г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А56-110230/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: до перерыва - секретарем с/з Климцовой Н.А.; после перерыва - секретарем с/з Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: до перерыва - Попов С.В. по доверенности от 17.11.2015, после перерыва - не явился (извещен);
от заинтересованного лица: до и после перерыва - Воробьева А.Н. по доверенности от 09.01.2018;
от 3-го лица: до и после перерыва - не явился (извещен);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7732/2018, 13АП-7733/2018) Индивидуального предпринимателя Орешко Александра Александровича, Управления Пенсионного фонда России в Калининском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2018 по делу N А56-110230/2017 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя Орешко Александра Александровича
к Управлению Пенсионного фонда России в Калининском районе Санкт-Петербурга
3-е лицо: МИФНС N 18 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным отказа и бездействия
установил:
Индивидуальный предприниматель Орешко Александр Александрович (далее - Предприниматель, заявитель, ИП Орешко А.А.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление, Фонд) в возврате сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 год, о возложении на Управление обязанности произвести перерасчет сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 год, 2015 год, произвести обработку корректирующих значения сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2014 год, 2015 год, внести новые сведения в индивидуальный лицевой счет заявителя и выявить переплату после проведения вышеперечисленных мероприятий, а также о возложении на Управление обязанности произвести передачу положительного сальдо переплаты за 2014 год и 2015 год в налоговый орган по месту регистрации страхователя (МИФНС N 18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга) для отражения переплаты в карточке учета. Предприниматель также просит возложить на Управление обязанность вернуть денежную сумму в размере 147 054,31 руб., образовавшуюся в результате перерасчета сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и, соответственно, излишне уплаченных сумм по страховым взносам за 2014 г., 2015 г., обязать Управление уплатить проценты в размере 5531,42 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено МИФНС N 18 по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 21.02.2018 заявленные требования удовлетворены в части возложения на Управление обязанности произвести обработку корректирующих значений сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2015 год, внести сведения в индивидуальный лицевой счет Предпринимателя, передать в налоговый орган (МИФНС N 18 по Калининскому району Санкт-Петербурга) положительное сальдо переплаты за 2015 год. Также суд обязал Управление уплатить Предпринимателю проценты в сумме 2405 руб. 91 коп. за несвоевременный возврат уплаченных страховых взносов за 2015-2016 г.г. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Предприниматель, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Управление также обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить. Управление полагает, что основания для возложения на него обязанности по уплате процентов отсутствуют, поскольку выплату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов осуществляет налоговый орган. Также Управление ссылается на нарушение Предпринимателем порядка обращения за корректировкой сальдовых остатков. В обоснование апелляционной жалобы Управление также ссылается на то, что возмещение расходов по оплате услуг представителя не предусмотрено в смете расходов Фонда на 2018 год.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционных жалоб и настаивали на их удовлетворении.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ИП Орешко А.А. с 19.07.2012 осуществляет предпринимательскую деятельность без найма сотрудников и, соответственно, не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В период с момента государственной регистрации по 31.12.2016 Предприниматель применял общую систему налогообложения и являлся плательщиком налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации", Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующего в период до 01.01.2017 года, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, отнесены к плательщикам страховых взносов.
Предприниматель за 2014 год выплатил страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в общем размере 111 920,66 руб., из них 94 592,18 руб. - страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм, превышающих 300 000 рублей. За 2015 год ИП Орешко А.А. выплатил страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в общем размере 111 057,64 руб., из них 92 446,84 руб. - страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм, превышающих 300 000 рублей. За 2016 год ИП Орешко А.А. выплатил страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в общем размере 40 856,48 руб., из них 21 500,00 руб. - страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм, превышающих 300 000 рублей.
Согласно заявлению Предпринимателя, размер страховых взносов с сумм, превышающих 300 000 рублей, в Пенсионный фонд РФ за указанный период времени был исчислен из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных расходов. Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.11.2016 года N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" (далее - Постановление) для определения размера страховых взносов доход страхователя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты физическим лицам, подлежит уменьшению на профессиональные налоговые вычеты, а именно на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Указанным Постановлением Конституционный Суд РФ внес принципиальные изменения в правила расчета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей. Конституционный суд решил, что индивидуальный предприниматель вправе для определения суммы дополнительного (свыше 300 000 руб.) страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации уменьшить сумму полученных доходов на сумму документально подтвержденных расходов.
30.11.2016 Предприниматель узнал о существенном событии, ущемляющим его права как плательщика сборов, который ошибся в расчете суммы платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания закона или добросовестного заблуждения.
Произведя перерасчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Предприниматель 21.03.2013 представил в МИФНС N 18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга корректирующие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2014 г., 2015 г. и 2016 г., в которых применил порядок расчета страховых взносов, утвержденный Постановлением, т.е. изменил базу для исчисления страховых взносов, уменьшив ее на величину расходов.
Указанные декларации прошли камеральную проверку в МИФНС N 18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга со сроком окончания 06.06.2017.
После перерасчета суммы страховых взносов составили:
- за 2014 год в общем размере 24 118,90 руб., из них 6 790,42 руб. - страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм, превышающих 300 000 рублей.
- за 2015 год в общем размере 51 805,09 руб., из них 33 194,29 руб. - страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм, превышающих 300 000 рублей.
- за 2016 год в общем размере 19 356,48 руб., из них 0,00 руб. - страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм, превышающих 300 000 рублей.
Следовательно, фактическая переплата по страховым взносам составила:
- за 2014 год - 87 801,76 руб. - страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм, превышающих 300 000 рублей.
- за 2015 год - 59 252,55 руб. - страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм, превышающих 300 000 рублей.
- за 2016 год - 21 500 руб. - страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм, превышающих 300 000 рублей.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (статья 21 Закона N 250-ФЗ).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
16.06.2017 в Управление от Предпринимателя поступило заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на общую сумму 21 500 руб. 03 коп.
Уведомлением от 04.07.2017 Предпринимателю сообщено об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ.
Предприниматель 20.07.2017 подал в Управление заявление N 1 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2016 год на общую сумму 21 500 руб. 03 коп.; заявление N 2 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2014 год на общую сумму 87 767 руб. 87 коп.; заявление N 3 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2015 год на общую сумму 58 514 руб. 60 коп.
Управление приняло указанные заявления к рассмотрению и в целях подтверждения погашения задолженности предложило Предпринимателю предоставить Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам либо Справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
Указанные справки Предпринимателем представлены не были в связи, с чем в адрес заявителя направлено сообщение об отсутствии возможности произвести возврат денежных средств.
08.09.2017 в Управление поступило заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2014 год на сумму 87 801 руб. 76 коп.; заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2015 год на сумму 58 480 руб. 71 коп.; заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2016 год на общую сумму 21500 руб. 03 коп.; заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на общую сумму 3 руб. 15 коп. с приложением Справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
Решением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 30.11.2017 N 202F07170003484 Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произведен возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на основании заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на сумму 3 руб. 15 коп. Вышеназванное Решение направлено в соответствии с п. 4 ст. 21 Закона 250-ФЗ в налоговый орган согласно рекомендациям о порядке взаимодействия отделений ПФР и налоговых органов.
Решением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 15.11.2017 N 202F07170002649 Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произведен возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на основании заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2015 год на сумму 58 480 руб. 71 коп. Вышеназванное Решение направлено в соответствии с п. 4 ст. 21 Закона 250-ФЗ в налоговый орган согласно рекомендациям о порядке взаимодействия отделений ПФР и налоговых органов.
Решением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 15.11.2017 N 202F07170002649 Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Решил: произведен возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на основании заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2016_год на сумму 21 500 руб. 00 коп. Вышеназванное Решение направлено в соответствии с п. 4 ст. 21 Закона 250-ФЗ в налоговый орган согласно рекомендациям о порядке взаимодействия отделений ПФР и налоговых органов.
Решением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 15.11.2017 N 202F07170002649/1 отказано в возврате 0 руб. 03 коп., по заявлению о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2016 год в связи с тем, что сумма переплаты по данным Управления отсутствует.
В ответ на заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2014 год на сумму 87 801 руб. 76 коп. Управление указало, что вышеуказанная сумма возврату не подлежит в связи с тем, что уплаченные страховые взносы учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (п. 22 ст. 26 Закона 212-ФЗ).
На основании решений о возврате, полученных из Управления, МИФНС N 18 по Санкт-Петербургу оформлены заявки на возврат в УФК по Санкт-Петербургу N22241 от 18.12.17 (возврат 21500 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) и N 22242 от 18.12.17 (возврат 3,15 руб. взносов на обязательное медицинское страхование).
По решениям о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 36 980,71 руб. и 21500 руб., переданных из Управления в МИФНС N 18 по Санкт-Петербургу, заявки на возврат не были оформлены по причине отсутствия данных о переплате в карточках расчетов с бюджетом. В Управление направлен запрос от 31.01.2018 N 18-15/02741, которым предложено провести анализ полноты переданных в инспекцию сведений.
Полагая отказ Управления в возврате сумм страховых взносов и невнесение в лицевой счет Предпринимателя сведений о наличии переплаты по страховым взносам неправомерным, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Управление обязанности произвести обработку корректирующих значений сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2015 год, внести сведения в индивидуальный лицевой счет Предпринимателя, передать в налоговый орган (МИФНС N 18 по Калининскому району Санкт-Петербурга) положительное сальдо переплаты за 2015 год. Также суд признал обоснованным требование Предпринимателя о взыскании с Управления процентов в сумме 2405 руб. 91 коп. за несвоевременный возврат уплаченных страховых взносов за 2015-2016 г.г. Правовые основания для удовлетворения заявленных требований в остальной части судом не установлены.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалоб, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
С 01.01.2017 года вступил в силу Федеральный Закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, образовавшихся на 1 января 2017 года, регулируется главой 34 второй части Налогового Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается органами ПФ РФ и ФСС РФ в течении 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления страхователя.
Принятые ПФ РФ и ФСС РФ решения о возврате направляются в электронном виде в налоговые инспекции для обработки и исполнения на основании данных о переплате, содержащихся в карточках "Расчеты с бюджетом", переданных из ПФ и ФСС в налоговые органы.
В рассматриваемом случае органами Пенсионного фонда приняты решения о возврате предпринимателю денежных средств в размере 21 500 руб., 3,15 руб., 36 980,71 руб. и 21500 руб., однако, налоговым органом осуществлен фактический возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов только в части 21 503,15 руб. В отношении суммы 58 480,71 руб. денежные средства не возвращены в связи с тем, что заявки на возврат не были оформлены по причине отсутствия данных о переплате в карточках расчетов с бюджетом, переданных из УПФР.
Следовательно, Управлением допущено бездействие, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части страховых взносов за 2015 год в размере 58 480,71 руб.
В пункте 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ установлено, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Из материалов дела усматривается, что суммы уплаченных предпринимателем страховых взносов за 2014 год в размере 87 801,76 руб. учтены (разнесены) на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
Таким образом, у Управления на основании пункта 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ отсутствует обязанность по возврату суммы страховых взносов за 2014 год, в связи с чем, заявленные требования в указанной части обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу пункта 17 статьи 26 Закона N 212-ФЗ в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В рассматриваемом случае размер процентов за период с 10.10.2017 по 22.12.2017 подлежит начислению с суммы 79983,86 руб., за период с 23.12.2017 по 15.02.2018 - с суммы 58480,71 руб.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2018 по делу N А56-110230/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.