г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А56-89970/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 года 31 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Климцовой Н.А.
при участии:
от заявителя: Жуков А.Ю. по доверенности от 18.05.2017, Гусев М.С. по доверенности от 28.10.2016;
от заинтересованного лица: Евтехова Т.В. по доверенности от 01.03.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7619/2018) ГУ - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2018 по делу N А56-89970/2017(судья Корушова И.М.), принятое
по заявлению ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"
к ГУ - Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании частично недействительными решений от 03.08.2017 N 56 и N 109
установил:
Публичное акционерное общество "РОСТЕЛЕКОМ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 03.08.2017 N 56 в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 255 312.49 руб., начисления пени в размере 13 638,10 руб. и штрафа в сумме 16 782,69 руб. и от 03.08.2017 N109 в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 148 360,80 руб. и предложения доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 148 360,80 руб.
Решением суда от 12.02.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Общества против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки, проведенной Фондом в отношении Общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2014-2016 г.г., а также по вопросу правильности принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Фондом составлены Акты от 05.07.2017 N 69 о выявленных нарушениях Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) и Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
На основании материалов проверки Фондом вынесены решения от 03.08.2017 N 56 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и от 03.08.2017 N 109 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 272 387,13 руб., а также штраф в размере 17 377,27 руб. и пени в сумме 15 250,29 руб. (решение от 03.08.2017 N56); отказано в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 163 596,38 руб., а также предложено доплатить страховые взносы на данную сумму (решение от 03.08.2017 N 109).
Решением ГУ -Санкт-Петербургское региональное отделение ФСС России от 13.10.2017 жалобы Общества на решения оставлены без удовлетворения.
Полагая, что решения Фонда в части являются незаконными и нарушают права и законные интересы плательщика взносов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал их обоснованными.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В рассматриваемом случае в решении от 03.08.2017 N 56 Фонд пришел к выводу об отсутствии возможности замены пособия по беременности и родам на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, признав, что Общество произвело излишнюю выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком своим сотрудникам Хабариной Л.Ю. и Булгаковой О.А. на общую сумму 148 360,80 руб. В решении от 03.08.2017 N 109 Фонд отказал Обществу в принятии данных расходов к зачету и предложил доплатить с них страховые взносы на обязательное социальное страхование.
Согласно позиции Фонда, оплачивая работникам 4 дополнительных выходных дня для ухода за детьми-инвалидами, Общество должно было начислить на сумму оплаты страховые взносы в ФСС России.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
На основании статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"" установлено, что с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Следовательно, спорные выплаты осуществляются не за счет средств страхователя или страховых взносов, перечисленных в ФСС России, а за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности позиции Фонда, что Общество неправомерно не начислило страховые взносы на оплату 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами за 2014 год в размере 9 338 309,43 руб. (сумма доначисленных страховых взносов - 249 840,44 руб.). Оплата соответствующих дней родителям детей-инвалидов отвечает понятию государственного пособия, в связи с чем, не подлежит обложению страховыми взносами.
Отклоняя позицию Фонда о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые Обществом в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, облагаются страховыми взносами как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, при этом статья 16 ТК РФ определяет, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Спорная выплата произведена Обществом в силу обязательного предписания, закрепленного в статье 262 ТК РФ, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 указано, что оплата дополнительных выходных дней родителям детей-инвалидов носит характер государственной поддержки, поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Следовательно, оплата соответствующих выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в силу закона производится вне рамок трудовых отношений и, соответственно, не может быть признана объектом обложения страховыми взносами.
В оспариваемых решениях Фонд пришел к выводу, что Общество должно было начислить страховые взносы на социальное страхование в размере 754 руб. при выплате сотрудникам Еричевой Л.И., Изусину М.М., Крестинину А.А., Фединой Н.А., Утенину А.П. премий за счет средств целевого финансирования.
В обоснование указанного вывода Фонд ссылается на то, что объектом обложения страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (в т.ч., в рамках трудовых отношений), Общество должно было при выплате любых вознаграждений своим сотрудникам начислить страховые взносы на социальное страхование.
Из материалов дела усматривается, что спорные выплаты не являлись вознаграждением (премией) за выполнение трудовых обязанностей. Сотрудники Еричева Л.И., Изусин М.М., Крестинин А.А., Федина Н.А. на основании Распоряжения исполняющего обязанности Губернатора Орловской области Потомского В.В. от 04.07.2014 N 26-р были признаны победителями областного осмотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях, муниципальных образованиях Орловской области и награждены дипломами и денежными премиями. В соответствии с данным приказом Департаменту финансов Орловской области было предписано выделить денежные средства в размере 100 000 руб. Управлению труда и занятости Орловской области за счет средств, предусмотренных Законом Орловской области от 06.12.2013 N 1563-03 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", по разделу 01, подразделу 13, целевой статье П717204, виду расходов 244 для награждения победителей.
Сотрудникам Еричевой Л.И., Изусину М.М., Крестинину А.А., Фединой Н.А. на основании Приказа о награждении были выплачены денежные премии за счет денежных средств Департамента финансов Орловской области.
Следовательно, указанные сотрудники получили денежные средства за профессиональные достижения за счет целевых бюджетных средств, а произведенные Обществом выплаты премий за счет полученных от целевых денежных средств из областных бюджетов не связаны с выполнением работниками работ или оказанием услуг в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, заключенных с Обществом.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Также в оспариваемых решениях Фонд не принял к зачету расходы Общества по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные в связи с выплатой сотрудникам пособий в рамках имевших место страховых случаев. Решением от 03.08.2017 N 109 Фонд отказал Обществу в зачете расходов по выплате пособия по уходу за ребенком сотрудникам Хабариной Л. Ю. и Булгаковой В. А. в счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по причине невозможности замены пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Сумма непринятых расходов по выплате пособий по уходу за ребенком сотрудникам Хабариной Л. Ю. и Булгаковой В. А. составила 148 360,80 руб.
Статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является одним из видов страхового обеспечения.
Статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) предусмотрено, что выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
На основании части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пункту 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования в Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Следовательно, возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя.
В соответствии со статьями 6, 8 Закона N 81-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию; пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 11 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованной женщины. Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам представляется листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Частью 3 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия но беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
Следовательно, для замены отпуска по беременности и родам и назначения отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет необходимо наличие двух условий: у лица должно быть право на пособие по беременности и родам; размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком должен быть выше пособия по беременности и родам.
В Определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 742-О-О указано, что матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, вправе получать со дня рождения ребенка либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком. При этом, поскольку одновременное предоставление матери отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком исключается, на основании ее заявления производится замена послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком (пункт 52 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1012н).
Такое регулирование, предоставляющее матерям в послеродовой период право выбора наиболее выгодного для них вида обеспечения по обязательному социальному страхованию, направлено на защиту интересов этой категории получателей пособий по обязательному социальному страхованию.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции о правомерности замены Обществом пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в отношении сотрудников Хабариной Л.Ю. и Булгаковой В.А.
Таким образом, отказ Фонда в зачете расходов по выплате пособия по уходу за ребенком в размере 148 360,80 руб. обоснованно признан судом первой инстанции неправомерным.
Кроме того, в решении от 03.08.2017 N 56 Фонд пришел к выводу о неправомерности отнесения Обществом на расходы за счет средств ФСС России затрат, не являющихся страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, и начисления на них страховых взносов. К указанным затратам Фонд отнес расходы по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Сумма непринятых к зачету расходов и доначисленных по данному основанию страховых взносов составила: 161 619,88 руб. (пособия по уходу за ребенком Хабариной Л.10. и Булгаковой В.А.) и 4 686,97 руб. (сумма страховых взносов) соответственно; 1 071, 66 руб. (пособие по временной нетрудоспособности) и 31,08 руб. (сумма страховых взносов) соответственно.
Кроме того, страховые взносы были начислены на оплату 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в размере 249 840,44 руб. и на выплаты премий сотрудникам Еричевой Л.И., Изусину М.М., Крестинину А.А., Фединой Н.А., Утенину А.П. за счет средств целевого финансирования в размере 754 руб. Общая сумма неправомерно начисленных взносов, обжалуемых Обществом, составляет 255 312,49 руб.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами не подлежат государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 3 Закона N 165-ФЗ обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ и части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, если такие пособия выплачиваются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как правомерно указано судом первой инстанции, отказ Фонда в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств фонда, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет Фонда страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности Фонда по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению.
Пособия являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и данные выплаты не могут быть отнесены к числу объектов обложения страховыми взносами. При этом, то обстоятельство, что указанные выплаты были произведены Обществом застрахованным лицам в завышенном размере по сравнению с установленным порядком их исчисления, не изменяет социальной направленности произведенных выплат.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию имеют правовой статус, отличный от страховых взносов и на них не могут быть доначислены страховые взносы.
Таким образом, доначисление пени и штрафа, начисленных Фондом в рамках решения от 03.08.2017 N 56 на суммы обжалуемых страховых взносов, является незаконным.
Кроме того, решением от 03.08.2017 N 56 Фонд доначислил Обществу страховые взносы в размере 272 387,13 руб., пени в размере 15 250,29 руб. и штраф в размере 17 377,27 руб.
Учитывая неправомерность доначисления страховых взносов в размере 255 312,49 руб., начисление пеней в размере 13 638,10 руб. и штрафов 16 782,69 руб. также является незаконным.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных Обществом требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2018 по делу N А56-89970/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.