г. Вологда |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А66-1195/2018 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 марта 2018 года по делу N А66-1195/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" (ОГРН 1116952076867, ИНН 6949008163; место нахождения: 170508, Тверская область, Калининский район, поселок Заволжский, дом 1В; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к государственному учреждению - Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360; место нахождения: 170008, город Тверь, улица Ротмистрова, дом 31; далее - учреждение) о признании недействительными решений от 14.12.2017 N 324, 516 и 1022. Делу присвоен номер А66-1104/2017.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 24 января 2018 года требования общества о признании недействительными решений учреждения от 14.12.2017 N 516 и от 14.12.2017 N 1022 выделены в отдельные производства, выделенным делам присвоены номера N А66-1194/2018 и N А66-1195/2018 соответственно.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества о признании недействительным решения от 14.12.2017 N 1022 рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области в виде резолютивной части от 19 марта 2018 года по делу N А66-1195/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3000 руб. суд возложил на заявителя.
Общество с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что при выплате пособий по временной нетрудоспособности общество не злоупотребляло правом, считает, что расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 613 935 руб. 87 коп. произведены в соответствии с действующим законодательством.
Учреждение в отзыве, ссылаясь на судебную практику и решение Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-1104/2018, доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 24.10.2017 по 31.10.2017 в отношении общества учреждением проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проверки учреждением установлены расходы, осуществленные обществом с нарушением действующего законодательства на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 613 935 руб. 87 коп.
По итогам проверки учреждением составлен акт выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 17.11.2017 N 798 и вынесены решения от 14.12.2017 N 324, 516 и 1022.
Решением от 14.12.2017 N 324 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обществу предложено доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов в размере 613 935 руб. 87 коп.
Решением от 14.12.2017 N 1022 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаем на производстве и профессиональных заболеваний общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в сумме 1072 руб. 37 коп. Указанным решением заявителю предложено уплатить 5361 руб. 83 коп. недоимки и 92 руб. 88 коп. пеней. Законность указанного решения рассмотрена в рамках выделенного дела N А66-1195/2018.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Закон N 125-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу пункта 1 статьи 1 данного Закона обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Статьей 20.2 указанного Закона установлены виды выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 17 вышеназванного Закона страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком, в сроки, определенные пунктом 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ.
Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней.
Согласно статье 26.11 Закона N 125-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу статьи 26.69 указанного Закона неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Как следует из материалов дела и что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 28 февраля 2018 года, приказом общества от 03.04.2015 N 186.1-о на основании личного заявления Прошину Олегу Дмитриевичу предоставлен отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет (детьми Прошиным Иваном Олеговичем, 25 ноября 2014 года рождения, Прошиной Ксенией Олеговной, 25 ноября 2014 года рождения) в период с 05.04.2015 по 25.05.2016.
Приказом от 02.04.2015 N 481-к Прошину О.Д. установлен режим работы: с понедельника по четверг - 8 часов ежедневно (с 09 час 00 мин до 18 час 00 мин), пятница - 7 часов (09 час 00 мин до 17 час 00 мин), перерыв для отдыха и питания с понедельника по пятницу - с 12 час 00 мин до 13 час 00 мин, суббота, воскресенье - выходные дни.
Из представленного табеля учета рабочего времени видно, что за весь период отпуска по уходу за детьми Прошиным О.Д. отработано всего на 53 часа меньше нормальной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством (40 часов в неделю).
В среднем нормальная продолжительность рабочего времени Прошина О.Д. сокращена меньше чем на 3,8 часа в месяц (53 ч/14 мес) или менее чем на 12 минут в день. Занятость рабочего времени сотрудника с понедельника по четверг составляет 100 % и 87,5 % занятости рабочего времени в пятницу. Перерывы для кормления ребенка (детей) согласно статье 258 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не предоставлялись. Заработок работника, рассчитанный пропорционально отработанному времени, фактически сократился менее чем на 2,4% по сравнению с заработком на полном рабочем дне.
Кроме того, приказом общества от 01.07.2016 N 691-0 на основании личного заявления Сорокину Александру Викторовичу предоставлен отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет (ребенок Сорокина Алиса Александровна, 04 марта 2016 года рождения) в период с 02.07.2016 по 04.01.2018.
Приказом от 01.07.2016 N 74.2-к Сорокину А.В. с 02.07.2016 установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей смены): продолжительность ежедневной работы - 10 час 20 мин, время начала работы -08 час 00 мин, время окончания работы - 19 час 20 мин, перерыв для отдыха и питания - с понедельника по пятницу с 12 час 00 мин до 13 час 00 мин.
Согласно графику сменности N 6 на 2016 год для работающих при 40-часовой рабочей неделе Сорокину А.В. установлен сменный режим работы с графиком 2 дня через 2 дня, продолжительность смены 11 часов: начало смены - 08 час 00 мин, окончание смены - 20 час 00 мин.
Табелями учета рабочего времени подтверждается продолжительность неполного рабочего дня: сменный график работы по 10 час 20 мин в смену, при одновременном отражении нахождения сотрудника в отпуске по уходу за ребенком.
В течение дня Сорокин А.В. находился на рабочем месте с 08 час 00 мин до 19 час 20 мин, то есть не менее 11-12 часов. Перерывы для кормления ребенка согласно статье 258 ТК РФ не предоставлялись. Режим работы указанного сотрудника составляет 92,7 % занятости рабочего времени.
Выплата пособия при минимальном сокращении продолжительности рабочего дня противоречит целям установления и назначения самого пособия.
В результате указанных нарушений управлением установлено, что сумма выплат 613 935 руб. 87 коп. подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов.
Суд при рассмотрении дела N А66-1104/2018 пришел к выводу о том, что в настоящем случае имело место незначительное сокращение рабочего времени лиц, претендующих на получение пособия по уходу за ребенком, такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, в связи с этим действия заявителя обосновано признаны учреждением злоупотреблением правом в целях предоставления своим сотрудникам дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств учреждения, что противоречит требованиям пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании изложенного судом отказано в удовлетворении заявления общества о признании недействительным решения от 14.12.2017 N 324 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обществу, которым обществу предложено доплатить страховые взносы в сумме 613 935 руб. 87 коп. не принятых к зачету расходов.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2018 года по делу N А66-1104/2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из смысла статьи 69 АПК РФ следует, что преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта, и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последние имеют правовое значение, и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Таким образом, свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее, что имеется в данном случае.
Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов, одновременно обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Поскольку решение от 14.12.2017 N 324, которым не приняты к зачету расходы в сумме 613 935 руб. 87 коп., признано соответствующим действующему законодательству, доначисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаем на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования в размере 5361 руб. 83 коп. является законным. В связи с этим начисление пеней и привлечение к ответственности также обоснованно.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Обществом при подаче апелляционной жалобы внесена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
На основании подпунктов 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина уплачивается в размере 1500 руб.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 марта 2018 года по делу N А66-1195/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" (ОГРН 1116952076867, ИНН 6949008163; место нахождения: 170508, Тверская область, Калининский район, поселок Заволжский, дом 1В) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 02.04.2018 N 17030 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1195/2018
Истец: ООО "ЗАВОЛЖСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ"
Ответчик: ГУ -Тверское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3235/18