Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2018 г. N 11АП-3584/18
г. Самара |
|
28 мая 2018 г. |
дело N А65-34514/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгановой К.А.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу производственного перерабатывающего сельскохозяйственного кооператива "Хлебомир" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2018 по делу N А65-34514/2017 (судья Коротенко С.И.)
по иску производственного перерабатывающего сельскохозяйственного кооператива "Хлебомир" (ОГРН 1087527000505, ИНН 7527008262) к индивидуальному предпринимателю Захарову Артему Юрьевичу (ОГРНИП 308169009100301, ИНН 166016258303) о взыскании.
УСТАНОВИЛ:
производственный перерабатывающий сельскохозяйственный кооператив "Хлебомир" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к индивидуальному предпринимателю Захарову Артему Юрьевичу (далее - ответчик) о взыскании 500 000 рублей долга по договору на оказание услуг по созданию франчайзингового продукта N СФ-2611 от 26.11.2014.
Решением от 19.01.2018 исковые требования оставлены без удовлетворения, расходы по уплате государственной пошлины отнесены на истца.
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Заявитель жалобы не согласен с выводами суда о том, что истец не подтвердил заявленные требования, не представил достоверных доказательств исполнения им в полном объеме условий договора, а также письменных пояснений относительно подписания актов приемки оказанных услуг без замечаний по объему, качеству и срокам оказания услуг.
Представленные ответчиком доказательства, которые суд первой инстанции признал надлежащими, истец не получал, в связи с чем он был фактически лишен права высказать свою позицию относительно указанных документов, а также доводов изложенных ответчиком в своем отзыве. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Истец представил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с неполучением от ответчика документов, представленных в материалы дела.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд первой инстанции не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Данная норма предусматривает право, а не обязанность суда отложить судебное разбирательство.
Указанная истцом причина не является уважительной, истец не был лишен возможности ознакомиться с материалами дела в суде первой инстанции.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
26.11.2014 между сторонами заключен договор на оказание услуг по созданию франчайзингового продукта N СФ-2611, согласно которому истец (клиент по договору) поручает, а ответчик (исполнитель по договору) принимает на себя обязательства по возмездному оказанию услуг по созданию франчайзингового пакета по заданию, в интересах клиента и за его счет, с целью последующей реализации клиентом созданного франчайзингового пакета на возмездной основе в пользу третьих лиц. За выполнение услуг по настоящему договору клиент обязуется выплатить в пользу исполнителя вознаграждение в размерах, порядке и сроки предусмотренных договором (л.д.9-14).
Согласно пункту 1.3 договора право собственности на созданный продукт возникает у истца. Моментом возникновения права собственности на продукт является момент исполнения всех принятых на себя взаимных обязательств сторон по договору и подписания сторонами общего акта выполненных работ, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего договора.
Стороны согласовали стоимость оказываемых услуг в сумме 590 000 руб., которая должна быть выплачена истцом ответчику в течение 3 рабочих дней с момента подписания договора (раздел 2 договора).
В обязанность исполнителя по договору входит предоставление клиенту следующих услуг (выполнение в интересах клиента работ):
3.1.1 первый этап:
3.1.1.1 экспресс-анализ конкурентной среды - анализ франчайзинговых предложений не менее 3-х конкурентов в нише (виде бизнеса). В состав экспресс-анализа конкурентной среды входят: общий обзор не менее 3-х компаний-конкурентов; сводная информация о рынке и о франчайзинговых / партнерских условиях конкурентов; выявление сильных и слабых сторон франчайзингового предложении клиента по отношению к конкурентам и рынку в целом; рекомендации по позиционированию как компании, так и оказываемых услуг/реализуемых товаров на конкурентном рынке.
3.1.1.2 технико-экономическое обоснование (далее - ТЭО) - документ, раскрывающий основные аспекты реализуемого проекта, плановые показатели операционной деятельности и эффективности проекта. В структуру ТЭО входят: предпосылки реализации проекта: анализ рынка, рейтинг наиболее привлекательных городов для запуска франшизы; сратегический и организационный план на 3 года для компании-франчайзи; SWOT-анализ: исследование сильных и слабых сторон проекта, возможностей и рисков проекта; операционный план: план продаж, план затрат и расходов; прогноз финансового состояния и эффективности проекта: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств; факторы риска и стратегия управления рисками применительно к деятельности компании-франчайзи.
3.1.1.3 разработка "Brand Book" - руководства по использованию фирменного стиля, в который входят: логотип: основная версия, монохромная версия, логотип на фоне, логотип в сочетании с другими знаками, логотип на сложном фоне, дополнительная версия логотипа, свободное пространство вокруг логотипа, фирменные цвета, фирменные шрифты, визитная карточка: корпоративная версия, именная версия, фирменный бланк исходящих писем, папка для бумаг, бумажный конверт, ручка, бейдж, кружка, диск, флеш-карта, бейсболка универсальная, вывеска, указатели различные, табличка, подарочная упаковка (нужны размеры), флаер формата А6, штендер, навигация, наклейки-следы, футболка фирменная, дисконтная карта, подарочный сертификат.
3.1.1.4 Разработка фирменной презентации, в которую входят: информационная презентация франчайзингового предложения в формате А4, в которую входят: краткое описание компании, история компании, основные группы ассортимента реализуемых товаров и/или оказываемых услуг, их краткое описание, география присутствия, информация по топ менеджменту компании, маркетинговые сведения, конкурентные преимущества, уникальность, основные финансовые показатели компании стратегия развития, целевая аудитория клиентов, ценовая политика, особенности сегмента, используемые методы продвижения компании, требования к помещению, к персоналу, режим работы, примеры оформления интерьера и экстерьера, варианты организации франшизы, организационная структура, требования к франчайзи, обязанности франчайзера и франчайзи, система управления и контроля, инвестиционные расходы франчайзи, ключевые прогнозные финансовые показатели франшизы, отзывы клиентов, контакты франчайзера
3.1.1.5 пакет юридических документов: макет (шаблон) гражданско-правового договора, на основании которого клиент будет реализовывать франчайзинговый пакет в пользу третьих лиц, разработанный на основании настоящего договора; договор о намерениях - предварительное соглашение между покупателем и продавцом франшизы на этапе переговоров; договор о неразглашении коммерческой информации (Non Disclosure Agreement); договор поставки товаров, используется в тех случаях, когда франчайзи закупает товар для реализации у франчайзера; договор поставки оборудования, используется в тех случаях, если франчайзер самостоятельно поставляет оборудование; договор на оказание услуг: обучение, маркетинговая поддержка, открытие франчайзингового предприятия и др.; договор аренды оборудования, используется для случаев, когда франчайзер предоставляет оборудование своему франчайзи в аренду; юридические консультации клиента, связанные с реализацией Клиентом своих прав по настоящему договору; помощь в согласовании отдельных условий сотрудничества клиента и Франчайзи.
3.1.1.6 распределение ответственности и обязанностей между Франчайзером и Франчайзи: представление в табличной форме сфер ответственности Франчайзера и Франчайзи в процессе совместной работы.
3.1.1.7 регистрация товарного знака в Роспатенте: анализ существующего товарного знака на пригодность к регистрации; запуск процесса регистрации товарного знака.
3.1.2 второй этап:
3.1.2.1 составление и описание бизнес-процессов компании клиента и разработка стандартов работы франчайзи, в которые входят: требования к Франчайзи и их аттестация; список требований, предъявляемых Франчайзером к потенциальным Франчайзи для оценки продажи франшизы и дальнейшего сотрудничества; технология подбора помещения, методы поиска подходящего объекта недвижимости, критерии выбора оптимального помещения; план запуска франчайзинговой точки. Это график запуска бизнеса с указанием временных рамок выполнения каждого этапа и порядок необходимых мероприятий для начала работы франшизы; формирование рекламного бюджета франчайзи на этапе открытия новой точки и на последующих этапах работы; кадровая политика: должностные инструкции и требования к персоналу; рекомендации по обучению, контролю и мотивации; разработка пакета документов, регламентирующих производственные полномочия и обязанности работников; описание критериев подбора сотрудников; разработка организационной структуры и штатного расписания франчайзи; стандарты обслуживания клиентов (CSS) - набор обязательных правил и рекомендаций при обслуживании клиентов; дополнительные услуги для франчайзи. Описание дополнительных услуг, предоставляемых франчайзером своим франчайзи. Например, включение в ассортиментную матрицу дополнительного вида товара или услуги, в зависимости от особенностей региона; план проведения проверок деятельности франчайзи, анализ эффективности работы: порядок проведения плановых и внеплановых проверок франчайзи на соответствие требованиям ведения бизнеса общему регламенту, критерии оценки эффективности их работы, условия расторжения договора при отрицательных результатах проверок; формирование ассортиментной матрицы - список товаров и услуг, которые будет предоставлять франчайзи; разработка коммерческого предложения от франчайзера для потенциальных партнеров, которое будет включать: описание проекта, его позиционирование, политика продвижения, уникальное торговое предложение, планы по развитию проекта.
3.1.3 третий этап:
3.1.3.1 разработка и запуск маркетинговой программы, направленной на продажу франшизы клиента, результатом которой является получение клиентом не менее 300-сот (трехсот) заявок на покупку франчайзингового продукта, разрабатываемого исполнителем в рамках настоящего договора;
3.1.4 четвертый этап:
3.1.4.1 подписание агентского договора или подбор в интересах клиента компании-брокера, продвигающей франшизу в отдаленных регионах России, странах СНГ и дальнем зарубежье;
3.1.4.2 подготовка и пошаговое содействие в аккредитации франшизы клиента в "Сбербанке" для возможности получения кредита потенциальными франчайзи по программе "Бизнес Старт".
Пунктом 3.2 договора определены сроки выполнения работ: первый этап (пункт 3.1.1) - 25 рабочих дней с момента подписания договора и перечисления на расчетный счет исполнителя суммы 590 000 руб. Второй этап (пункт 3.1.2) - 30 рабочих дней с момента подписания сторонами акта выполненных работ (оказанных услуг), предусмотренного пунктом 3.1.1 договора. Третий этап (пункт 3.1.3) - 25 рабочих дней с момента подписания сторонами акта выполненных работ (оказанных услуг), предусмотренных пунктом 3.1.2 договора. четвертый этап (пункт 3.1.4.1) - 25 рабочих дней с момента подписания сторонами акта выполненных работ (оказанных услуг) предусмотренных пунктом 3.1.3 договора. Четвертый этап (пункт 3.1.4.2) - 60 рабочих дней после соответствия франчайзингового пакета клиента всем требованиями ОАО "Сбербанка России" по аккредитации в программе "Бизнес Старт".
Согласно исковому заявлению истец произвел оплату стоимости услуг в сумме 500 000 руб. платежными поручениями N 240 от 04.12.2014 и N 53 от 04.03.2015 (л.д.15).
Ответчик принятые на себя обязательства не исполнил, претензию истца оставил без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Проанализировав условия договора, суд первой инстанции правильно квалифицировал его как договор возмездного оказания услуг и при принятии решения руководствовался положениями статей 309, 450, 450.1, 453, 779, 781, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Истец в одностороннем порядке отказался от исполнения договора.
В силу пункта 4 статьи 453 ГК РФ и пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
При исполнении договора возмездного оказания услуг потребительскую ценность представляют действия исполнителя, а не результат деятельности, как в подряде, где результат должен быть овеществлен, выражаться в создании вещи или ее трансформации. заказчик обязан оплатить услуги (факт полезной деятельности), оказанные исполнителем (пункт 1 статьи 779 ГК РФ) в соответствии с условиями договора независимо от достигнутого результата.
Договор возмездного оказания услуг не предусматривает итогом деятельности материальный результат работы, его может и не быть, заказчик оказывает не результат, а сам процесс оказания услуг.
Таким образом, по договору возмездного оказания услуг оплате подлежат услуги исполнителя, то есть его деятельность, а не результат, возникающий в связи с ее выполнением, для достижения которого заключается договор.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что полностью и добросовестно исполнял свои обязанности, в том числе разработал "Brand Book", провел экспресс-анализ конкурентной среды, разработал фирменную презентацию, подготовил пакет юридических документов, составил и описал бизнес процессы, подготовил таблицу о распределении ответственности, разработал и запустил маркетинговую программу, разработал логотип и т.д.
В подтверждение своих доводов ответчик представил акты о приемке выполненных работ, подписанные истцом без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.
Кроме того, оказание услуг ответчиком подтверждается также представленной копией электронной переписки, заявкой на государственную регистрацию товарного знака.
В свою очередь, из условий пункта 3.2 договора следует, что сроком выполнения первого этапа работ является перечисление истцом на расчетный счет ответчика 590 000 руб.
В силу пункта 4.3.1 договора истец обязался оплатить услуги ответчика в размере, порядке и сроки, предусмотренные в разделе 2 договора, а именно, 590 000 рублей в течение 3 рабочих дней с момента подписания договора.
В нарушение статьи 65 АПК РФ истец не представил достоверных доказательств исполнения им в полном объеме названных условий договора, а также письменных пояснений относительно подписания актов приемки оказанных услуг без замечаний по объему, качеству и срокам оказания услуг.
Суд правильно указал, что не достижение ожидаемого истцом результата не может являться основанием для возложения ответственности на ответчика, поскольку в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами. Соответственно предпринимательская деятельность носит рисковый характер.
При таких обстоятельствах и учитывая наличие подписанных сторонами актов приемки оказанных услуг, принятие истцом оказанных услуг без претензий по объему и качеству, суд первой инстанции заявленные требования правомерно признал необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на истца по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Оригиналы документов, приложенные к апелляционной жалобе: договор на оказание услуг по созданию франчайзингового продукта N СФ-2611 от 26.11.2014, техническое задание к договору на оказание услуг по созданию франчайзингового продукта N СФ-2611 от 26.11.2014, платежное поручение N 240 от 04.12. 2014 на сумму 400 000 руб. платежное поручение N 53 от 04.03.2015 на сумму 100 000 руб., претензия от 21.04.2017,имеются в материалах дела, в связи с чем дополнительными доказательствами не являются.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2018 по делу N А65-34514/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу производственного перерабатывающего сельскохозяйственного кооператива "Хлебомир" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.