г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А56-97953/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: представитель Очирова М.Ю. по доверенности от 04.09.2017 г.
от ответчика: представитель Лазарева Е.В. по доверенности от 20.11.2017 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10118/2018) ООО "Феникс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2018 по делу N А56-97953/2017 (судья Суворов М.Б.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Октябрьская железная дорога
к ООО "Феникс"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - ответчик) 106 139 руб. 82 коп. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2018 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Феникс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает, что не могло исполнить свои обязательства по договору в связи с тем, что в прибывших вагонах на станцию Бронка Октябрьской железной дороги содержались опасные грузы, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными; акты общей формы подписаны ответчиком с возражениями; памятки приемосдатчика (ГУ-45) составлены сторонами для учета времени нахождения вагонов на железнодорожном пути и не являются основанием для уборки вагонов на пути, принадлежащие ответчику; обязанность приостановить деятельность по перевозам железнодорожным транспортом, применительно к опасным грузам, в период с 01.06.2017 по 12.07.2017 относилась и к ОАО "РЖД", однако последний проигнорировал требования закона.
На основании изложенного, податель жалобы просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении исковых требованиях.
15.05.2018 г. в канцелярию апелляционного суда поступил отзыв ОАО "РЖД" в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В настоящем судебном заседании 23.05.2018 г. представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме, представитель истца возражает против удовлетворения жалобы по доводам отзыва
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.11.2015 г. между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ООО "Феникс" (Контрагент) заключен договор N 372/15/2 (далее - договор), согласно которому осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования при станции Бронка Октябрьской железной дороги.
Уведомление о подаче вагонов передается Перевозчиком Контрагенту круглосуточно, не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов по телефону с записью в Книгу уведомлений (ф. ГУ-2) (пункт 6 договора).
Согласно пункту 7 договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом Перевозчика на один из железнодорожных приемоотправочных путей N N 3, 4, 5, 6 станции Бронка. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Контрагента с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Пунктом 17 договора установлено, что Контрагент уплачивает Перевозчику, в том числе, платы, предусмотренные статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
В июле 2017 года в адрес ООО "Феникс" на станцию Бронка были доставлены вагоны, которые были готовы для передачи на пути необщего пользования грузополучателя ООО "Феникс", но длительное время простаивали на железнодорожных выставочных путях станции в ожидании уборки локомотивом Контрагента, что подтверждается актами общей формы N N 2457, 2530, 2493, 2528, 2506, 2529, 2496, 2527.
В связи с этим, на основании пункта 7 договора, ООО "Феникс" была начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в размере 106 139 руб. 82 коп., поскольку ответчик данную сумму не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу апелляционная коллегия считает доводы апелляционной жалобы необоснованными в силу следующего.
Согласно абзацу 2 части 11 статьи 39 Устава, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В силу статьи 36 Устава по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Согласно подпункту 7.4. Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте от 18.06.2003 N 29, подтверждением фактической выдачи грузов при подаче под выгрузку на железнодорожные пути необщего пользования вагонов с грузами локомотивом, не принадлежащим перевозчику, являются подписи уполномоченных представителей перевозчика и владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял".
Доставленные в адрес ответчика вагоны были переданы последнему по памяткам приемосдатчика формы ГУ-45 ВЦ N N 687, 691, 692, 695, которые были подписаны со стороны ответчика без возражений.
В данном случае указанные памятки приемосдатчика подтверждают факт принятия ООО "Феникс" на свою ответственность спорных вагонов и фиксируют время их передачи.
Согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, установлен Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 28, согласно пункту 6 которых задержка вагонов, контейнеров оформляется актом общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 акт общей формы составляется на станциях для удостоверения в том числе случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу пункта 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "Настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика.
В данном случае, как верно указал суд первой инстанции, грузополучатель должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. Доказательств, подтверждающих обоснованность подписания актов с возражениями, и доказательств направления Железной дороге мотивированных разногласий по таким актам ответчик не представил.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение наличия вины грузополучателя в задержке уборки спорных вагонов ОАО "РЖД" представлены акты общей формы 2457, 2530, 2493, 2528, 2506, 2529, 2496, 2527, в которых указано, что вагоны были поставлены на простой, зафиксировано время начала простоя, названа причина задержки, зависящая от грузополучателя - ожидание уборки вагонов на пути грузополучателя.
Довод подателя жалобы о нарушении ОАО "РЖД" требований Указа Президента РФ от 09.05.2017 г. N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" (далее - Указ) и Постановления Правительства РФ от 09.06.2017 г. N 689 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" (далее - Постановление Правительства РФ) не может быть принят во внимание в силу следующего.
Пунктом 13 Указа предписано приостановить в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, деятельность опасных производств и организаций, в которых используются источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества.
Правительству Российской Федерации в месячный срок поручено определить перечень производств и организаций, предусмотренных пунктом 13 настоящего Указа, а также порядок приостановления деятельности таких производств и организаций (пункт 14 Указа).
Постановлением Правительства утверждены Правила приостановления деятельности опасных производств и организаций, в которых используются источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества, расположенных в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, а также перечень опасных производств и организаций, в которых используются источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества, расположенных в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, деятельность которых приостанавливается на период введения указанных мер.
Пунктом 3 названого Постановления установлено, что приостановление деятельности организаций осуществляется путем временного (на период введения усиленных мер безопасности) прекращения работ и операций, связанных с повышенной опасностью и несущих риски возникновения аварийных ситуаций, на конкретных производственных участках (на площадках, в цехах), в зданиях, сооружениях, на оборудовании, агрегатах и иных объектах.
Временное прекращение работ осуществляется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации о временном прекращении работ (далее - приказ), согласованным с межведомственным оперативным штабом по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее - межведомственный оперативный штаб) либо созданными в соответствующих субъектах Российской Федерации оперативными штабами по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее - оперативный штаб в субъекте Российской Федерации). Организация составляет акт о временном прекращении работ, который подписывается руководителем организации. Копии приказа и акта о временном прекращении работ направляются организацией в межведомственный оперативный штаб либо оперативный штаб в субъекте Российской Федерации, а также в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в отношении соответствующего опасного объекта (пункты 6,10,11 Постановления).
На момент составления Железной дорогой актов общей формы таких документов в нарушение Правил N 45 ответчиком представлено не было, материалы дела такие документы также не содержат.
Таким образом, указанными выше нормами предусмотрен особый порядок приостановления деятельности организаций, который не был соблюден ООО "Феникс".
Сами по себе возражения в актах общей формы по факту прибытия поезда без предоставления соответствующих подтверждающих доказательств обоснования таких возражений, вопреки позиции ООО "Феникс", не освобождает грузополучателя от обязанности по уборке прибывших в его адрес вагонов в соответствии с положениями статьи 39 Устава.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с доводами ответчика, относительного того, что ОАО "РЖД" должно было приостановить перевозку уже принятых по договору перевозки вагонов, поскольку при таком положении вещей нарушились бы права грузоотправителя на доставку грузов в указанный в железнодорожной накладной срок. Более того, такая процедура не предусмотрена действующим законодательством.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Письма от 05.07.2017 N исх. 699.И-56 и от 06.07.2017 N 705.И-56, приложенные к отзыву на исковое заявление, не имеют юридического значения, поскольку направлены на односторонний отказ от исполнения договора, что недопустимо в силу пункта 23 заключенного между сторонами договора, а также положений статьи 310 Гражданского кодекса РФ.
Расчет исковых требований судом проверен, и признан правильным.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, повторяют доводы отзыва на исковое заявление, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2018 г. по делу N А56-97953/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.