г. Москва |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А41-10284/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Новиков С.В., по доверенности от 29.12.2017,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Газпром трансгаз Москва": Саракваше А.А., по доверенности от 04.12.2017,
от ПАО "Газпром": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27.03.2018, принятое судьей Федуловой Л.В. по делу N А41-10284/18 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки и обязании произвести регистрацию,
третьи лица: ООО "Газпром трансгаз Москва", ПАО "Газпром", Администрация Раменского муниципального района Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление), в котором просило:
1) признать незаконным отказ Управления от 14.06.2017 N 50-50/001- 50/001/001/2017-662 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050570:8, общей площадью 2 240 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, р-н Раменский, сельское поселение Ульянинское, и обязать Управление произвести государственную регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050570:8;
2) признать незаконным отказ Управления от 14.06.2017 N 50-50/001-50/001/001/2017- 665 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050399:7, площадью 282 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское, и обязать Управление произвести государственную регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050399:7.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.03.2018 требования ТУ Росимущества в Московской области удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Газпром трансгаз Москва" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ПАО "Газпром", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в собственности публичного акционерного общества "Газпром" находятся объекты, которые принадлежат ему как субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической связью и расположены на следующих земельных участках:
- газопровод-отвод протяженностью 480 м, инф.N 18826, объект N 2 - расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0050399:7, площадью 282 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское, категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: для 4-х крановых площадок;
- здание газораспределительной станции, 1-этажное, общая площадь 37,9кв.м., инв.; 18826, лит. А, объект N 1 - расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0050570:8, общей площадью 2 240 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н Раменский, сельское поселение Ульянинское, категория земель: "сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: ГРС "Степановское".
ПАО "Газпром" от имени Росимущества 06.03.2017 обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровым номером 50:23:0050399:7 и 50:23:0050570:8, приложив необходимые документы.
Уведомлениями от 14.06.2017 N 50-50/001-50/001/001/2017-662, от 14.06.2017 N 50- 50/001-50/001/001/2017-665 Управление отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки, сославшись на отсутствие оснований для отнесения этого земельного участка к землям федеральной собственности и на непредставление документов, подтверждающих возникновение данного права у Российской Федерации.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации права собственности, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровым номером 50:23:0050399:7 и 50:23:0050570:8.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ст. 198 АПК РФ необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к следующим территориальным зонам:
- производственным;
- инженерных и транспортных инфраструктур;
- специального назначения;
- иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно- правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ПАО "Газпром" является собственником следующих сооружений:
- газопровода-отвода протяженностью 480 м, инф.N 18826, объект N 2 - расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0050399:7, площадью 282 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское, категория земель: промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для 4-х крановых площадок, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, с.Степановское, о чем в единый государственный реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.04.2000 сделана запись регистрации N 50-01.00-04.2000-108.2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.04.2000 серии АБ 0774563;
- здания газораспределительной станции, 1-этажное, общая площадь 37,9кв.м., инв.; 18826, лит. А, объект N 1 - расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0050570:8, общей площадью 2 240 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н Раменский, сельское поселение Ульянинское, категория земель: "сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: ГРС "Степановское", расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, с. Степановское, о чем в Единый государственный реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.04.2000 сделана запись регистрации N 50-01.00-04.2000-108,1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.04.2000 серии АБ 0774562.
Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050399:7 следует, что данный земельный участок занят объектом - 4-х крановых площадок.
Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050570:8 следует, что данный земельный участок занят объектом - ГРС "Степановское".
С учетом изложенного арбитражный суд пришел к выводу о том, что спорные земельные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью, поскольку на данных земельных участках расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
Материалами дела подтверждается также то обстоятельство, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки, содержавшие полную и необходимую информацию об указанных объектах недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации.
Таким образом, у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о том, что к заявлению о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0050399:7 50:23:0050570:8 не была представлена доверенность, подтверждающая полномочия заявителя, отклонены арбитражным апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0050399:7 и 50:23:0050570:8 явилось лишь непредставление заявителем документов, подтверждающих возникновение данного права у Российской Федерации.
При этом в уведомлениях об отказе в государственной регистрации от 14.06.2017 N 50-50/001-50/001/001/2017-662, от 14.06.2017 N 50-50/001-50/001/001/2017-665 Управление Росреестра по Московской области не ссылалось на отсутствие документа, подтверждающего полномочия заявителя на обращение с заявлением о государственной регистрации (т.1, л.д. 14-21).
Более того, как установлено арбитражным апелляционным судом, к заявлению о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050570:8 была приложена доверенность от 10.10.2016 N 612-Д, подтверждающая полномочия представителя ТУ Росимущества в Московской области на обращение в регистрирующий орган (т.1, л.д. 12).
С учетом того обстоятельства, что документы на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на два спорных земельных участка были поданы в регистрирующий орган одним и тем же представителем, при этом доверенность от 10.10.2016 N 612-Д содержит полномочия представителя ТУ Росимущества в Московской области на регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050570:8, а также на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050399:7, апелляционный суд пришел к выводу, что у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.03.2018 по делу N А41-10284/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10284/2018
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТУ Росимущество
Ответчик: Управление Федеральной службыгосударственной регистрации, кадастраи картографии по Московской области, УФС Гос регистрации , кадастра и картографии по МО
Третье лицо: Администрация Раменского муниципального района Московской области, Администрация Раменскогомуниципального района, ОАО "Газпром", ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА", ООО "Газпром трансгаз Москва", ПАО "ГАЗПРОМ", ПАО "Газпром", ФГБУ "Федеральная кадастровая палатаФедеральной службы государственнойрегистрации, кадастра и картографии" влице филиала по Московской области, Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по МО