г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А21-8799/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Гречухина Е.А., по доверенности от 15.01.2018, Кузнецова Е.В., по доверенности от 19.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9996/2018) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2018 по делу N А21-8799/2017 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "ТЭП "БелГрузАвтоТранс"
к Калининградской областной таможне
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЭП "БЕЛГРУЗАВТОТРАНС" (далее - Общество, ООО "ТЭП "БЕЛГРУЗАВТОТРАНС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 22.08.2017 N 10012000-1884/2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения.
Решением суда от 14.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на наличие у Общества возможности проверить сведения о перемещаемом грузе, указанные в CMR N 2604508987 от 06.07.2017, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представители таможенного органа поддержали доводы апелляционной жалобы.
От заявителя, извещенного надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя заявителя.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.07.2017 в зону таможенного контроля (далее по тесту - ЗТК) таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни (далее по тексту - т/п МАПП Советск) прибыл товар, перемещаемый на транспортном средстве с регистрационными номерами АК0799-7/А6793В-7, под управлением водителя-экспедитора перевозчика ООО "ТЭП "БЕЛГРУЗАВТОТРАНС" гражданина Республики Беларусь Романейко Е.В., который сообщил о прибытии товара на таможенную территорию Таможенного союза путем представления товаросопроводительных документов (далее - ТСД): международной товарно-транспортной накладной (CMR) N 2604508987 от 06.07.2017, инвойса N 2001700388 от 03.07.2017.
Отправитель товара - "Basf SE" (D-67056 Ludwigshafen Germany), получатель - ООО "Балтик Коатингс" (г. Советск).
По таможенной процедуре таможенного транзита перевозчиком ООО "ТЭП "БЕЛГРУЗАВТОТРАНС" указанный выше товар направлен в место доставки - Советский таможенный пост (далее - Советский т/п) со сроком доставки до 12.07.2017.
Товар в зону таможенного контроля Советского т/п по таможенной процедуре таможенного транзита был доставлен перевозчиком ООО "ТЭП "БЕЛГРУЗАВТОТРАНС" 11.07.2017 в 02 час. 40 мин.
Подтверждение о прибытии транспортного средства оформлено и зарегистрировано Советским т/п 11.07.2017 в 11 час. 24 мин., с присвоением регистрационного N 10012050/110717/0001785, которое в тот же день, в 11 час. 25 мин., было выдано Романейко Е.В.
На этапе таможенного оформления, при проверке документов и сведений, представленных при совершении таможенных операций с товарами, заявленными ООО "Балтик Коатингс" в декларации на товары (ДТ) N 10012050/120717/0007867 (ИМ 78 00 000), была применена система управления рисками - выявлен целевой профиль риска (ЦПР) N 20/10012/12072017/30633 (1) с применением меры по минимизации рисков "109 - таможенный досмотр товаров", в соответствии с которым был назначен таможенный досмотр товара по поручению на досмотр (ПД) N10012050/120717/000122.
В результате таможенного досмотра (Акт таможенного досмотра N 10012050/140717/000122 от 13.07.2017) установлено, что в грузовом отделении транспортного средства помимо товара, указанного в товаросопроводительных документах и размещенного на 19 поддонах, находятся еще деревянные поддоны б/у, в количестве 22 штук, общим весом 532 кг, сведения о которых перевозчиком при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза в товаросопроводительных документах заявлены не были.
Взвешивание производилось на весах платформенных, электронных, ВПП-3, заводской N 10-28766 (свидетельство о поверке N 007858, действительно до 15.12.2017).
Какие-либо обоснованные оговорки о том, что перевозчик не имел достаточной возможности проверить сведения о перемещаемом грузе, указанные в CMR N 2604508987 от 06.07.2017, в графе 18 этой накладной отсутствовали.
Согласно письменному объяснению водителя ООО "ТЭП "БЕЛГРУЗ АВТОТРАНС" Романейко Е.В. от 15.07.2017, полученному в соответствии со ст. 113 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), при загрузке товара в транспортное средство деревянные поддоны (паллеты) были применены для крепления и дальнейшей безопасной перевозки опасного груза.
15.07.2017 к товару, являющемуся предметом административного правонарушения, применена мера обеспечения производства в виде изъятия по протоколу изъятия вещей и документов. Изъятый товар помещен на хранение на склад временного хранения ООО "БВК - Инвест" по акту приема-передачи товаров на хранение.
19.07.2017 должностным лицом Советского т/п в отношении перевозчика ООО "ТЭП "БЕЛГРУЗАВТОРНАС" составлен протокол об административном правонарушении N 10012000-1884/2017 по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 22.08.2017 N 10012000-1884/2017 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения согласно названной квалификации, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии умысла перевозчика на сообщение недостоверных сведений о перевозке поддонов, по мнению суда, деревянные поддоны применены грузоотправителем в качестве средств крепления и не могут расцениваться как товар.
Между тем судом не учтено следующее.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Указанной нормой устанавливается ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений, в том числе, о количестве грузовых мест.
Согласно Примечанию к указанной статье для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Согласно пункту 1 статьи 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 158 ТК ТС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Пунктом 1 статьи 159 ТК ТС регламентирован перечень сведений, которые перевозчик представляет таможенному органу при международной перевозке автомобильным транспортом, в соответствии с которым, в том числе, представляются документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; наименование и адрес отправителя и получателя товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 ТК ТС и частью 2 статьи 233 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. Форма транзитной декларации и Инструкция о порядке ее заполнения утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации".
Согласно установленным названной Инструкцией правилам заполнения транзитной декларации при перевозке товаров на поддонах (паллетах) количество поддонов (паллет) указывается в транзитной декларации.
Согласно данной Инструкции в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" для товаров, имеющих упаковку, указываются количество грузовых мест, коды видов упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире "-" количества упаковок по каждому виду, а также данные об их маркировке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 182 ТК ТС и пунктом 2 раздела II Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 N 438, в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие,, и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, указанные в пункте 3 статьи 182 ТК ТС, в том числе о наименовании, стоимости товаров; количестве грузовых мест; о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров).
Согласно Рекомендациям Европейской экономической комиссии ООН (Рекомендация N 23/Rev. 1 "Коды для видов груза, упаковки и материалов упаковки", Женева, август 1994 года), "грузовое место" - конечный продукт упаковочной операции в том виде, в каком он подготовлен для транспортировки и состоит из собственно упаковки (резервуар, контейнер) и находящегося в ней груза. Термин "грузовое место" включает все применяемые для упаковки приспособления, и в частности держатели, используемые в качестве внешней или
внутренней оболочки товаров, держатели, с помощью которых товары накручиваются, наматываются или связываются (в отличие от тех, что определены в международных конвенциях), и резервуары.
Согласно пункту 5 "б" Основных правил интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718, упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования.
В письме Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 31.07.2009 N 01-18/35984 "О таможенном оформлении поддонов" разъяснено, что при поставках товаров предполагается выпуск поддонов в свободный оборот на территории РФ, то для таможенных целей поддоны рассматриваются в качестве товара и подлежат таможенному оформлению в соответствии с законодательством РФ в области таможенного дела в качестве самостоятельных товаров.
В случае, когда согласно представленным декларантом документам при ввозе на таможенную территорию РФ или вывозе с таможенной территории РФ товаров на поддонах такие поддоны не планируются к обратному вывозу или ввозу, а также выпуску в свободный оборот на территории РФ, их декларирование в качестве самостоятельного товара не требуется, а сведения о них подлежат указанию под номером 2 в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" ГТД, в соответствии с которой товары, перемещаемые на этих поддонах, помещены под таможенный режим. Решение об отнесении товаров к понятию "поддон" или "упаковка" принимается в каждом конкретном случае на основании представленных документов таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление.
Указанные разъяснения в отношении поддонов возможно распространить и на паллеты.
Из материалов дела следует, что в грузовом отделении транспортного средства помимо товара, указанного в товаросопроводительных документах, и указанных в них 20 паллетов (поддонов), еще находятся деревянные поддоны б/у, в количестве 22 штук, общим весом 532 кг, сведения о которых перевозчиком при прибытии на таможенную территорию Таможенного Союза в товаросопроводительных документах заявлены не были.
07.08.2017 в ответ на запрос Таможни от ООО "Балтик Коатингс" получен ответ, из которого следует, что условиями договора N EEDC- ВС/2015 от 01.10.2015 ( в соответствии с которым перевозились товары по CMR N2604508987 от 06.07.2017) предусмотрена поставка товаров на условиях DAP г.Советск, предполагающих организацию их доставки gродавцом. Договор был заключен между ООО "Балтик Коатингс" и фирмой отправителем - БАСФ СЕ, которым была предусмотрена обязанность gоставщика поставлять товар в упаковке, обеспечивающей его сохранность при транспортировке. Требование о возврате упаковки договором предусмотрено не было, в связи с чем ООО "Балтик Коатингс" оплачивало стоимость упаковки в составе цены за товар.
В заявлении, подданном в суд, само Общество пояснило, что бывшие в употреблении деревянные поддоны были использованы в целях заполнения пустоты, защищая груз от повреждений.
Таким образом, материалами дела подтверждено несообщение Обществом сведений о спорных поддонах в составе информации о грузовых местах, что образует событие правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, сместив внимание на допустимость квалификации спорных поддонов в качестве товара, подлежащего декларированию, не учел диспозицию части 3 статьи 16.1 КоАП РФ в части сообщения недостоверных сведений о грузовых местах.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (далее - КДПГ) при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность соответствующих записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
Указанная оговорка водителем не вписана. Какой-либо обоснованной оговорки о том, что перевозчик не имел достаточной возможности при загрузке товара проверить сведения о перемещаемом грузе, наименовании и количестве грузовых мест, указанные в международной товарно-транспортной накладной (CMR) N 2604508987 от 06.07.2017, не имеется, в графе 18 этой накладной такая оговорка отсутствовала.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы настоящего дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ и доказанности состава вмененного правонарушения.
Судом не установлено процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении. Нарушений срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ по данной категории дел, не установлено.
Наказание в виде предупреждения назначено в пределах санкции соответствующей нормы, отвечает целям административной ответственности, принципам справедливости и соразмерности.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
С учетом указанного постановление таможенного органа является законным и у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.
На основе вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2018 по делу N А21-8799/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.