г.Самара |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А55-33794/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" - представителя Богатикова А.Н. (доверенность от 01.08.2017),
от государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 мая 2018 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 марта 2018 года по делу N А55-33794/2017 (судья Лихачев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" (ИНН 6312143414, ОГРН 1146312008853), г.Самара, к государственной жилищной инспекции Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" (далее - ООО "Жилуниверсал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания N СКир-50169 от 18.09.2017, выданного жилищной инспекцией.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 марта 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Жилуниверсал" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не дал правовую оценку доводам заявителя о том, что в соответствии с п.31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, управляющая компания обеспечивает установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляет ресурсоснабжающая организация. Собственники такого решения не принимали, более того, на общем собрании приняли решение об установке коллективного прибора учета за счет средств собираемых на проведение капитального ремонта. Принятие такого решения подтверждается уведомлениями направляемыми управляющей компанией в адрес собственников 20.02.2016 и 17.01.2017.
В отзыве на апелляционную жалобу жилищная инспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя жилищной инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "Жилуниверсал" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ООО "Жилуниверсал", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения лицензирующего органа от 14.09.2017 N СКир-50169 в период с 14.09.2017 по 11.10.2017 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Жилуниверсал" с целью проверки соответствия лицензиата установленным лицензионным требованиям.
В ходе проверки жилищной инспекцией выявлены нарушения требований "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 4291), что отражено в акте проверки от 18.09.2017 N СКир-50169 (л.д.18-20).
По результатам проверки ООО "Жилуниверсал" выдано предписание N СКир- 50169 от 18.09.2017 об устранении нарушений лицензионных требований, в котором от заявителя потребовано обеспечить установку коллективного прибора учета тепловой энергии жилого дома по адресу: г.Самара, пр. Кирова, 201 (л.д.16-17).
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В части 1 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ также установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с пунктами 16 и 17 Правил N 491 при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Из приведенных норм следует, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 N 302-КГ15-9608.
Доводы заявителя о том, что действия по оснащению многоквартирного дома приборами учета и вводу в эксплуатацию данных приборов учета должны быть полностью возложены на ресурсоснабжающую организацию, суд первой инстанции отклонил как противоречащую нормам действующего законодательства.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, общество является организацией, управляющей многоквартирным домом по адресу: г.Самара, проспект Кирова, 201, в связи с чем именно общество как управляющая компания несет обязанность по принятию мер по установлению и вводу в эксплуатацию коллективного прибора учета тепловой энергии в спорном многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательств, что оспариваемое предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что собственники решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения не принимали, более того, на общем собрании приняли решение об установке коллективного прибора учета за счет средств собираемых на проведение капитального ремонта, не принимаются. Принятие указанного решения собственниками жилых помещений не может быть принято во внимание, поскольку оно не было реализовано - общедомовой прибор учета тепловой энергии не был установлен. Соответственно невыполнение указанного требования законодательства обусловило выдачу жилищной инспекцией предписания управляющей организации, которая уполномочена как специализированные коммерческие организации, осуществлять управление многоквартирным домом.
Ссылка заявителя на возложение судом бремени доказывания незаконности предписания на заявителя несостоятельна, так как исходя из ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жилищная инспекция должна доказать законность оспоренного предписания, а заявитель - доказать свои доводы о том, что это предписание нарушает законодательство и его права и законные интересы в области предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, указывая на непредставление заявителем доказательств, опровергающих доводы жилищной инспекции, не нарушил норм процессуального права в части распределения бремени доказывания между сторонами.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 27 марта 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вместе с тем надлежит возвратить ООО "Жилуниверсал" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 03 апреля 2018 года N 2010 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 марта 2018 года по делу N А55-33794/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 03 апреля 2018 года N 2010 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.