г. Челябинск |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А47-13228/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.03.2018 по делу N А47-13228/2017 (судья Федорова С.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Липатова С.А. (доверенность N 8 от 16.01.2018, служебное удостоверение), Старостина О.М. (доверенность N 60 от 06.09.2017, служебное удостоверение);
публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" - Жаврид М.В. (доверенность N Д-65 от 01.01.2018, паспорт).
Западно-Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, административный орган, Западно-Уральское Управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, ПАО "Орскнефтеоргсинтез", общество) к административной ответственности по ч.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Западно-Уральское Управление Ростехнадзора обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что пункт 1 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) не применим, так как статья 9 Федерального закона N 294-ФЗ регламентирует проведение плановой проверки.
Податель жалобы считает не верным вывод суда первой инстанции о том, что проверка, которую заявитель проводил в отношении ООО СК Альфа Регион" об исполнении ранее выданного предписания, не может быть отнесена к проверке, проводимой в рамках Положения о строительном надзоре.
По мнению заявителя, законодатель по результатам проверки объекта капитального строительства предоставил органу государственного строительного надзора право выдавать предписание именно лицу, допустившему нарушение обязательных требований на объекте капитального строительства. По результатам одной проверки объекта капитального строительства могут быть выданы предписания заказчику, застройщику, подрядчику в зависимости от того, кто допустил нарушение обязательных требований на объекте капитального строительства.
Протокольным определением от 29.05.2018 судом апелляционной инстанции приобщен к материалам дела отзыв ПАО "Орскнефтеоргсинтез" на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители Западно-Уральского Управления Ростехнадзора поддержали доводы апелляционной инстанции в полном объеме, представитель общества - возражения на неё.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Западно-Уральское Управление Ростехнадзора осуществляет государственный строительный надзор за строительством объекта капитального строительства "Комплекс гидрокрекинга ОАО "Орскнефтеоргсинтез".
Застройщиком объекта капитального строительства "Комплекс гидрокрекинга ОАО "Орскнефтеоргсинтез" является ПАО "Орскнефтеоргсинтез".
Генеральным подрядчиком на объекте капитального строительства является АО "Промфинстрой".
Субподрядчиком на объекте капитального строительства является ООО "Строительная компания "Альфа Регион".
На основании распоряжения от 16.01.2017 N 41-рп/о (л.д. 23-24) в отношении АО "Промфинстрой" проведена выездная проверка в рамках государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекте, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора Указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти. Проверка проводится с целью: проверки соответствия выполнения работ, указанных в п.17 программы проведения проверок объекта капитального строительства "Комплекс гидрокрекинга ОАО "Орскнефтеоргсинтез".
По результатам указанной проверки составлен акт от 28.02.2017 N 35-41-рп/о-18 (л.д. 25-26). В ходе проведения проверки административным органом были выявлены нарушения отступлений от требований проектной документации. Лицами, допустившими нарушения являются ООО "Мегаком" и ООО "СК "Альфа Регион".
Обществу "СК "Альфа Регион" выдано предписание N 35-41-рп/о-10 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 28.02.2017 (л.д.27).
На основании распоряжения от 13.04.2017 N 584-рп/о (л.д. 18-19) в отношении ООО "Строительная компания "Альфа Регион" проведена выездная проверка с целью проверки выполнения выданного ООО "СК "Альфа Регион" предписания об устранении выявленного нарушения от 28.02.2017 N 35-41-рп/о-10.
По результатам указанной проверки составлен акт от 05.05.2017 N 35-584-рп/о-63 (л.д. 20-21). В ходе проведения проверки административным органом были выявлены нарушения обязательных требований, а именно: не подтверждено, что изменения, внесенные в проектную документация после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства "Комплекс гидрокрекинга ОАО "Орскнефтеоргсинтез" (часть 3.5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Лицо, допустившее нарушение является ПАО "Орскнефтеоргсинтез".
Обществу "Орскнефтеоргсинтез" было выдано предписание N 35-584-рп/о-24 от 05.05.2017 (л.д.22), срок устранения выявленного нарушения установлен - 05.10.2017.
На основании распоряжения от 07.09.2017 N 1399-рп/о (л.д. 14-15) в отношении ПАО "Орскнефтеоргсинтез" проведена выездная проверка с целью проверки выполнения выданного обществу "Орскнефтеоргсинтез" предписания об устранении выявленного нарушения от 05.05.2017 N 35-584-рп/о-24.
По результатам указанной проверки составлен акт от 11.10.2017 N 35-1399-рп/о-216 (л.д.16-17). В ходе проведения проверки административным органом были выявлены нарушения обязательных требований, а именно: не подтверждено, что изменения, внесенные в проектную документация после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства "Комплекс гидрокрекинга ОАО "Орскнефтеоргсинтез" (часть 3.5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Лицо, допустившее нарушение является ПАО "Орскнефтеоргсинтез".
По данному факту 18.10.2017 Западно-Уральским Управлением Ростехнадзора составлен протокол N 35-1399-рп/о-63 об административном правонарушении по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, который вместе с материалами направлен в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в привлечении к административной ответственности исходил из нарушений Западно-Уральским Управлением Ростехнадзора Федерального закона N 294-ФЗ, указав при этом, что контролирующий орган не вправе выходить за пределы предмета проверки, то есть при проведении внеплановой выездной проверки исполнения ранее выданного предписания одному лицу (ООО "СК "Альфа Регион") не вправе выдавать предписание другому лицу (ПАО "Орскнефтеоргсинтез", в отношении которого проверка не проводилась.
Однако указанные выводы суда первой инстанции нельзя признать верными в силу следующего.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 7.1 статьи 6, пункта 4 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится, в том числе, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации устанавливается Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Положение).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (пункт 7 Положения).
Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 8 Положения).
В соответствии с пунктом 9 Положения государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Согласно пункту 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (пункт 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.01.2017 N 41-рп/о (л.д. 23-24) в отношении АО "Промфинстрой" проведена выездная проверка в рамках государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекте, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора Указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти. Проверка проводится с целью: проверки соответствия выполнения работ, указанных в п.17 программы проведения проверок объекта капитального строительства "Комплекс гидрокрекинга ОАО "Орскнефтеоргсинтез" (п.6 распоряжения).
По результатам указанной проверки составлен акт от 28.02.2017 N 35-41-рп/о-18 (л.д. 25-26). В ходе проведения проверки административным органом были выявлены нарушения отступлений от требований проектной документации. Лицами, допустившими нарушения являются ООО "Мегаком" и ООО "СК "Альфа Регион".
Таким образом, проверка проводилась в отношении именно объекта строительства - комплекс гидрокрекинга ОАО "Орскнефтеоргсинтез". В результате которой, контролирующим органом последовательно были выявлены нарушения и лица, допустившие выявленные нарушения, в том числе ПАО "Орскнефтеоргсинтез", и в силу статьи 54 ГрК РФ, пункта 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, Западно-Уральское Управление Ростехнадзора было вправе выдать предписание лицу, допустившему нарушение. В рассматриваемом случае, застройщику - ПАО "Орскнефтеоргсинтез".
Указанное предписание обществом не оспаривалось, незаконным не признавалось.
Как следует из протокола об административном правонарушении, акта проверки от 11.10.2017, в установленный для исполнения срок предписание не исполнено, что свидетельствует о наличии в действиях заинтересованного лица события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства исполнения в установленный срок предписания.
Предписанием был установлен разумный срок для устранения выявленных нарушений, у ПАО "Орскнефтеоргсинтез" имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако, им не принято всех зависящих от него мер по их соблюдению и исполнению требований законного предписания в полном объеме. Доказательств, подтверждающих факт того, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по устранению выявленных при строительстве объекта нарушений действующего законодательства и по исполнению требований законного предписания административного органа, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает доказанным факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истёк.
Назначенное судом наказание соответствует минимальному размеру санкции части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции о нарушении контролирующим органом части 12 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ, судебной коллегией признается не верным.
В ходе проверки ООО "СК "Альфа Регион", выявлено лицо, допустившее нарушение, а именно ПАО "Орскнефтеоргсинтез". В отношении ПАО "Орскнефтеоргсинтез" проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ, не проводилось, а поэтому и отсутствовали основания для соблюдения предусмотренных этим законом процедур применительно к ПАО "Орскнефтеоргсинтез", и как было указано выше, в силу статьи 54 ГрК РФ, пункта 14 Положения, контролирующий орган вправе был выдать предписание лицу, допустившему нарушение.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При рассмотрении настоящего спора государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.03.2018 по делу N А47-13228/2017 отменить.
Заявленные требования Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору удовлетворить.
Привлечь публичное акционерное общество "Орскнефтеоргсинтез" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме 50 000 руб.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по реквизитам: ИНН 5902290459, КПП 590201001 УФК по Оренбургской области (Западно-Уральское Ростехнадзора л/счет 04531203411). Счет получателя: 40101810200000010010 Отделение Оренбург г.Оренбург, БИК 045354001, ОКТМО 53701000.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.