город Омск |
|
08 июня 2018 г. |
Дело N А75-18428/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3728/2018) индивидуального предпринимателя Гогонова Владимира Борисовича на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2018 по делу N А75-18428/2017 (судья Кубасова Э.Л.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Гогонова Владимира Борисовича к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Кондинского района о внесении изменений в муниципальный контракт,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Индивидуальный предприниматель Гогонов Владимир Борисович (далее - истец, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Кондинского района (далее - ответчик, Комитет) о признании формулировок пунктов 2.7, 2.9, 4.6, 6.5 муниципального контракта N 0187300003517000352-0057956-03 противоречащими требованиям закона, обязании заключить дополнительное соглашение к муниципальному контракту для урегулирования отношений сторон в части оспоренных пунктов контракта, которое не будут противоречить нормам действующего законодательства.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил предмет исковых требований (л.д. 121-122), просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении муниципального контракта N 0187300003517000352-0057956-03, с изложением спорных пунктов муниципального контракта в следующей редакции:
пункт 2.7: "В случае, если при начислении Муниципальным заказчиком Поставщику неустойки (штрафа, пени) и (или) предъявления требования о возмещении убытков Стороны не подписали Акт сверки обязательств по Контракту, указанный в пункте 2.6. настоящего Контракта, Муниципальный заказчик вправе удержать сумму начисленной и выставленной Муниципальным заказчиком неустойки (штрафа, пени) и (или) требования о возмещении убытков из суммы обеспечения контракта, находящейся на счете Муниципального заказчика. Либо взыскать начисленные неустойки, пени, убытки, штрафы с помощью банковской гарантии, переданной в качестве обеспечения исполнения контракта, в установленном законом порядке. В случае недостатка средств обеспечения контракта для покрытия штрафов, пени, издержек, Муниципальный заказчик вправе взыскать денежные средства с Поставщика в арбитражном суде ХМАО - Югры";
пункт 2.9: "Муниципальный заказчик вправе задержать оплату цены Контракта по следующим причинам:
- в случае невыполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Контрактом";
пункт 4.6: "Муниципальный заказчик не вправе отказывать в приемке жилого помещения в случае выявления несоответствия жилого помещения условиям контракта, если выявленное несоответствие, не препятствует приемке жилого помещения, а Поставщик, при этом, вручил Муниципальному заказчику письменное обязательство, по устранению выявленного несоответствия в разумного срок. Нарушение поставщиком взятого на себя обязательства, влечет последствия, предусмотренные в пункте 6.4. настоящего контракта".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2018 по делу N А75-18428/2017 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель указывает на то, что исходя из содержания контракта, обязательства сторон по контракту не прекращаются после передачи жилого помещения заказчику и оплаты заказчиком стоимости жилого помещения.
Также податель ссылается на то, что: в решении суда отсутствует обоснование принятого решения; отказывая в удовлетворении исковых требований, суд ограничился лишь указанием на исполнение сторонами некоторых обязательств в рамках муниципального контракта.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Комитет представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к жалобе, а также отзыв на жалобу, установил следующие обстоятельства.
По результатам проведенного комитетом как муниципальным заказчиком электронного аукциона на приобретение однокомнатной квартиры в капитальном исполнении в п. Дальний Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составлен протокол от 19.09.2017 N 0187300003517000352-1 и с Предпринимателем как единственным участником конкурса заключен муниципальный контракт N0187300003517000352-0057956-03 на приобретение квартиры в капитальном исполнении в п. Дальний Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - контракт).
Предприниматель обратился к комитету с актом разногласий, в котором предложил изменить формулировки спорных пунктов проекта контракта, опубликованного заказчиком в аукционной документации.
Комитет не нашел оснований для изменения редакции контракта, ссылаясь на то, что с проектом контракта и условиями его заключения Предприниматель был ознакомлен в извещении о проведении электронного аукциона.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском.
19.02.2018 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Спорный контракт заключен по итогам проведенного аукциона в электронной форме. Следовательно, правоотношения между сторонами контракта регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и при разрешении настоящего спора необходимо учитывать особенности правового регулирования порядка внесения изменений в государственный (муниципальный) контракт.
В соответствии со статьей 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Обращаясь с настоящим иском, Предприниматель указал на несоответствие пунктов 2.7, 2.9, 4.6 контракта требованиям гражданского законодательства, обычаям делового оборота. Из доводов истца следует, что разногласия сторон касаются условий контракта в части осуществления муниципальным заказчиком права на начисление неустойки (штрафа, пени), задержки оплаты цены контракта, а также права на отказ в приемке жилого помещения.
Согласно статье 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1).
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4).
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (часть 6).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 7).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8).
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (часть 13).
Истец, заключая контракт, обращал внимание заказчика на сложившиеся обстоятельства в части спорных пунктов контракта, однако, принял на себя исполнение обязательств на указанных в контракте условиях.
На основании части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Федерального закона.
Условия, которые должны быть отражены в документации о закупке объекта закупки и извещении об осуществлении закупки, определены соответственно в статье 33 и пункте 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
В силу статьи 95 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Закона.
На основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признание несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с частью 1 статьи 71 настоящего Закона. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
Статьей 71 Закона N 44-ФЗ установлено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1).
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, в котором указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4).
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (часть 8).
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (часть 10).
Статьей 6 Закона N 44-ФЗ установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
По своему содержанию положения Закона N 44-ФЗ направлены на обеспечение реализации предусмотренных этими законами целей регулирования соответствующих отношений, в том числе на развитие добросовестной конкуренции, повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, а также на обеспечение равного положения физических и юридических лиц, являющихся участниками размещения заказов.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта (пункт 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Таким образом, если изменение условий исполнения контракта не подпадает под случаи, предусмотренные указанными выше нормами Закона N 44-ФЗ, стороны не вправе изменять их своим соглашением. Проведение аукциона на определенных условиях с последующим их изменением, как того требует истец, может привести к ограничению конкуренции между действительными и потенциальными участниками размещения заказа, что в свою очередь могло повлиять на цену контракта.
Следовательно, действующее законодательство не предусматривает возможность изменения условий контракта применительно к отношениям, сложившимся между сторонами настоящего дела. Основания изменения условий контракта, приведенные истцом в обоснование своих требований, не могут быть приняты во внимание, так как они не предусмотрены частью 4 статьи 70 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ. Иное из материалов дела не следует, основания для удовлетворения настоящего иска отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гогонова Владимира Борисовича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2018 по делу N А75-18428/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.