г. Москва |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А41-85383/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "Аквафитнес" - Куракин И.М. по доверенности от 27.02.2015,
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по МО - извещено, представитель не явился,
от третьего лица по делу - ООО "ВЭЙ М" - извещено, представитель не явился,
от третьего лица по делу - ООО "Маркет Трейд Центр" - извещено, представитель не явился,
от третьего лица по делу - Администрация городского округа Красногорск МО - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27.02.2018 по делу N А41-85383/17, принятое судьей Сергеевой А.С., по заявлению ООО "Аквафитнес" к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения, обязании, третьи лица: ООО "ВЭЙ М", ООО "Маркет Трейд Центр", Администрация городского округа Красногорск Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Аквафитнес" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании решения Управления Росреестра по Московской области (далее - управление, административный орган) от 31.05.2017 N 50/011/009/2017-2506 незаконным, обязании Управление Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права ООО "Аквафитнес" на сооружение с кадастровым номером 50:11:0020410:6506, расположенное по адресу: Московская обл., Красногорский р-н, дер. Путилково, строение 16А.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.02.2018 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель ООО "Аквафитнес" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ООО "ВЭЙ М"; ООО "Маркет Трейд Центр"; Администрации городского округа Красногорск МО, Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru).
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителя ООО "Аквафитнес", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 16.02.2017 через МФЦ Красногорского района Московской области было подано заявление 50-50/011-50/011/009/2017-2506 на государственную регистрацию права собственности в отношении сооружения с кадастровым номером 50:11:0020410:6506, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский р-н, дер. Путилково, строение 16А.
Уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 02.03.2017 N 50/011/009/2017-2506 государственная регистрация была приостановлена. Причиной приостановления послужили следующие обстоятельства.
В качестве правоустанавливающих документов для проведения государственной регистрации представлены Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 01.08.2016, Инвестиционный договор от 01.07.2013, Акт частичной реализации инвестиционного договора от 01.07.2013 от 01.11.2016. Согласно п. 1 Акта частичной реализации инвестиционного договора от 01.07.2013 от 01.11.2016, Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы утвержден 08.08.2016, что несоответствует дате, указанной в представленном в материалы регистрационного дела Акте приемки.
По данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Объект расположен в границах земельных участков с КН 50:11:0020410:302, 50:11:0020410:91,50:11:0020410:2157,50:11:0020410:1651,50:11:0020410:2952 .
В нарушение части 10 статьи 40 Закона, правоустанавливающие документы, указывающие на наличие земельных правоотношений на период строительства в отношении земельных участков с КН 50:11:0020410:1651, 50:11:0020410:2952, 50:11:0020410:91, 50:11:0020410:2157 на государственную регистрацию не представлены.
В представленном в материалы регистрационного дела Разрешении на размещение Объекта N 112-Р от 10.12.2015 отсутствуют сведения о земельных участках, на которых разрешено строительство объекта.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно счел не возможным определить наличие земельных правоотношений на период строительства в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в пределах которых расположен Вместе с тем, по данным ЕГРН, в отношении земельных участков с к/н 50:11:0020410:2952, 50:11:0020410:91 зарегистрированы права 3-х лиц.
Договора аренды, согласия на размещение объекта на вышеуказанных земельных участках от 3-х лиц в материалы регистрационного дела не представлены.
С целью устранения причин, препятствующих государственной регистрации, изложенных в уведомлении, 30 мая 2017 года ООО "Аквафитнес" в Управление Росреестра по Московской области подано заявление о предоставлении дополнительных документов для государственной регистрации прав N 50-50/053-50/053/005/2017-669 с приложением следующих документов:
- три экземпляра отредактированного Акта частичной реализации инвестиционного договора от 01.07.2013 г. от 30.12.2016;
- Согласие ООО "ВЭЙ М" - собственника земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020410:91 на размещение на земельном участке трассы газопровода высокого и среднего давления;
- Схема границ земель или-части земельного участка на кадастровом плане территории (приложение к Разрешению на размещение объекта N 112-р, выданного Администрацией Красногорского района 10.12.2015);
- Информационное письмо ООО "Аквафитнес" от 25.05.2017 указывающее на то, что земельные участки с кадастровыми номерами NN 50:11:0020410:1651, 50:11:0020410:2952 и 50:11:0020410:2157 находятся в муниципальной собственности.
Уведомлением от 31.05.2017 N 50/011/009/2017-2506 Управление Росреестра по Московской области уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации. В качестве основания для отказало послужило не устранение причин, указанных в Уведомлении о приостановлении от 02.03.2017 N 50/011/009/2017-2506.
С принятым решением Заявитель не согласен, полагает его необоснованным, незаконным, противоречащим положениям Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Апелляционный суд поддерживает указанный вывод суда первой инстанции и считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы.
При этом, считает необходимым отметить следующее.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с положениями статьями 16 - 18 Закона государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Вместе с тем положения п. 1 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" о том, что право регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций, после строительства которых у собственников линейных сооружений права на земельные участки не возникают.
Согласно пункту 3.9 "СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 780) (ред. От 10.12.2012), подземный газопровод - наружный газопровод, проложенный ниже уровня поверхности земли или по поверхности земли в обваловании.
В соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила), "распределительные газопроводы" - газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа.
Согласно п. 47 Правил, земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
Согласно п. 48 Правил, установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах.
Исходя из смысла ст. 51 ГрК РФ при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составление градостроительного плана земельного участка не требуется.
Между тем, в соответствии с положениями ст. ст. 23, 78, 89, 90 ЗК РФ нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
В данном случае, собственник инженерных коммуникаций имеет право требовать ограничение прав собственника (владельца) земельного участка, на котором расположены данные инженерные коммуникации, в связи с установлением охранных зон таких объектов, а также в случаях, предусмотренных законом, для эксплуатации таких объектов установления сервитута на земельный участок в соответствии с положениями ст. 274 ГК РФ, 23 ЗК РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что газопроводы, документы для регистрации права собственности на которые были предоставлены Заявителем, являются линейным сооружением - подземными газопроводами. В связи с этим, газопроводы могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения ст. 51 ГрК РФ, ЗК РФ, а также то, что инженерные коммуникации, строительство которых осуществлялось в строгом соответствии с законом и введенные в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не имело право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходят инженерные коммуникации, за исключением земельного участка, на котором располагается здание производственного назначения, принадлежащее заявителю.
В силу ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 122-ФЗ, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества установлены ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ. Так, в соответствии с абз. 5 п. 2 указанной статьи установлено, что не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если: для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно.
В силу п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 10.10.2014 года N 124/2014-03 (в редакции, действующей на дату строительства газопровода) "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" было установлено, что получение разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случае строительства и (или) реконструкции объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 0,6 МПа включительно, в том числе газопроводов-вводов, и сооружений на них.
Поскольку для размещения сооружений не требовалось получения разрешения на строительство, следовательно, получения разрешения на ввод сооружений в эксплуатацию также не требовалось.
Таким образом, довод Заинтересованного лица о необходимости представления Заявителем на государственную регистрацию разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию несостоятельный.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020410:2952 находится в муниципальной собственности. В соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Пунктом 6 в указанный перечень включены газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа включительно, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Представленное на государственную регистрацию права собственности сооружение соответствует указанным критериям:
размещается на основании Разрешения на размещения объекта N 112-р, выданным Администрацией Красногорского муниципального района 10.12.2015 г. и,
согласно Акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 08.08.2016 г., имеет давление 1,2 Мпа.
Следовательно, предоставления земельного участка находящегося в муниципальной собственности для размещения представленного на государственную регистрацию права собственности сооружения не требовалось.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Аквафитнес" были предоставлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение от 31.05.2017 N 50/011/009/2017-2506 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, создает препятствия для осуществления экономической деятельности и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.02.2018 по делу N А41-85383/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.