г. Саратов |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А12-44070/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" июня 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании представителя Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - Зайцева В.А., действующего по доверенности от 01.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВТОРСЫРЬЕ+" (403071, Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, ул. Лямина, д. 29, ИНН 3455050160, ОГРН 1153443001470)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 марта 2018 года по делу N А12-44070/2017 (судья Е.В. Пономарёва)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВТОРСЫРЬЕ+" (403071, Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, ул. Лямина, д. 29, ИНН 3455050160, ОГРН 1153443001470)
к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (400078, г. Волгоград, проспект им В.И. Ленина, д. 102, ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: государственный инспектор в области охраны окружающей среды Волгоградской области Буров Алексей Витальевич (400078, г. Волгоград, проспект им В.И. Ленина, д. 102)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВТОРСЫРЬЕ+" (далее - ООО "ВТОРСЫРЬЕ+", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области Буровым Алексеем Витальевичем, от 13.11.2017 N 32/2558-10-17 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВТОРСЫРЬЕ+" (далее - ООО "ВТОРСЫРЬЕ+") к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Определением арбитражного суда Волгоградской области от 01.12.2017 ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" отказано в принятии к производству заявления о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 13.11.2017 N 32/2558-10-17 в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, заявление ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" с приложенными к нему документами возвращены заявителю.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 определение арбитражного суда Волгоградской области от 01.12.2017 по делу N А12-44070/2017 отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в арбитражный суд Волгоградской области.
С учетом вступившего в законную силу судебного акта суда апелляционной инстанции о направлении вопроса на новое рассмотрение, суд первой инстанции определением от 12.02.2018 заявление ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" принял к производству и по итогам рассмотрения спора по существу решением от 14 марта 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "ВТОРСЫРЬЕ+", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - Комитет) в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 28 апреля 2018 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 29.05.2018, объявлялся перерыв до 31.05.2018 до 10 часов 10 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Комитета, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.07.2017 в период времени с 10 час. 30 мин. до 12 час. 00 мин. Комитетом на основании приказа от 30.06.2017 N 347 проведен плановый (рейдовый) осмотр территории земельного участка (кадастровый номер 34:08:120107:216), расположенного по месту привязки в районе 513 км ж.д. переезда, на южной окраине п.г.т. Иловля Волгоградской области, в ходе которого установлено, что на указанном земельном участке непосредственно на почве осуществлялось размещение отходов, зафиксировано горение отходов производства и потребления, на площади около 100 м2, глубина горения отходов 0,2 м (двадцать сантиметров), размещенных на почве в границах земельного участка с кадастровым номером 34:08:120107:216, расположенного в районе 513 км ж/д. переезда на южной окраине п.г.т. Иловля Волгоградской области.
По результатам произведенного осмотра территории земельного участка (кадастровый номер 34:08:120107:216) 28.07.2017 составлены акт N 32/105-08-17 и протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 32/1943- 07-17.
В ходе административного расследования выявлено, что ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" осуществляло размещение твердых бытовых отходов на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером 34:08:120107:216 площадью 66650 кв.м., расположенном по адресу: Волгоградская область Иловлинский район территория Иловлинского городского поселения, не являющемся объектом размещения отходов и не внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов, что является нарушением пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
По факту выявленных нарушений Комитетом в отношении ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" составлен протокол об административном правонарушении от 04.10.2017 N 32/2558-10-17 по статье 8.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Комитетом 13.11.2017 вынесено постановление N 32/2558-10-17 о привлечении ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными в силу следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Согласно частям 5, 6, 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ раскрыты понятия обращение с отходами, размещение отходов, хранение отходов, захоронение отходов, использование отходов, обезвреживание отходов, сбор отходов, транспортирование отходов, накопление отходов.
Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В ходе осмотра установлено, что вышеуказанный земельный участок не обустроен в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, не имеет специально оборудованного сооружения, предназначенного для временного накопления, либо хранения отходов. На земельном участке отсутствует водонепроницаемое покрытие предотвращающее попадание загрязняющих веществ, входящих в компонентный состав размещенных отходов с талыми, дождевыми водами в почву, недра и водосборные площади водных объектов. Указанные отходы производства и потребления размещаются непосредственно на почву.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 89-ФЗ обязательными условиями деятельности по обращению с отходами является соблюдение юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения; проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и другие,
Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьей 20 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено что государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден порядок ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.
Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.
Данным приказом установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты размещения отходов, обязаны предоставить информацию об объекте размещения отходов, предлагаемом для включения его в Государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с приказами Росприроднадзора от 01.08.2014 N 479 и от 25.09.2014 N592 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов и приложение к ним "Объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов", земельный участок с кадастровым номером 34:08:120107:216 площадью 66650 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория Иловлинского городского поселения, не вошел в перечень объектов размещения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В ходе административного производства установлено, что ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" эксплуатирует находящийся в аренде земельный участок с кадастровым номером 34:08:120107:216 площадью 66650 кв.м.
Факт сбора и размещения твердых бытовых отходов обществом на земельном участке с кадастровым номером 34:08:120107:216 площадью 66650 кв.м. подтверждается материалами дела.
Таким образом, ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" осуществляло размещение твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 34:08:120107:216 площадью 66650 кв.м., не являющемся объектом размещения отходов и не внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований установлены судом апелляционной инстанции и подтверждаются материалами дела.
Кроме того, нарушения вышеуказанных требований являются также причиной возгорания отходов, что в свою очередь оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух, как компонент окружающей среды.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Процедура привлечения общества к административной ответственности проверена судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Довод апеллянта о том, что ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" не было ознакомлено с протоколом об административном правонарушении от 04.10.2017 N 32/2558-10-17, апелляционной инстанцией не принимается, с учетом направления Комитетом в адрес заявителя копии протокола заказным почтовым отправлением с уведомлением (почтовый идентификатор N 4000941186565) и получением данного почтового отправления обществом 24.10.2017 (т.2, л.д. 68-71).
Довод общества о том, что постановление об административном правонарушении вынесено по истечении двух месяцев с момента выявления административного правонарушения, судебной коллегий отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения,
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ, выявлено 27.07.2017.
Таким образом, годичный срок давности привлечения ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ административным органом нарушен не был.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен без участия представителя ООО "ВТОРСЫРЬЕ+", следовательно, общество не уведомлено о наличии возбужденного в отношении него дела об административном правонарушении, является несостоятельным.
Как следует из материалов дела, ООО "ВТОРСЫРЬЕ+" было надлежащим образом извещено о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении посредством направления в адрес общества телеграммы, которая была вручена инженеру ЛТЦ Морозову (т.2, л.д. 60,61), а также надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушения (т.2, л.д. 74,75).
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление дословно дублирует и соответствует постановлению Комитета от 25.10.2017 N 27/2564-10-16, что в силу пункта 7 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении, судебной коллегией отклоняется
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности от 13.11.2017 N 32/2558-10-17 охватывает иное событие административного правонарушения, свидетельствующее о том, что в июле и в августе 2017 года заявителем продолжалось совершение противоправного деяния в виде несоблюдения экологических требований. При этом указанный факт может свидетельствовать о систематическом характере нарушений.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 марта 2018 года по делу N А12-44070/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВТОРСЫРЬЕ+" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-44070/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2018 г. N Ф06-36020/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ВТОРСЫРЬЕ+"
Ответчик: Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Волгоградской области Буров А.В., Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области
Третье лицо: Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Волгоградской области Буров А.В.
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36020/18
05.06.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3956/18
14.03.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-44070/17
23.01.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15597/17
01.12.2017 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-44070/17