г. Хабаровск |
|
01 июня 2018 г. |
А73-853/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ": Крахин Д.В., представитель по доверенности от 27.12.2017 N 121;
от Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Лукашина Т.В., представитель по доверенности от 14.11.2017 N 33;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 27.03.2018
по делу N А73-853/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ"
к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" (далее - ООО УК "Северный округ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) о признании недействительным предписания от 26.10.2017 N П2017-12-1065.
Решением суда от 27.03.2018 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, комитет обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой ссылаясь на незаконность решения суда просит его отменить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что на момент вынесения судом первой инстанции решения, оспариваемое предписание было снято с контроля, то есть являлось недействующим, а следовательно прав и законных интересов заявителя не нарушало.
В судебном заседании апелляционного суда представитель комитета на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель общества в заседании суда, а так же в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с ее доводами, указав при этом на то, что в системе ГИС ЖКХ информации о снятии или отмене оспариваемого предписания реестр проверок не содержит. Просит решение суда оставить в силе как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Северный округ" осуществляет управление многоквартирным домом N 52 по ул. Трехгорная в г. Хабаровске на основании договора управления от 01.10.2008т N Ж6/У-72.
В связи с поступившим обращением гражданина, проживающего в указанном МКД, комитетом на основании распоряжения от 17.10.2017 N 2509-р, в отношении управляющей компании проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, ООО УК "Северный округ", являясь исполнителем коммунальных услуг, осуществляющим управление МКД N 52 по ул. Трехгорная в г. Хабаровске на основании договора управления, а также являясь лицензиатом, не обеспечило установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, что было отражено в акте проверки от 26.10.2017 N П2017-12-1065.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.10.2017 П2017-12-1065 и ООО УК "Северный округ" выдано предписание от 26.10.2017 П2017-12-1065, в котором предложено устранить выявленные нарушения в срок до 26.12.2017.
Не согласившись с данным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункту 16 Правил N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил N 491, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона N 261-ФЗ работы по установке и введения в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Исходя из статьи 13 Закона об энергоснабжении, статьи 161 ЖК РФ, пункта 11 Правил N 491, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
Согласно положениям части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении до 1 июля 2013 года в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
С учетом вышеприведенного правового регулирования апелляционный суд считает обоснованным и поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что мероприятия по энергосбережению, в том числе действия по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета должны производиться лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома.
Вместе с тем, обжалуя предписание комитета, общество указывает на отсутствие в спорном доме технической возможности установки приборов учета горячей воды и тепловой энергии в связи с тем, что по проектным характеристикам многоквартирного жилого дома требуется капитальный ремонт, а следовательно, предписание является неисполнимым.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627 (далее Приказ N 627) утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (Приложение N 1 к приказу N 627).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Приложения N 1 к Приказу N 627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Проанализировав представленные акты, суд первой инстанции установил, что согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего домового прибора учета от 19.10.2017, составленного представителями АО "ДГК" и ООО УК "Северный округ", установлено наличие технической возможности установки ОДПУ ГВС и ТЭ, при этом в данном акте содержится особое мнение представителя ООО УК "Северный округ" Чупенкова Ф.А. о том, что техническая возможность отсутствует, так как необходима реконструкция инженерных сетей.
В акте осмотра от 26.10.2017, составленном представителями Комитета, АО "ДГК" и ООО УК "Северный округ", также содержится особое мнение представителя ООО УК "Северный округ" Марченко O.K. о том, что требуется капитальный ремонт системы отопления и ГВС.
В ходе проверки ООО УК "Северный округ" был представлен акт от 24.11.2014, составленный ООО УК "Северный округ" и ООО "ЖилСервис" (подрядной организацией), в соответствии с которым возможность установки прибора учета горячей воды и тепловой энергии невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, на момент выдачи обществу предписания от 26.10.2017 об устранении выявленных нарушений, бесспорные доказательства наличия (отсутствия) в спорном МКД технической возможности установки ОДПУ ГВС и ТЭ отсутствовали.
Более того, 24.11.2017 представителями АО "ДГК" и ООО УК "Северный округ" был составлен акт обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, согласно которому техническая возможность установки общедомового прибора учета ГВС и ТЭ в МКД по ул. Трехгорная, 52 в г. Хабаровске отсутствует в связи с тем, что по проектным характеристикам многоквартирного жилого дома требуется капитальный ремонт.
Кроме того, судом учтено, что вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного района Краснофлотский район г. Хабаровска от 12.01.2018 по делу N 5-28/2018 было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований) в отношении ООО УК "Северный округ" по факту необеспечения установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД N 52 по ул. Трехгорная, в связи с отсутствием события административного правонарушения, а именно, в связи с тем, что установка общедомового прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения по проектным характеристикам многоквартирного дома невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.
По правилам части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное обществом требование и признал незаконным оспариваемое предписание.
Доводы комитета о том, что оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы общества в связи с тем, что оно снято с контроля, судом отклоняются, поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих об его отмене, снятии с контроля комитетом не представлено, в системе ГИС ЖКХ (по состоянию на 07.03.2018) (л.д. 130-131) сведений о снятии или отмене предписания так же не содержится.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, а новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, не приведено, то основания для удовлетворения требований заявителя жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.03.2018 по делу N А73-853/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.