г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А56-86273/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: Шержинская М.А. по доверенности от 25.12.2017
от заинтересованного лица: Евлампиев А.В. по доверенности от 29.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6455/2018) Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2018 по делу N А56-86273/2016(судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 17.11.2016 по делу об административном правонарушении N 113-05-Ш/16
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (ОГРН: 1027809170300, адрес: 196247, Россия, Санкт-Петербург, пл.Конституции, д.1, далее - Общество, ПАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН 1089847323026,адрес: 190000, Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3, лит.А, далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 17.11.2016 о назначении штрафа по делу об административном правонарушении N 113-05-Ш/16.
Решением суда от 13.02.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, общество с ограниченной ответственностью "Титан" (далее - ООО "Титан") не представило все необходимые документы для заключения договора об осуществлении технологического присоединения, предусмотренные требованиями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правил N 861). Кроме того, Общество указывает в жалобе, что судом должным образом не реализованы правила административного судопроизводства; своими процессуальными действиями суд фактически подменил административный орган.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "Титан", содержащего сведения о нарушении ПАО "Ленэнерго" требований Правил N 861, УФАС определением от 17.10.2016 в отношении ПАО "Ленэнерго" возбуждено дело N 113-05-Ш/16 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившемся в нарушении срока выдачи проекта договора о технологическом присоединении.
Управлением установлено, что ООО "Титан" подана в сетевую организацию заявка от 16.08.2016 N 16-25144 на технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно. ПАО "Ленэнерго" не направило в адрес ООО "Титан" в срок, установленный пунктом 15 Правил N 861, проект договора и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 26.10.2016 N 113 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Постановлением от 17.11.2016 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 113-05-Ш/16 ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ; Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вмененного заявителю административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения заявителя к административной ответственности, не установил, а также не усмотрел оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
При рассмотрении спора по существу суд первой инстанции правомерно исходил из положений статей 21 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", требований Правил N 861 (с учетом того, что соответствующее правовое регулирование предполагает однократный характер своевременного технологического присоединения на основании публичного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом), а равно статуса заявителя как профессионального участника правоотношений, субъекта энергетики, сетевой организации, естественного монополиста, который в процессе технологического присоединения может и должен понимать не столько формальные процедурные требования сами по себе, сколько законные потребности обратившихся к нему лиц в относительно скором, эффективном и технологически верном присоединении своих энергопринимающих устройств к объектам сетевой организации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил.
В пункте 9 Правил определены сведения, которые должны быть указаны в заявке; в пункте 10 Правил установлен перечень документов, которые прилагаются к заявке.
Как указано в подпункте "и" пункта 10 Правил N 861, в случае, если в заявке указаны сведения в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 Правил, следует представить документы заявителя, предусмотренные пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Подпунктом "л" пункта 9 Правил предусмотрено указание в заявке наименования субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Сведения, предусмотренные подпунктом "л" пункта 9 Правил, указываются по желанию заявителя при намерении представить документы для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства этой организации. В случае наличия у заявителя договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в рамках которого заявителем предполагается осуществление энергоснабжения энергопринимающих устройств, в отношении которых подается заявка, по желанию заявителя при намерении предоставить документы через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, энергоснабжение которых предполагается осуществлять в рамках такого договора, в заявке указываются наименование субъекта розничного рынка, номер и дата указанного договора.
Отсутствие в заявке сведений, предусмотренных подпунктом "л" пункта 9 Правил, не является основанием для невыполнения сетевой организацией обязательств, предусмотренных Правилами, в части соблюдения процедуры технологического присоединения.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что сведения, предусмотренные подпунктом "л" пункта 9 Правил N 861, указываются по желанию заявителя при намерении последнего предоставить документы для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства этой организации.
Доводы заявителя о непредставлении ООО "Титан" учредительных документов, подтверждающих правоспособность юридического лица для совершения сделки, правомерно отклонены судом, поскольку пунктом 10 Правил N 861 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление правоустанавливающих документов заявителя не требуется за исключением подпункта "и" пункта 10 Правил.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ПАО "Ленэнерго" выявленных УФАС нарушений Правил N 861.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судом первой не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд обоснованно согласился с назначенным УФАС административным штрафом как отвечающим превентивным целям административного наказания, требованиям статей 3.1, 4.1, 4.2, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридического ответственности.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2018 по делу N А56-86273/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.