город Ростов-на-Дону |
|
31 мая 2018 г. |
дело N А32-47357/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н..,
при участии:
от заинтересованного лица - Кусля В.Н. по доверенности от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2018 по делу N А32-47357/2017 (судья Меньшикова О.И.),
по заявлению Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края (ИНН/ОГРН 2308113667/1052303716772)
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Т-ИНВЕСТ" (ОГРН 1162375043687, ИНН 2308237790)
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - заявитель, департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Т-ИНВЕСТ" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Т-ИНВЕСТ") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного приостановления деятельности по строительству объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Демина, д.33, 35, 35/1, на 90 суток.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд установив, что проектная документация на осуществление реконструкции не подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что спорные объекты капитального строительства не поднадзорны департаменту, в связи с чем, у последнего отсутствовали полномочия на проведение проверки.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе департамент просил отменить решение суда, ссылаясь на то, что совершенное обществом правонарушение выявлено не в результате проведения проверки в рамках осуществления государственного строительного надзора, а управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город-курорт Краснодар. Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа законно и обоснованно, поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в строительстве, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Т-ИНВЕСТ" просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указало на необоснованность сделанного на основании фотоматериалов вывода административного органа о том, что размер и площадь застройки визуально превышает параметры, указанные в схемах планировочных организаций земельных участков, так как осмотр вышеуказанных земельных участков не проводился, акт осмотра не составлялся. 20.07.2017 после изготовления проектной документации на строительство трех индивидуальных жилых домов ООО "Т-ИНВЕСТ" обратилось в администрацию с заявлением об увеличении площади жилых домов в ранее выданных разрешениях. 13.12.2017 Департамент архитектуры и градостроительства г.Краснодара приказами N 384, 385,386 внес изменения в разрешения на строительство, после чего общество приступило к строительству.
В судебном заседании представитель ООО "Т-ИНВЕСТ" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что общество зарегистрировало право собственности на спорные незавершенные строительством объекты, что подтверждается выписками из ЕГРН от 03.03.2018 и свидетельствует о соответствии параметров объектов разрешительной документации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19 июня 2017 года в департамент из прокуратуры Прикубанского административного округа г. Краснодара поступили материалы о проведении проверки объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г.Краснодар, ул. им. Демина А.В., 33, 35, 35/1 в Прикубанском внутригородском округе (земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0135045:107, 23:43:0135045:105, 23:43:0135045:106) управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар.
Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар в пределах установленной компетенции рассмотрено письмо депутата Законодательного Собрания Краснодарского края Д.М. Козаченко по вопросу законности строительства объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. им. Демина А.В., 33, 35, 35/1 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара (земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0135045:107, 23:43:0135045:105,23:43:0135045:106).
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0135045:105 площадью 667 м2 по ул. им. Демина А.В., 35/1 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве собственности ООО "Т-ИНВЕСТ", о чём в Едином государственном реестре недвижимости 10 января 2017 года сделана запись регистрации N 23:43:0135045:105- 23/001/2017-2.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0135045:107 площадью 667 м2 по ул. им. Демина А.В., 35 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве собственности ООО "Т-ИНВЕСТ", о чём в Едином государственном реестре недвижимости 10 января 2017 года сделана запись регистрации N 23:43:0135045:107-23/001/2017-2.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0135045:106 площадью 667 м2 по ул. им. Демина А.В., 33 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве собственности ООО "Т-ИНВЕСТ", о чём в Едином государственном реестре недвижимости 10 января 2017 года сделана запись регистрации N 23:43:0135045:106- 23/001/2017-2.
Администрацией Прикубанского внутригородского округа города Краснодара выданы следующие разрешения на строительство:
разрешение от 05 мая 2012 года N RU 23306000-294 на строительство 1-этажного индивидуального жилого дома с мансардным этажом общей площадью 162 м2 на земельном участке по им. Демина А.В., 35/1 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара;
разрешение от 19 мая 2010 года N RU 23306000-187 на строительство 2-этажного индивидуального жилого дома с мансардным этажом общей площадью 396 м2 на земельном участке по им. Демина А.В., 35 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара;
разрешение от 12 мая 2012 года N RU 23306000-314 на строительство 1-этажного индивидуального жилого дома с мансардным этажом общей площадью 162 м2 на земельном участке по им. Демина А.В., 33 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара.
Выездом на место 5 апреля 2017 года специалистами управления муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар установлено, что вышеуказанные земельные участки ограждены по периметру единым забором. На земельных участках по ул. им. Демина А.В., 33-35/1 возводятся два объекта капитального строительства (стадия возведения - фундамент), размеры и площадь застройки которых визуально превышают параметры, указанные в схемах планировочных организаций земельных участков.
Согласно сведениям ЕГРН (N 23/001/044/2017-5191, N 23/001/044/2017-5190, N23/001/044/2017-5193 от 28 марта 2017 года) правообладателем вышеуказанных земельных участков является ООО "Т-ИНВЕСТ".
На дату проведения было проверки установлено, что застройщиком ООО "Т-ИНВЕСТ" на земельных участках, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. им. Демина А.В., 33, 35, 35/1 в Прикубанском внутригородском округе (земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0135045:107, 23:43:0135045:105, 23:43:0135045:106), ведется строительство двух объектов капитального строительства, с параметрами, превышающие разрешенные.
На основании изложенного, департамент пришел к выводу о нарушении ООО "Т-ИНВЕСТ" требований части 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статей 28.1 - 28.3, 28.5 КоАП РФ ввиду обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в отношении ООО "Т-ИНВЕСТ" составлен протокол об административном правонарушении в строительстве N 09-Ю-215-АЦ, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя общества.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении ООО "Т-ИНВЕСТ" уведомлено письмом департамента от 1 августа 2017 года N 69- 11223/17-04, которое в тот же день получено представителем общества по доверенности.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Доводы общества о соответствии параметров спорных объектов разрешительной документации отклоняются, поскольку изменения в технико-экономические показатели разрешений на строительство в части увеличения площади застройки внесены приказами Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования горд Краснодар N N 384, 385,386 от 13.12.2017, т.е. после выявления факта нарушения должностным лицом 05.04.2017 и составления протокола об административном правонарушении от 04.09.2017 N 09-Ю-215-АЦ.
Согласно части 1 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из пункта 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Статья 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях указанной категории рассматриваются должностными лицами органов государственного строительного надзора. Статьей 23.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора. Именно они рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Из материалов дела (обращения депутата Законодательного собрания Краснодарского края Козаченко Д.М. в адрес главы МО г.Краснодар от 21.03.2017, информации администрации МО г. Краснодар о принятии мер прокурорского реагирования от 19.04.2017 N 400/21, информации зам. прокурора Прикубанского административного округа г.Краснодара от 22.05.2017 N 07-09-2017 в адрес департамента), следует, что правонарушение выявлено не в результате проведения проверки департаментом в рамках осуществления государственного строительного надзора, а администрацией муниципального образования город-курорт Краснодар в рамках рассмотрения запроса депутата о проведении проверки соответствия строящихся объектов проектно-сметной документации.
В соответствии с ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужили данные, свидетельствующие о нарушении обществом требований действующего законодательства, выявленные администрацией муниципального образования город-курорт Краснодар по результатам рассмотрения обращения депутата.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 04.09.2017 N 09-Ю-215-Ц составлен Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края в рамках предоставленных полномочий.
Действия общества квалифицированы по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса.
Вместе с тем, судом установлено, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из абзаца 2 пункта 18, п.19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС N 2) следует, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ). Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Определение начала течения срока давности привлечения к административной ответственности по длящимся правонарушениям связано исключительно с датой выявления совершения этого правонарушения, то есть моментом фактического обнаружения административным органом обстоятельств, указывающих на несоблюдение лицом требований законодательства, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность. Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2015 N 309-АД15-3136.
Срок давности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Согласно информации от 19.04.2017 N 4003/21, изложенной в обращении администрации МО г.Краснодар в адрес прокурора г.Краснодара о принятии мер прокурорского реагирования, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, были выявлены должностным лицом 05.04.2017, следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек 05.04.2018.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ, истек.
Данное обстоятельство в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, абзаца 4 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Т-ИНВЕСТ" к административной ответственности.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2018 по делу N А32-47357/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.