г. Челябинск |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А34-8933/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Махровой Н.В., Бабиной О.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента финансов и имущества администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 02.03.2018 по делу N А34-8933/2017 (судья Мосина Т.А.).
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" Горбунова Ирина Сергеевна (паспорт, доверенность N 683-17 от 01.11.2017).
Публичное акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к муниципальному образованию город Курган в лице Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана (далее - ответчик) о взыскании 1 920 рублей 46 копеек убытков, понесенных в связи с установкой индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, расположенных по адресу: г. Курган, ул. Ипподромная, 19-5, и г. Курган, ул. К. Мяготина, 81-53.
Определением суда от 21.07.2017 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 18.09.2017 в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.03.2018 исковые требования удовлетворены, с муниципального образования город Курган в лице Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана в пользу ПАО "Сибирско-Уральская энергетическая компания" взыскано 1 920 рублей убытков, 2 000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего 3 920 рублей (л.д. 79-82).
В апелляционной жалобе департамент финансов и имущества администрации города Кургана просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы департамент финансов и имущества администрации города Кургана ссылался на то, что индивидуальные приборы учета электрической энергии в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома не входят, относятся к внутриквартирному инженерному оборудованию.
Полагает, что установка индивидуальных приборов учета относится к текущему ремонту, который производится за счет собственных средств собственника или нанимателя жилого помещения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель ответчика не явился. С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика.
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционной жалобой не согласился, поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, из которой следует, что обязанность по оснащению многоквартирных домов, в том числе индивидуальными приборами учета, возложена на собственников помещений в многоквартирных домах. Факт исполнения обязанности по установке счетчиков ответчиком не доказан.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец, являющийся сетевой организацией, в соответствии с требованиями части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) произвел оснащение жилых помещений по адресам г. Курган, ул. Ипподромная, д. 19, кв. 5 и г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 81, кв. 53 индивидуальными приборами учета электрической энергии.
В 2014 году Акционерным обществом "Курганэнерго" были установлены индивидуальные приборы учета электрической энергии по указанным адресам. Данный факт подтверждается актами оказанных услуг (том 1 л.д. 15, 16), актами N 004499 от 23.07.2014, от 03.12.2014 (том 1 л.д. 24-27), актами приема-передачи приборов учета от 23.07.2014, от 03.12.2014 (том 2 л.д. 30, 31).
АО "Курганэнерго" 01.11.2016 года прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, правопреемником АО "Курганэнерго" является публичное акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (том 1 л.д. 83-87).
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Проводя работы по установке индивидуальных приборов учета на электрическую энергию по адресам: г. Курган, ул. Ипподромная, д. 19, кв. 5 и г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 81, кв. 53, ПАО "СУЭНКО" понесло расходы в размере 1 920 рублей 46 копеек.
Как следует из материалов дела, на момент установки и ввода в эксплуатацию приборов учета жилые помещения, расположенные по адресам: г. Курган, ул. Ипподромная, 19-5, и г. Курган, ул. К. Мяготина, 81-53, находились в муниципальной собственности города Кургана (выписка из Единого государственного реестра недвижимости и о переходе прав на объект недвижимости, выписка из реестра объектов муниципальной собственности города Кургана, договор о приеме-передаче объектов в муниципальную собственность г. Кургана от 15.11.2002, постановление Администрации города Кургана от 20.09.2013 N 7030 "О включении объектов недвижимости в Реестр объектов муниципальной собственности города Кургана", свидетельство о государственной регистрации права, том 1 л.д. 144-146, том 2 л.д. 8-22), и переданы по договорам социального найма N 9190 от 29.08.2011, N 11650 от 28.01.2013 (том 1 л.д.9-14). Данные договоры утверждены постановлениями Администрации города Кургана от 14.09.2011 N 1023-н и от 08.02.2013 N 331-н (том 1 л.д. 28, 29).
Ответчику выставлен счет N 303/12-1/205 от 31.03.2016 для оплаты расходов в сумме 1 920 рублей 46 копеек (том 1 л.д. 23). В адрес ответчика 10.03.2017 направлена претензия с требованием об оплате указанной суммы (том 1 л.д. 19-20). Факт получения 16.03.2017 ответчиком претензии подтвержден почтовым уведомлением (том 1 л.д. 22).
Поскольку ответчик расходы на установку приборов учета до настоящего времени не оплатил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что работы по установке индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов относятся не к содержанию и текущему ремонту, а к видам работ по капитальному ремонту, который в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации производится за счет собственника жилого помещения, соответствующие расходы по установке этих приборов учета должен нести именно собственник жилых помещений, а не их наниматели.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах.
В случае если квартира является муниципальной собственностью, в лице собственника выступает уполномоченный орган местного самоуправления, а гражданин является нанимателем.
В соответствии с пунктом 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
Кроме того, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах по оплате расходов сетевой организации на установку общедомового прибора учета на электрическую энергию закреплена положением части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан нести расходы на его содержание, поэтому все расходы по установке индивидуальных приборов учета несет собственник.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи (в том числе, имущественные), органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 2 Положения о Департаменте финансов и имущества Администрации города Кургана (приложение N 7 к решению Курганской городской Думы от 26 сентября 2016 года N 188 "О структуре Администрации города Кургана", том 2 л.д. 52-62) основной задачей Департамента финансов и имущества является реализация полномочий Администрации города в сфере бюджетных отношений, а также в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью. Департамент финансов и имущества является юридическим лицом (пункт 3 статьи 1 Положения о Департаменте финансов и имущества Администрации города Кургана).
Материалами дела подтверждается, что жилые помещения, расположенные по адресам: г. Курган, ул. Ипподромная, д. 19, кв. 5 и г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 81, кв. 53 на момент установки счетчиков находились в муниципальной собственности города Кургана (том. 1, л.д. 144-146, том 2, л.д. 8-22), которые переданы по договорам социального найма N 9190 от 29.08.2011, N 11650 от 28.01.2013 (том 1 л.д. 9-14).
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Размер убытков истец подтверждает актами об установке приборов учета (л.д. 15-16, т. 1), счетом N 303/12-1/205 от 31.03.2016 на сумму 1 920,46 руб. (л.д. 23, т. 1), актам о допуске к эксплуатации приборов учета (т. 1, л.д. 24-27).
Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалами дела доказана противоправность действий ответчика и причинения убытков истцу, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования истца в заявленном размере.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что индивидуальные приборы учета электрической энергии в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома не входят, в связи с чем установка индивидуальных приборов учета должна проводиться за счет собственных средств собственника или нанимателя жилого помещения, апелляционной инстанцией отклоняется, поскольку ответчик, являясь собственником указанных жилых помещений, не исполнил предусмотренную законом обязанность по установке индивидуальных приборов учета электрической энергии, что следует из положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 65, 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, доводы заявителя в апелляционной жалобе не опровергают установленные судом обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 02.03.2018 по делу N А34-8933/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента финансов и имущества администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.