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных АПК РФ, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
Пунктами 3, 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно генеральному плану муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа, утвержденному решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016 N 498, земельный участок, имеющий кадастровый номер 23:40:0506001:83, расположен в зоне природных ландшафтов и неудобий Р-1.
Кроме того, согласно генеральному плану, указанный земельный участок расположен в границах проектируемой транспортной развязки и в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия, что подтверждается выкопировкой из генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик.
Таким образом, в силу градостроительных регламентов для указанной территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок, предельные (минимальные и (или) максимальные размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства и места размещения зданий, строений, сооружений) не установлены.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" подпрограммы "Автомобильные дороги", "Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года" и федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России " (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2008 N 377), на территории Краснодарского края и Республики Адыгея проводится комплекс работ по реконструкции федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон" и строительству транспортных развязок.
В силу ст. 5, 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) Автодорога М-4 "Дон", а также занятые ей земельные участки, находятся в федеральной собственности, и является автомобильной дорогой общего пользования.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2133-р, принятым во исполнение ч. 7 ст. 28, ст. 36 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона о Государственной компании), с 01.05.2010 федеральная автомобильная дорога М-4 "Дон" передана в доверительное управление, а земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги М-4 "Дон", в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Автодор").
В силу ст. ст. 3-4 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ учредителем ГК "Автодор" является Российская Федерация. Права и обязанности учредителя осуществляет Правительство РФ и Министерство транспорта РФ. Учредительным документом ГК "Автодор" определяющим ее основные функции, полномочия и порядок деятельности является Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги".
На основании ст. ст. 3-6, 33 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ и "Программы деятельности ГК "Автодор" на долгосрочный период (2010 - 2020 годы)" (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2009 N 2146-р) Государственная компания является заказчиком работ по реконструкции.
В соответствии со ст. 21-22 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ - реконструкция, строительство (включая выкуп для федеральных нужд необходимых земельных участков, а также размещенных на них объектов недвижимости) осуществляется за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета и перечисленных Министерством финансов РФ, на специальный счет, открытый Государственной компании в Федеральном казначействе.
На основании ст. 37 Закона о Государственной компании от 17.07.2009 N 145-ФЗ и Поручения Федерального дорожного агентства (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 от 18.11.2010 N 01-24/13318), ГК "Автодор" наделена государственными полномочиями, связанными с формированием, оформлением прав и изъятием земельных участков для нужд Российской Федерации в целях реконструкции (строительства) автодорог, в том числе правом обращения в суд с соответствующими исками от имени Российской Федерации.
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 15 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона, определено, что полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что земельные участки, расположенные в границах полосы отвода автомобильной дороги, входят в состав данного объекта транспортной инфраструктуры.
Неотъемлемость полосы отвода земельного участка от дороги была установлена международной Конвенцией "О дорожном движении" (Вена, 8 ноября 1968 года), ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года, и международной Конвенцией "О дорожных знаках и сигналах" (Вена, 8 ноября 1968 года), ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года, в которых определяется, что "...термин "дорога" означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения". Согласно Закону Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года дорога - это "обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения".
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею, а также федеральные пути сообщения.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.
Федеральные автомобильные дороги общего пользования, являясь исключительно федеральной собственностью, имеют общегосударственное значение, и, следовательно, земельные участки полос отвода федеральных автомобильных дорог общего пользования, как неотъемлемая часть автомобильной дороги, относятся к федеральным природным ресурсам, то есть имеют федеральное значение.
Правомочия владения и пользования представляют собой основанную на законе возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (обладать им, числить на своем балансе и т.п.), а также возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления в интересах собственника - Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 (ред. от 27.08.2016) Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. Федеральное дорожное агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.
В силу п. 5.2 Положения о Федеральном дорожном агентстве" оно осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе:
принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения (п. 5.4.1);
принятие решений о предварительном согласовании места размещения автомобильной дороги федерального значения (п. 5.4.12(1));
принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.
Порядок установления границ полос отвода автомобильных дорог регламентирован ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 25 вышеназванного Федерального закона, границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 (ред. от 27.09.2016) регламентировано, что федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах является Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России).
Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения детализирован Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения", утверждающим соответственно данный порядок.
В соответствии с п. 4 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 N 5, организация и проведение работ по образованию земельных участков в целях размещения автомобильной дороги федерального значения осуществляется владельцами автомобильных дорог.
В случаях, предусмотренных утвержденной в установленном порядке проектной документацией на строительство или реконструкцию автомобильных дорог федерального значения при необходимости изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимости для нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильной дороги федерального значения, в том числе для формирования полосы отвода такой автомобильной дороги, принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для указанных целей, осуществляется Федеральным дорожным агентством (п. 6 Порядка).
Организация работ по изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимости для указанных целей осуществляется владельцами автомобильных дорог федерального значения, в том числе с учетом особенностей, установленных статьей 37 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства от 26.10.2016 N 2212-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство транспортных развязок на км 1504+700 и км 1515+300 автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, Краснодарский край" земельный участок с кадастровым номером 23:40:0506001:83 попадает в границы строительства транспортной развязки и подлежит изъятию для государственных нужд Российской Федерации (за счет средств федерального бюджета).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 N 77 "О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти" и Приказом Минтранса России от 06.07.2012 N 199 "Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.09.2012 N 25383), распоряжением Федерального дорожного агентства от 26.10.2016 N 2212-р была утверждена разработанная на основании соответствующей проектной документации, получившей положительной заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России", документация по планировке территории объекта "Строительство транспортных развязок на км 1504+700 и км 1515+300 автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, Краснодарский край".
Судом апелляционной инстанции был направлен запрос в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю для получения сведений об образовании земельного участка с кадастровым номером 23:40:0506001:83.
В ответ на запрос филиал ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю сообщил, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:40:0506001:83, с местоположением: "г. Геленджик, ЗАО АФ "Дивноморская"", поставлен на государственный кадастровый учет 30.05.2017 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 22.05.2017 N 23-0-1-205/3002/2017-215, поданного Филатовым И.Н., и представленных документов (межевой план от 22.05.2017, подготовленный кадастровым инженером Перепелица И.О. (номер квалификационного аттестата 23-10-195); свидетельства о государственной регистрации права от 13.02.2017 N N 23-АН 513535, 23-АН 513536; 23-АН 513667), в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами: 23:40:0506001:56, 23:40:0506001:58, 23:40:0506001:72.
Таким образом, согласно документации по планировке территории в полосу отвода строительства транспортной развязки попадают земельные участки с кадастровыми номерами:
- 23:40:0506001:58 (Краснодарский край, Геленджик, ЗАО АФ "Дивноморская", земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", площадью 843 кв.м, принадлежит на праве собственности Филатову Ивану Николаевичу (N 23-23-12/012/600/2015-1381/2 от 13.02.2015));
- 23:40:0506001:72 (Краснодарский край, Геленджик, ЗАО АФ "Дивноморская", земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", площадью 865 кв.м, принадлежит на праве собственности ЗАО "Дивный Юг" (N 23-23-12/012/600/2014-225 от 22.07.2014));
- 23:40:0506001:56 (Краснодарский край, Геленджик, ЗАО АФ "Дивноморская", земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", площадью 1011 кв.м, принадлежит на праве собственности Филатову Ивану Николаевичу (N 23-23-12/012/600/2015-1384/2 от 13.02.2015)).
Согласно ответу ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю земельный участок с кадастровым номером 23:40:0506001:83 образован в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами: 23:40:0506001:56, 23:40:0506001:58, 23:40:0506001:72.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что документация по планировке территории, согласно которой земельный участок попадает в границу полосы отвода строительства транспортной развязки, была утверждена Федеральным дорожным агентством 26.10.2016 (распоряжение N 2212-р). Право собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0506001:83, образованный путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0506001:58, 23:40:0506001:72, 23:40:0506001:56 было зарегистрировано 27.06.2017 - то есть уже после утверждения документации по планировке территории.
Распоряжение Федерального дорожного агентства от 26.10.2016 N 22 12-р, которым утверждена соответствующая документация по планировке территории объекта "Строительство транспортных развязок на км 1504+700 и км 1515+300 автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, Краснодарский край" является общедоступным и размещено в сети Интернет, а также во всех справочных правовых системах.
Из Распоряжения, в котором указаны конкретные километры, обозначающие участок федеральной дороги, на котором будут размещаться транспортные развязки (км 1504+700 и км 1515+300) следует точное местоположение участка строительства, то есть информация о предстоящем строительстве и местоположении планируемого размещения транспортных развязок являлась общедоступной начиная с 26.10.2016.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0506001:58, 23:40:0506001:72, 23:40:0506001:56 имели вид разрешенного использования "для жилищного строительства", который был изменен правообладателем на иной вид разрешенного использования "объекты придорожного сервиса" в ходе формирования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0506001:83 (путем объединения вышеуказанных земельных участков).
Таким образом, исходя из положений ст. ст. 27, 85 ЗК РФ, и, на основании ст. 25 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ, а также в соответствии с вышеуказанным распоряжением Росавтодора, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что земельный участок 23:40:0506001:83 является ограниченным в обороте, а предоставление правообладателю градостроительного плана предполагающего возможность возведения на данном земельном участке объектов капитального строительства повлечет увеличение размера убытков (в том числе упущенной выгоды - в случае если такое строительство не будет произведено) и (или) размера возмещения (в который будет включаться стоимость построенного на земельном участке объекта капитального строительства - в случае если такой объект будет возведен до начала изъятия), в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия органа местного самоуправления являются законными и обоснованными, а апелляционная жалоба - подлежащей удовлетворению.
Документация по планировке территории объекта "Строительство транспортных развязок на км 1504+700 и км 1515+300 автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы, через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, Краснодарский край" утверждена распоряжением Федерального дорожного агентства от 26.10.2016 N 2212-р. Земельный участок с кадастровым номером 23:40:0506001:83 (образованный путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0506001:58, 23:40:0506001:72, 23:40:0506001:56) - попадает в границы полосы отвода строительства транспортной развязки.
Учитывая изложенное, градостроительный план земельного участка без указания зоны планируемого строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0506001:83 выдан органом местного самоуправления в полном соответствии с ч.3 ст. 9 ГрК РФ, документацией территориального планирования Российской федерации (п. 36 Распоряжения Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения"), документацией по планировке территории, утвержденной в порядке пп. 1 п. 1 ст. 26 ГрК РФ Распоряжением Росавтодора от 26.10.2016 N 2212-р, положениями ст. ст. 27, 85 ЗК РФ, ст. ст. 20, 22,25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, на основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия Администрации муниципального образования города - курорта Геленджик являются законными и обоснованными, а судебный акт, принятый судом первой инстанции, подлежащим отмене.
В силу п. 1, 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 рублей.
Поскольку ИП Филатовым И.Н. (ИНН 230400179798, ОГРНИП 314230414600150) перечислена по платежному поручению от 29.09.2017 N 14 государственная пошлина в размере 6 000 рублей, из федерального бюджета подлежит возврату 5 700 (Пять тысяч семьсот) рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу заявления в суде первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2017 по делу N А32-46815/2017 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выдать индивидуальному предпринимателю Филатову Ивану Николаевичу (ИНН 230400179798, ОГРНИП 314230414600150) справку на возврат из федерального бюджета РФ излишне уплаченной государственной пошлины в размере 5 700 рублей, по платежному поручению N 14 от 29.09.2017.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46815/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 августа 2018 г. N Ф08-6418/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Филатов И. Н.
Ответчик: Администрация МО г-к Геленджик, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
Третье лицо: "Российские автомобильные дороги", Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик