28 мая 2018 г. |
А43-37266/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Теплоэнерго" (603086, г. Нижний Новгород, бульвар Мира, д.14; ОГРН 1065257065500, ИНН 5257087027)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2018
по делу N А43-37266/2017,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Теплоэнерго" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 31.08.2017 N 515-13-2325-16,
без участия лиц,
и установил:
открытое акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - ОАО "Теплоэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 31.08.2017 N 515-13-2325-16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Домоупарвляющая компания Сормово 4" (далее- ООО "ДК Сормово 4"), общество с ограниченной ответственностью "Центр- СБК" (далее - ООО Центр-СБК"), Полещук Л.Ф., Полещук Т.И., Полещук С.М., Полещук А.С., Полещук Д.А.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2018 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Теплоэнерго" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
По мнению Общества, в силу требований действующего законодательства при применении двухставочного тарифа по оплате горячего водоснабжения плата не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, в связи с чем оспариваемое предписание надзорного органа не соответствует пункту 25 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Инспекция и Полещук Л.Ф. в отзывах на апелляционную жалобу указывают на законность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения.
ООО "Центр-СБК" в отзыве поддерживает доводы апелляционной жалобы и просит ее удовлетворить.
ОАО "Теплоэнерго", Инспекция и ООО "Центр-СБК" ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Полещук Л.Ф., ООО "ДК Сормово 4", Полещук Т.И., Полещук С.М., Полещук А.С., Полещук Д.А. о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что с целью проверки обращения Полещук Л.Ф. о неправомерном начислении платы за горячее водоснабжение, на основании приказа руководителя от 22.08.2017 N 515-13-2325/2017 уполномоченные лица Инспекции провели внеплановую документарную проверку в отношении ОАО "Теплоэнерго".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.08.2017 N 515-13-2325-17.
31.08.2017 по итогам проведения надзорных мероприятий Инспекция выдала Обществу предписание N 515-13-2325-16 об устранении в срок до 27.11.2017 выявленных нарушений и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (содержание системы) по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героев Космоса, д. 10, кв. 77, путем снятия начислений за двух граждан за период с июля 2013 года по апреля 2016 года.
Не согласившись с выданным Инспекцией предписанием, ОАО "Теплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2013 N 885, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и исходил из того, что Инспекция доказала законность и обоснованность предписания в части оспариваемых пунктов.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, в силу подпункта "а" пункта 11 которого предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Порядок организации и проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, которой установлено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, которой установлено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Согласно Положению о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885 (далее - Положение N 885), Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством, в том числе обязательных требований к соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.
В силу пункта 4.2.3 Положения N 885 Инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий, с соблюдением установленной действующим законодательством компетенции и в связи с поступившим в его адрес обращением потребителя о нарушении его прав в части неправомерного начисления платы за горячее водоснабжение.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях защиты прав потребителей постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
Положениями пункта 34 Правил N 354 на потребителя возложены следующие обязанности: информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги (подпункты "з", "и").
В силу подпункта "д" пункта 33 Правил N 354 потребителю предоставлено право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.
Если при расчете размера платы за коммунальную услугу применению подлежит двухставочный тариф (цена), то исполнитель в целях расчета постоянной составляющей платы обязан рассчитать в порядке согласно приложению N 2 приходящееся на каждое жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц той постоянной величины (мощность, нагрузка и т.д.), которая установлена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов для расчета постоянной составляющей платы (пункт 39 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 25 Приложения N 2 Правил N 354 при применении двухставочного тарифа (цены) приходящееся на каждое жилое и нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц постоянной величины (мощность и др.), установленной законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов, определяется путем распределения между жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома количества единиц постоянной величины, исчисленного для многоквартирного дома, пропорционально количеству единиц постоянной величины, исчисленному для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а при отсутствии данных о количестве единиц постоянной величины хотя бы по одному жилому или нежилому помещению - путем распределения количества единиц постоянной величины, исчисленного для многоквартирного дома, следующим образом:
а) определенное для многоквартирного дома количество единиц постоянной величины распределяется пропорционально площади между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме;
б) приходящееся на все жилые помещения количество единиц постоянной величины распределяется между жилыми помещениями:
- в отношении холодного и горячего водоснабжения (холодной воды, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению), водоотведения, электроснабжения и газоснабжения на приготовление пищи и (или) на подогрев воды - пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении.
При временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил. Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (пункт 86 Правил N 354).
При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов. Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов (пункт 89 Правил N 354).
Таким образом, положения действующих в настоящее время Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также предусматривают возможность произведения перерасчета размера платы за определенные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя, и определяют порядок такого перерасчета.
Из буквального толкования положения пункта 89 Правил N 354 с учетом установленного пункта 2 данных Правил понятия "потребитель" следует, что невозможность осуществления перерасчета в случае применения двухставочного тарифа распространяется на лицо, пользующееся помещением в многоквартирном доме и потребляющим коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30.11.2012 N 68/125 с 01.07.2012 для Общества утверждены двухставочные тарифы, применяемые при расчете платы за коммунальную услуг горячего водоснабжения жителям дома N 10 по ул. Героев Космоса в г. Нижнем Новгороде.
На основании договора от 26.09.2014 N 3с/4 управление домом N 10 по ул. Героев Космоса г. Нижнего Новгорода осуществляет ООО "ДК Сормово 4".
30.03.2015 ООО "ДК Сормово 4" заключило с ОАО "Теплоэнерго" договор купли-продажи тепловой энергии N 20593, согласно которому ООО "ДК Сормово 4" является исполнителем коммунальных услуг по отоплению к горячему водоснабжению, предоставленных в многоквартирные дома, в том числе дом N 10 по ул. Героев Космоса, ОАО "Теплоэнерго" является ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 4 договора купли-продажи тепловой энергии N 20593 оплату поставленного коммунального ресурса и услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребители производят непосредственно ресурсоснабжаюшей организации ОАО "Теплоэнерго", которая впоследствии организует расчеты с потребителями самостоятельно или с привлечением сторонней организации.
В свою очередь ресурсоснабжающая организация (ОАО "Теплоэнерго") заключила договор на информационно-расчетное обслуживание с межрегиональным информационно-расчетным центром ООО "Центр СБК".
В связи с изменение тарифа на коммунальные услуги отопления, горячего водоснабжения и применения двухставочных тарифов в июле 2013 года ОАО "Теплоэнерго" направило ООО "Центр СБК" дополнительное соглашение к договору на информационно расчетное обслужившие, об изменении расчета размера платы за коммунальные услуги и о внесении всех необходимых данных в лицевые счета граждан (потребителей), обслуживаемых Обществом.
Согласно пункту 5 указанного соглашение расчет размера платы гражданам (потребителям) за горячую воду "содержание системы" необходимо определять путем умножения соответствующей нагрузки на горячую воду, количества постоянно или временно проживающих в жилом помещении и ставки платы за содержание системы горячей поды тарифа на горячую воду.
Приложением к дополнительному соглашению направлены тепловые нагрузки, которые необходимо использовать, в том числе и при расчете горячего водоснабжения использованного на содержание системы.
С июля 2013 года по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героев Космоса, д.10, при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению применятся двухставочный тариф.
В жилом помещении N 77 дома N 10 по ул. Героев Космоса постоянно зарегистрировано 5 граждан (потребителей), что подтверждается выпиской из домовой книги: Полещук Л.Ф., Полещук Т.И., Полещук С.М., Полещук A.C., Полещук Д.Л., в связи с чем расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (содержание системы) производится исходя из 5 потребителей, следующим образом: (0,373843 Мкал.ч.чсл. * 5 чел.) *308,81 Гкал.ч. =577,23 руб., где:
* 0,373843 Мкал.ч.чел. - тепловая нагрузка;
* 5 чел. - количество постоянно зарегистрированных граждан:
* 308,81 Гкал.ч, - тариф на горячее водоснабжение (содержание системы).
Расчет размера платы за последующие расчетные периоды произведен аналогичным образом, с разницей в применяемом тарифе.
В ходе осуществления проверочных мероприятий надзорный орган выявил, что Полещук С.М. и Полещук Т.Н. в период с 11.04.2008 по 11.04.2010, с 28.04.2010 по 15.04.2013, с 26.04.2013 по 26.04.2016. с 20.07.2017 по 20.07.2019 были временно зарегистрированы по месту пребывания: г. Нижний Новгород, пр. Кораблестроителей, д. 26/1 кв. 91, и в период временной регистрации также несли обязанность по оплате за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (содержание системы) по адресу временной регистрации.
Расчет размера платы за коммунальную услугу коммунальную услугу по горячему водоснабжению (содержание системы) производен исходя из 2 потребителей, следующим образом: (0,373843 Мкал.ч.чел. *2 чел.) *308,81 Гкал.ч. = 230,89 руб.. где:
* 0,373843 Мкал.ч.чел. - тепловая нагрузка;
* 2 чел. - количество временно зарегистрированных граждан;
* 308,81 Гкал.ч. - тариф на горячее водоснабжение (содержание системы). Расчет размера платы за последующие расчетные периоды произведен аналогичным образом, с разницей в применяемом тарифе.
Согласно выписке по лицевому счету количество лиц, состоящих на регистрационном учете в квартире 77 дома N 10 по ул.Кораблестроителей, составляет пять человек -Полещук Т.И., Полещук Л.Ф. (наниматель), Полещук С.М., Полещук А.С., Полещук Д.А..
Выпиской из финансового счета в отношении квартиры N 91 дома N 256/1 по пр. Кораблестроителей г. Нижнего Новгорода, выданной собственнику квартиры Полещук Л.Ф., подтверждается, что с 26.04.2013 по 26.04.2016 Полещук С.М. и Полещук Т.И. состояли на регистрационном учете по данному адресу.
Более того, согласно данной выписке Полещук С.М. и Полещук Т.И. состояли на регистрационном учете в квартире 91 дома N 256/1 по пр. Кораблестроителей с 03.04.2007 по 03.04.2008, 11.04.2008 по 11.04.2010, 28.04.2010 по 15.04.2013, 26.04.2014 по 26.04.2016, 20.07.2017 по 20.07.2019.
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания N 961 и N 962 Полещук С.М. и Полещук Т.И. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Кораблестроителей, д.10 кв.77 на срок с 20.07.2017 по 20.07.2019.
Представленные в материалы дела квитанции по оплате услуг ЖКХ подтверждают факт оплаты коммунальной услуги горячего водоснабжения и по ул. Героев Космоса, 10-77, и по пр. Кораблестроителей, 26/1-91, за один и тот же период - апрель и май 2016 года, декабрь 2017 года, январь 2018 года.
Вместе с тем, вышеприведенной выпиской из финансового счета по квартире 91 дома N 256/1 по пр. Кораблестроителей, а также заявлением Полещук Л.Ф. в ОАО "ДУК Сормовского района" от 26.06.2017 подтверждается, что по адресу: ул. Героев Космоса, 10 кв.77, фактически Полещук С.М. и Полещук Т.И. не проживают с 2007 года (проживают по пр. Кораблестроителей, 26/1 -91).
Следовательно, на момент введения двухставочного тарифа с 01.07.2013 по 26.04.2016 Полещук С.М. и Полещук Т.И. не пользовались коммунальной услугой горячего водоснабжения, предоставляемой по ул. Героев Космоса, 10-77, и не являлись потребителями в понимании, придаваемом Правилами N 354.
При этих обстоятельствах Инспекция располагала правовыми основаниями для выдачи предписания в оспариваемой части об осуществлении перерасчета платы за указанную услугу, оказываемую по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героев Космоса, д. 10, кв. 77, путем отмены начислений на граждан Полещук С.М. и Полещук Т.И., поскольку заявитель допустил нарушение норм жилищного законодательства.
Аргументы ОАО "Теплоэнерго" об отсутствии оснований для перерасчета с учетом положений пункта 25 Приложения N 2, пункта 38 Правил N 354, пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила N 713), при использовании двухставочного тарифа в качестве постоянной величины количества человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении, суд первой инстанции рассмотрел и признал несостоятельными.
Пункт 25 приложения N 2 Правил N 354 устанавливает, что при применении двухставочного тарифа в многоквартирном доме количество единиц постоянной величины определяется путем распределения количества единиц постоянной величины, исчисленного в отношении горячего водоснабжения пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении.
Частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Пунктом 3 Правил N 713 предусмотрено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Следовательно, в силу приведенных законоположений, место жительства гражданина может подтверждаться документами, удостоверяющими его соответствующую регистрацию в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Доводы Общества и третьих лиц об исключительном отнесении к месту жительства гражданина места его постоянной регистрации с учетом приведенных положений части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил N 713 основаны на ошибочном толковании норм права.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к верному итоговому выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует жилищному законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы ОАО "Теплоэнерго" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2018 по делу N А43-37266/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2018 по делу N А43-37266/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Теплоэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-37266/2017
Истец: ОАО "Теплоэнерго"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области в лице Нижегородского заречного отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области
Третье лицо: ООО "ДК Сормово 4", ООО "Центр-СБК", Полещук А.С, Полещук Д.А, Полещук Л.Ф, Полещук С.М, Полещук Т.И
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3581/18
28.05.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2591/18
12.02.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-37266/17
31.10.2017 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-37266/17