г. Саратов |
|
01 июня 2018 г. |
Дело N А06-9878/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 марта 2018 года по делу N А06-9878/2017 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению Павлова Андрея Владимировича (108811, г. Москва)
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (ОГРН 1113017002020, ИНН 3025000015, 414024, г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского Затона, 35/1Б),
общество с ограниченной ответственностью "Астраспецмонтажстрой" (ОГРН 1173025000015, ИНН 3019020863, 414011, г. Астрахань, ул. Славянская, д. 1/12, литер. 7, пом. 1),
общество с ограниченной ответственностью "Спецмонтажстрой" (ОГРН 5087746285765, ИНН 7743710726, 123056, г. Москва, ул. Грузинская б., д. 42, пом. II),
общество с ограниченной ответственностью "Бюро готового бизнеса" (ОГРН 1163025057414, ИНН 3025028525, 414018, г. Астрахань, ул. Ползунова, д. 18)
о признании недействительным решения и обязании исключить запись из ЕГРЮЛ,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратился Павлов Андрей Владимирович (далее - заявитель, Павлов А.В.) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области, налоговый орган, Инспекция) о внесении 30.10.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи 2173025204680 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Астраханспецмонтажстрой" (далее - ООО "Астраханспецмонтажстрой" и обязании исключить из ЕГРЮЛ запись 2173025204680.
В качестве заинтересованных лиц к делу привлечены общество с ограниченной ответственностью "Спецмонтажстрой" (далее - ООО "Спецмонтажстрой"), общество с ограниченной ответственностью "Бюро готового бизнеса" (далее - ООО "Бюро готового бизнеса").
Решением от 19 марта 2018 года Арбитражный суд Астраханской области признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области о внесении 30.10.2017 в ЕГРЮЛ записи 2173025204680 в отношении ООО "Астраханспецмонтажстрой".
Суд также обязал Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области исключить из ЕГРЮЛ запись 2173025204680 в отношении ООО "Астраханспецмонтажстрой".
Кроме того, суд взыскал с ИФНС России N 6 по Астраханской области в пользу Павлова А.В. госпошлину в размере 300 руб.
Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Инспекции удовлетворить в полном объеме.
Павлов А.В., ООО "Астраханспецмонтажстрой" и ООО "Бюро готового бизнеса" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Павлов А.В., ООО "Астраханспецмонтажстрой" и ООО "Бюро готового бизнеса" заявили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии их представителей. Судом ходатайства удовлетоврены.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 04.05.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15 мая 2017 года Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области в отношении ООО "Астраханспецмонтажстрой" в ЕГРЮЛ была внесена запись за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 2173025109960 о внесении сведения о недостоверности сведений относительно адреса Общества: 414011 г.Астрахань, ул.Славянская дом 1/12 литер 7 помещение 1. В тот же день регистрирующим органом была внесена запись за ГРН 2173025110256 о признании недействительной записи за ГРН 2173025109960.
30 октября 2017 года Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2173025204680 о признании недействительной внесенной 15.05.2017 записи за ГРН 2173025110256.
Не согласившись с решением Инспекции о внесении 30.10.2017 в ЕГРЮЛ записи 2173025204680, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области).
Решением УФНС России по Астраханской области от 10.07.2017 N 166-Н жалоба оставлена без удовлетворения.
Полагая, что действия налогового органа по принятию решения о внесении спорной записи являются незаконными и нарушают его права и интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о недоказанности Инспекцией конкретных обстоятельств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений об адресе юридического лица, вследствие чего оспариваемое решение Инспекции подлежит признанию недействительным.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Исходя из смысла части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ).
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения и документы о юридическом лице, а именно адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
При этом действующее законодательство исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (статьи 4, 12 Закона N 129-ФЗ, статьи 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (пункт 2 статьи 51 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
С принятием и вступлением в силу поправок в статью 51 ГК РФ, статью 23 Закона N 129-ФЗ у регистрирующих органов имеется обязанность по проведению проверок достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ, до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения в реестр иных данных, не связанных с изменением устава.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Пунктами 4.3 и 6 статьи 9, пунктом 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ N ММВ-7-14/72@) утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий.
Основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, определены пунктами 2, 4 Приказа N ММВ -7-14/72@.
Пункт 4 данного Приказа устанавливает основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Согласно указанному пункту основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 указанного Федерального закона, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (пункт 18 Приказа NММВ-7-14/72@).
Как следует из материалов дела, 09.01.2017 г. в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании юридического лица ООО "Астраханспецмонтажстрой".
Адресом постоянно действующего исполнительного органа ООО "Астраханспецмонтажстрой" при регистрации был заявлен адрес: 414011 г.Астрахань, ул.Славянская дом 1/12 литер 7 помещение 1.
Павлов А.В. является учредителем ООО "Астраханспецмонтажстрой" с размером доли - 60%, а так же руководителем данной организации.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, 15.05.2017 15 мая 2017 года в реестр была внесена запись ГРН 2173025109960 о внесении сведения о недостоверности сведений относительно адреса Общества: 414011 г.Астрахань, ул.Славянская дом 1/12 литер 7 помещение 1.
В тот же день регистрирующим органом была внесена запись за ГРН 2173025110256 о признании недействительной записи за ГРН 2173025109960.
30 октября 2017 года Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2173025204680 о признании недействительной внесенной 15.05.2017 записи за ГРН 2173025110256.
Налоговый орган при этом настаивает на недостоверности сведений относительно адреса Общества: 414011 г.Астрахань, ул.Славянская дом 1/12 литер 7 помещение 1, исходя из следующего.
Как указывает налоговый орган, генеральным директором Общества Павловым А.В. в налоговый орган было представлено уведомление по форме Р112003 о начале процедуры реорганизации в форме присоединения к ООО "Астраханспецмонтажстрой" ООО "Спецмонтажстрой".
В связи с предстоящей реорганизацией Общества, по запросу регистрирующего органа, Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской области направила в адрес Общества уведомление от 06.02.107г. о вызове налогоплательщика для дачи пояснений по вопросу принятия решения о реорганизации.
Указанное уведомление было направлено по юридическому адресу Общества: 414011 г.Астрахань, ул.Славянская дом 1/12 литер 7 помещение 1 заказным письмом ( почтовый идентификатор 41400094774981), которое вернулось в Инспекцию с отметкой "истечение срока хранения".
Письмом от 30.03.2017 г. исх N 14-31/04261 в налоговый орган для дачи пояснений по вопросы реорганизации был вызван генеральный директор Общества - Павлов А.В., в указанное время Павлов А.В. не явился.
В связи с возвратом заказной корреспонденции, Инспекцией был проведен выезд по юридическому адресу Общества: 414011 г.Астрахань, ул.Славянская дом 1/12 литер 7 помещение 1, по результатам которого был составлен протокол осмотра. Согласно данного протокола, помещение N 1 не найдено, представители Общества отсутствовали, связаться с собственником помещений не представилось возможным, связь с Обществом по данному адресу невозможна.
Должностными лицами Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области 14.04.2917 г. был опрошен собственник помещений - ИП Анохин В.А., который подтвердил нахождение ООО "Астраханспецмонтажстрой" по указанному адресу.
12 апреля 2017 г. в адрес Общества и генерального директора Павлова А.В. было направлено требование о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица.
По истечении месяца, 15.05.2017 г. регистрирующим органом была внесена запись за ГРН 2173025109960 о недостоверности сведений о юридическом лице.
В связи с предоставлением Обществом в Межрайонную ИФНС России N 1 по Астраханской области и Межрайонную ИФНС России N 6 по Астраханской области документов, свидетельствующих о достоверности данных о месте нахождения юридического лица по адресу: 414011 г.Астрахань, ул.Славянская дом 1/12 литер 7 помещение 1, записью за ГРН 2173025110256 запись за ГРН 2173025109960 была признана недействительной.
Однако в связи с неявкой генерального директора Общества Павлова А.В. для дачи пояснений по вопросу реорганизации, 30.05.2017 г. Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области был повторно проведен осмотр по адресу 414011 г.Астрахань, ул.Славянская дом 1/12 литер 7 помещение N 1, в результате которого было установлено отсутствие Общества по указанному адресу.
В связи с неявкой Павлова А.В. для дачи пояснений, 25.09.2017 г. Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области повторно был проведен осмотр территории по адресу: 414011 г.Астрахань, ул.Славянская дом 1/12 литер 7 помещение N 1, в результате которого было установлено, что на втором этаже находиться помещение без номера, на двери имеется лист формата А4 с наименованием "Астраспецмонтажстрой". На момент осмотра дверь была закрыта.
30 октября 2017 года Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2173025204680 о признании недействительной внесенной 15.05.2017 записи за ГРН 2173025110256.
Данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонены.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 названного Закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном названным Законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Проанализировав изложенные обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае результат проведения проверочных мероприятий сам по себе не может свидетельствовать о недостоверности адреса Общества. Соответствующий вывод Инспекции в данном деле является преждевременным.
Допрошенный налоговым органом собственник помещения по указанному адресу - Анохин Владимир Александрович в дохе допроса подтвердил факт заключения с ООО "Астраспецмонтажстрой" договора аренды, исполнения условий договора и нахождения по указанному адресу ООО "Астраспецмонтажстрой"; корреспонденция для общества оставляется на вахте, затем передается ему, а он обзванивает арендаторов с просьбой забрать письма (протокол опроса свидетеля от 313.11.2017 (т.2, л.д. 35-38)).
В подтверждение достоверности сведений о юридическом адресе Общество после получения уведомления налогового органа 10.05.2017 представило в налоговый орган договор аренды от 17.01.2017, гарантийное письмо собственника, свидетельство о государственной регистрации права собственности 30-АА N 837188, трудовое соглашение, заключенное с Захлебной М.С. на исполнение обязанностей секретаря-помощника, нотариальная доверенность на представление интересов ООО "Астраспецмонтажстрой", выданная Захлебновой М.С., письма от налоговых органов, получаемые ООО "Астраспецмонтажстрой" (т.1, л.д. 141-152).
Судебной коллегией отклоняется довод подателя жалобы о том, что в договоре аренды от 17.01.2017 и гарантийном письме указан офис N 212, в связи с чем сведения об адресе являются недостоверными.
В материалы дела представлено дополнительное соглашение от 02.06.2017 к договору аренды от 17.01.2017, согласно которому предмет аренды - помещение N 1 по адресу: 414011, г.Астрахань, ул.Славянская/Рыбинская, д. 1/12, литер 7 (т.1, л.д. 54).
В хода осмотра налоговым органом сделаны фотографии, согласно которым в помещении на двери имеется вывеска ООО "Астраспецмонтажстрой" (т.2, л.д.15-20).
Судебная коллегия отклоняет ссылку налогового органа на показания почтальона от 17.10.2017, поскольку в материалы дела налоговым органом не представлено надлежащих доказательств систематического неполучения Обществом почтовой корреспонденции.
Так, в материалы дела налоговым органом представлено значительное количество повесток, требований и уведомлений, направленных налоговым органом в адрес Общества и его руководителя, однако доказательств получения, либо неполучения данных документов в материалы дела не представлено (т.1, л.д. 126-140).
При этом предоставление Обществом документов в регистрирующий орган свидетельствует о получении корреспонденции.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель так же указывает на получение Обществом корреспонденции от налогового органа, в подтверждение чего представляет копии почтовых конвертов.
Факт неявки руководителя в инспекцию не свидетельствует об отсутствии Общества по юридическому адресу и о неполучении Обществом корреспонденции.
Довод налогового органа о том, что при осмотре дверь помещения закрыта, сотрудники отсутствуют, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку отсутствие ООО "Астраханспецмонтажстрой" в конкретный момент времени по юридическому адресу при перечисленных выше обстоятельствах не свидетельствует о недостоверности адреса Общества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о неправомерности оспариваемого решения регистрирующего органа и удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 марта 2018 года по делу N А06-9878/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.