г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А56-68198/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Кашиной Т.А., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания: Казначеевым В.О.
при участии:
от истца: Овчинников Г.А. (доверенность от 25.10.2017)
от ответчика: Ерохов Л.И. (доверенность от 28.12.2017)
от 3-го лица: Стародубцева В.В. (доверенность от 28.11.2017)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7973/2018) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга
на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018 об обеспечении иска по делу N А56-68198/2017 (судья Кротов С.М.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кузнечный Рынок"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
Третье лицо: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Агентство по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга"
о признании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузнечный Рынок" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным одностороннее расторжение договора аренды N 10-В206123 от 04.12.1997 объекта нежилого фонда - нежилое помещение (здание, сооружение), расположенное по адресу: 191002, г. Санкт-Петербург, пер. Кузнечный, д. 3, лит. А, пом. 1Н-10Н.
16.02.2018 в материалы дела поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Кузнечный Рынок" о принятии обеспечительных мер в виде запрета Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга и иным третьим лицам проводить аукцион на право заключения договора аренды объекта нежилого фонда, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга (Кузнечный рынок), расположенного по адресу: 191002, г. Санкт-Петербург, пер. Кузнечный, д. 3, лит. А, кадастровый номер 78:31:0001134:3011, общей площадью 4809,5 кв.м., а также частей нежилого фонда, расположенных в здании: часть здания 1, включая часть помещения 2- 7, 9-20, 34-42, 44-97 помещения 1Н, площадью 4104,8 кв.м., этажность: подвал, 1, 2, 3; часть здания 2, включая часть помещения 21-33, 98-112 помещения 1-Н, площадью 240,2 кв.м., этажность: 1, 2; часть здания с кадастровым номером 78:31:0001134:3011/1, включающую помещение 2-Н, площадью 104,9 кв.м., этажность: 1, в том числе: осуществлять прием заявок, принимать задатки, определять участников аукциона, оформлять протоколы, подводить итоги аукциона, до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Определением от 19.02.2018 заявление удовлетворено.
Не согласившись с определением, Комитет обратился с апелляционной жалобой об его отмене, сославшись на пункт 8 Разъяснений ФАС России от 01.11.2011 "Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России N 67 от 10.02.2010", указал, что принятые обеспечительные меры нарушают баланс прав и законных интересов сторон.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Суд, удовлетворяя заявление, руководствовался ст. ст. 90-93 АПК РФ и пришел к выводу, что проведение аукциона на право заключения договора аренды в отношении спорного объекта недвижимости может привести к возникновению значительного ущерба у истца.
Вместе с тем суд не учел следующее.
В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Распоряжение государственным и муниципальным имуществом путем передачи его в аренду осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и предусматривает, по общему правило, передачу государственного и муниципального имущества во временное владение и (или) пользование третьих лиц только по результатам аукционов или проводимых в установленных случаях конкурсах на право заключения таких договоров.
Частью 5 ст. 17.1. Закона о защите конкуренции установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров предусматривающих передачу государственного и муниципального имущества во временное владение и (или) пользование третьих лиц, и перечень видов имущества,
в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Во исполнение ч. 5 ст. 17.1. Закона о защите конкуренции, Федеральной антимонопольной службой России (ФАС России) был принят Приказ от 10.02.2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" утвердивший Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила проведения конкурсов или аукционов).
Как следует из п. 8 Разъяснений ФАС России от 01.11.2011 "Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России N 67 от 10.02.2010", торги в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции могут проводиться, в том числе, и до момента истечения срока действующего договора, но с учетом того, что новый договор должен вступать в силу по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. К моменту вступления в силу договора, заключенного по результатам проведения торгов, государственное или муниципальное имущество должно быть свободным от прав третьих лиц, за исключением случаев, когда оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 621 ГК РФ арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором.
Однако статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает иной порядок передачи государственного или муниципального имущества, а именно - по результатам торгов.
Для реализации преимущественного права даже действующий правообладатель (арендатор) должен участвовать в торгах (конкурсе, аукционе).
Таким образом, из положений Закона о защите конкуренции и ст. 447 ГК РФ "Заключение договора на торгах" следует возможность проведения торгов на право заключения нового договора аренды даже при наличии действующего договора аренды.
Поскольку срок действия договора аренды N 10-В206123 от 04.12.1997, ранее заключенного с Обществом, истек к моменту направления Обществу Комитетом уведомления о расторжении договора, Комитет вправе в установленном порядке начать процедуру заключения нового договора аренды, а Общество может реализовать свое право на заключение договора аренды на новый срок исключительно путем участия в торгах.
Таким образом, наличие судебного спора о признании ранее заключенного с Обществом договора аренды N 10-В206123 от 04.12.1997 не является основанием, препятствующим проведению торгов на право заключения нового договора аренды.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018 по делу N А56-68198/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.