г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А56-79026/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Михеева Н.В. по доверенности от 15.01.2017
от заинтересованного лица: Маслов И.И. по доверенности от 14.05.2018
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7495/2018) ООО "Спецстрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2018 по делу N А56-79026/2017 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ООО "Спецстрой"
к УФАС по Ленинградской области
3-е лицо: НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области"
о признании незаконными решений от 28.09.2017
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (ОГРН 1154710000433, адрес: 188230, Ленинградская обл., г. Луга, ул. Мелиораторов, д. 3; далее - Общество, ООО "Спецстрой") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН 1089847323026, адрес: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании необоснованными жалоб Общества на действия некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши, ремонт фасада) N ЭАКР470000000606041 и N ЭАКР470000000606011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (ОГРН 1134700002007, адрес: 188653, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, населенный пункт Военный Городок Агалатово, д. 161; далее - Фонд, третье лицо).
Решением от 11.02.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Спецстрой" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что у Общества отсутствовало намерение уклониться от заключения договоров, Общество предпринимало меры по их заключению.
В судебном заседании представитель ООО "Спецстрой" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель УФАС возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Фонд, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 26.07.2017 Фондом (заказчиком) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.gz.lenobl.ru и на сайте оператора электронной площадки www.fkr.etp-ets.ru размещено извещение N ЭАКР470000000606011 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши, ремонт фасада) (адресный перечень включает 12 адресов в населенных пунктах Ленинградской области, максимальная (начальная) цена 17066059,71 руб.), а также размещена документация об аукционе.
Указанный электронный аукционе проводился в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615).
Согласно протоколу от 29.08.2017 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по извещению N ЭАКР470000000606011 аукцион был признан несостоявшимся, так как на участие в электронном аукционе поступила одна заявка от ООО "Спецстрой".
В соответствии с пунктом 165 Положения N 615 Фонд передал Обществу проект договора, что подтверждается актом приема-передачи проекта договора единственному участнику электронного аукциона от 31.08.2017.
Поскольку ООО "Спецстрой" в срок, установленный пунктом 26 раздела Х "Информационная корта" Документации об аукционе не представил региональному оператору подписанный с его стороны проект договора в порядке, установленном пунктами 2 и 3 раздела VIII и разделом IX "Порядок заключения договора", а также не представил обеспечение исполнения обязательств по договору, Фондом был составлен акт об уклонении Общества от заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши) по извещению N ЭАКР470000000606011 на основании пункта 7 раздела IX Документации об аукционе и пункта 199 Положения N 615 (акт получен Обществом 20.09.2017).
ООО "Спецстрой" обратилось в Ленинградское УФАС с жалобой (вх. N 8606 от 18.09.2017) на действия заказчика, в которой Общество ссылалось на то, что Фонд неправомерно признал ООО "Спецстрой" уклонившимся от заключения договора. В жалобе Общество указывало на то, что после получения проекта договора Обществом составлен протокол разногласий к договору, в котором отражены несоответствия, а именно: приложение N 1 (локальная смета N 1-1) содержит указание и является приложением иного договора не 2017-81, а 2017-66, что, соответственно, изменяет существенное условие договора - сумму договора; наименование подрядчика содержит указание на иную организацию - ООО "АльфабалтСтрой СК" и иного руководителя. Как указало Общество, протокол разногласий не размещен в ЕИС в силу отсутствия технической возможности размещения на электронной площадке и был направлен в адрес заказчика 13.09.2017. Общество также ссылалось на то, что исполняющий обязанности генерального директора общества в указанный период находился на больничном (был временно нетрудоспособен), при этом Обществом были предприняты все необходимые меры для получения банковской гарантии.
Решением Ленинградского УФАС от 28.09.2017 (рег. N Р/04/87 от 29.09.2017) жалоба ООО "Спецстрой" признана необоснованной.
26.07.2017 Фондом (заказчиком) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.gz.lenobl.ru и на сайте оператора электронной площадки www.fkr.etp-ets.ru размещено извещение N ЭАКР470000000606041 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши, ремонт фасада) (адресный перечень включает 8 адресов в г.Луга, максимальная (начальная) цена 22053962,40 руб.), а также документация об аукционе. Указанный электронный аукционе проводился в соответствии с Положением N 615.
Согласно протоколу от 29.08.2017 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по извещению N ЭАКР470000000606041 аукцион был признан несостоявшимся, так как на участие в электронном аукционе поступила одна заявка от ООО "Спецстрой".
В соответствии с пунктом 165 Положения N 615 Фонд передал Обществу проект договора, что подтверждается актом приема-передачи проекта договора единственному участнику электронного аукциона от 31.08.2017.
Поскольку ООО "Спецстрой" в срок, установленный пунктом 26 раздела Х "Информационная корта" Документации об аукционе не представил региональному оператору подписанный с его стороны проект договора в порядке, установленном пунктами 2 и 3 раздела VIII и разделом IX "Порядок заключения договора", а также не представил обеспечение исполнения обязательств по договору, Фондом был составлен акт об уклонении Общества от заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши) по извещению N ЭАКР470000000606041 на основании пункта 7 раздела IX Документации об аукционе и пункта 199 Положения N 615 (акт получен Обществом 20.09.2017).
ООО "Спецстрой" обратилось в Ленинградское УФАС с жалобой (вх. N 8607 от 18.09.2017) на действия заказчика, в которой Общество ссылалось на то, что Фонд неправомерно признал ООО "Спецстрой" уклонившимся от заключения договора. В жалобе Общество указывало на то, что после получения проекта договора Обществом составлен протокол разногласий к договору, согласно которому в прошитом проекте договора N 2017-80 не пронумерованы листы. Как указало Общество, протокол разногласий не размещен в ЕИС в силу отсутствия технической возможности размещения на электронной площадке и был направлен в адрес заказчика 13.09.2017. Общество также ссылалось на то, что исполняющий обязанности генерального директора Общества в указанный период находился на больничном (был временно нетрудоспособен), при этом Обществом были предприняты все необходимые меры для получения банковской гарантии.
Решением Ленинградского УФАС от 28.09.2017 (рег. N Р/04/88 от 29.09.2017) жалоба ООО "Спецстрой" признана необоснованной.
Не согласившись с решениями Ленинградского УФАС от 28.09.2017 (рег.N Р/04/88 от 29.09.2017 и рег.N Р/04/87 от 29.09.2017), Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что Управление обоснованно отклонило жалобы Общества на действия заказчика, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов Управления и Фонда на апелляционную жалобу, выслушав представителей Общества и Управления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, установлен в статье 18.1 Закона "О защите конкуренции", согласно части 17 которой при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания. Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания (части 20 и 23 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции").
Правовое регулирование деятельности региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор) установлено Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В соответствии с частью 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 ЖК РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функции специализированной организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение N 615).
Положение N 615 определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1).
В соответствии с пунктом 134 Положения N 615 документация об электронном аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком.
При этом, в силу подпункта "т" пункта 135 Положения N 615 документация об электронном аукционе, помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать срок, в течение которого победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта в соответствии с настоящим Положением, должен подписать договор о проведении капитального ремонта, условия признания победителя электронного аукциона или иного участника электронного аукциона уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.
Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями Положения N 615 Фондом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.gz.lenobl.ru и на сайте оператора электронной площадки www.fkr.etp-ets.ru были размещены извещения N ЭАКР470000000606011 и N ЭАКР470000000606041 о проведении электронных аукционов на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши, ремонт фасада), а также Документация об электронных аукционах, содержащая в числе прочего сведения о сроке, в течение которого победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, должен подписать договор о проведении капитального ремонта (пункт 26 раздела Х "Информационная карта").
Согласно протоколам от 29.08.2017 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по извещениям N ЭАКР470000000606011 и N ЭАКР470000000606041 аукционы были признаны несостоявшимся, так как на участие в электронных аукционах поступила только одна заявка от ООО "Спецстрой".
В соответствии с пунктом 165 Положения N 615 (в редакции, действовавшей на момент проведения спорных аукционов) в случае признания электронного аукциона несостоявшимся и (или) в случае признания только одного участника, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, участником электронного аукциона, заказчик в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе обязан передать такому участнику проект договора об оказании услуг, составленный путем включения начальной (максимальной) цены договора в проект договора об оказании услуг, прилагаемого к документации об электронном аукционе.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в соответствии с требованиями пункта 165 Положения N 615 Фонд передал Обществу проекты договоров, что подтверждается актами приема-передачи проектов договоров единственному участнику электронного аукциона от 31.08.2017.
Пунктом 26 раздела Х "Информационная карта" Документации об аукционе установлен срок, в течение которого победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается договор, должен подписать договор и передать его региональному оператору - в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения проекта договора в порядке, установленном пунктами 2 и 3 раздела VIII "Признание электронного аукциона несостоявшимся" и разделом IX "Порядок заключения договора".
Следовательно срок, предусмотренный для заключения договоров по аукционам по извещениям N ЭАКР470000000606011 и N ЭАКР470000000606041, установлен до 07.09.2017 (включительно), на что правомерно указано Управлением в оспариваемых решениях.
Пунктом 199 Положения N 615 (в редакции, действовавшей на момент проведения спорных аукционов) предусмотрено, что в случае если победитель электронного аукциона, или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник электронного аукциона в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, не представил заказчику подписанный договор об оказании услуг, переданный ему в соответствии с пунктами 165, 185 и 187 настоящего Положения, и (или) не представил обеспечение исполнения договора об оказании услуг, то победитель электронного аукциона, либо участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, либо единственный участник электронного аукциона признается уклонившимся от заключения договора об оказании услуг.
В случае уклонения победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, от заключения договора об оказании услуг заказчиком составляется акт об уклонении от заключения договора об оказании услуг, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, которое уклонилось от заключения договора об оказании услуг, сведения о фактах, являющихся основанием признания победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, уклонившимся от заключения договора об оказании услуг, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Указанный акт размещается заказчиком на официальном сайте и направляется оператору электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после дня его подписания. Заказчик в течение 2 рабочих дней со дня подписания указанного акта передает заверенную заказчиком копию указанного акта лицу, признанному уклонившимся от заключения договора об оказании услуг (пункт 200 Положения N 615).
Факт непредставления Фонду подписанных проектов договоров в предусмотренный для заключения договоров по аукционам срок подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
В обоснование пропуска указанного срока Общество ссылается на отсутствии технической и иной возможности соблюдения сроков подписания проекта договора (письмо N 135 от 12.09.2017), о направлении письма N 130 от 07.09.2017 о наличии в переданных документах неверной информации, о направлении в адрес заказчика протокола разногласий к проекту договора, подписанного проекта договора и копии банковской гарантии письмом N 138 от 12.09.2017.
Указанные доводы правомерно отклонены Управлением и судом первой инстанции, поскольку документы Общества поступили в Фонд за пределами срока, предусмотренного пунктом 26 раздела Х "Информационная карта" Документации об аукционах по извещениям N ЭАКР470000000606011 и N ЭАКР470000000606041, а именно 13.09.2018.
Таким образом, Фонд правомерно признал Общество уклонившимся от заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши) по извещениям N ЭАКР470000000606011 и N ЭАКР470000000606041 на основании пункта 7 раздела IX Документации об аукционе и пункта 199 Положения N 615.
С учетом установленных обстоятельств по делу, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, Управление обоснованно отклонило жалобы Общества на действия заказчика. Решения Ленинградского УФАС от 28.09.2017 NN Р/04/87, Р/04/88 приняты в соответствии с законом и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что причиной пропуска срока подписания проектов договоров явилось неполучение банковской гарантии и многочисленные отказы банков от предоставления банковских гарантий, не может быть принят апелляционным судом во внимание, поскольку каких-либо сведений от Общества о невозможности заключения договоров банковских гарантий в адрес заказчика не поступало. Таким образом, указанные обстоятельства не могли быть приняты Фондом во внимание при принятии решения о признании ООО "Спецстрой" уклонившимся от заключения договоров.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 февраля 2018 года по делу N А56-79026/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Спецстрой" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.