город Воронеж |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А35-11138/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Поротикова А.И.,
Щербатых Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
при участии:
от Администрации Солнечного сельсовета Золотухинского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Золотухинского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета финансов Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Солнечного сельсовета Золотухинского района Курской области (ОГРН 1034629000559, ИНН 4607000680) на решение Арбитражного суда Курской области от 22.02.2018 по делу N А35-11138/2016 (судья Арцыбашева Т.Ю.) по иску Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (ОГРН 1134600001029, ИНН 4632132778) к Администрации Солнечного сельсовета Золотухинского района Курской области (ОГРН 1034629000559, ИНН 4607000680), Администрации Золотухинского района Курской области (ОГРН 1054603019723, ИНН 4607004726) о взыскании 565314,41 руб. задолженности и обязании ответчика совершить определённые действия,
третьи лица: Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет финансов Курской области,
УСТАНОВИЛ:
фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - фонд капитального ремонта, истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к Администрации Солнечного сельсовета Золотухинского района Курской области (далее - Администрация Солнечного сельсовета) и Администрации Золотухинского района Курской области (далее - Администрация Золотухинского района) о взыскании 565 314 руб. 41 коп. задолженности и возложении на Администрацию Золотухинского района Курской области обязанности предоставить межбюджетные трансферты для погашения задолженности Администрации Солнечного сельсовета Золотухинского района Курской области в соответствии с соглашениями (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет финансов Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 22.02.2018 с Администрации Солнечного сельсовета в пользу фонд капитального ремонта взыскана 565 314 руб. 41 коп. задолженности по оплате минимальных взносов на капитальный ремонт и 12 517 руб. расходов по уплате государственной пошлине. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация Солнечного сельсовета обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на несогласие с выводом арбитражного суда области о том, что оснований для несения Администрация Золотухинского района субсидиарной ответственности по обязательствам Администрация Солнечного сельсовета не установлено.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению.
Определением апелляционного суда от 10.05.2018 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось, фонду капитального ремонта предлагалось представить отзыв на апелляционную жалобу, сторонам -урегулировать спор на взаимоприемлемых условиях.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и третьи лица явку полномочных представителей не обеспечили.
Через электронный сервис "Мой Арбитр" от Администрации Золотухинского района, а также через канцелярию суда посредством факсимильной связи от Администрации Солнечного сельсовета поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что 27.12.2013 постановлением Администрации Курской области N 1038-па утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, целью которой является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области.
В региональную программу включаются все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта Российской Федерации за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
В соответствии с Законом Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области" взносы на капитальный ремонт должны уплачиваться собственниками с сентября 2014 года.
Муниципальному образованию "Солнечный сельсовет" Золотухинского района Курской области на праве муниципальной собственности принадлежат жилые и нежилые помещения расположенные по следующим адресам в п. Солнечный:
- ул. Луговая, д. 1, помещения N N 4, 7, 39, 62, 86, 96, 110, 115, 118;
- ул. Луговая, д. 2, помещения N N 46, 49, 52, 53;
- ул. Мира, д. 1 А, помещения N N 1 б/н, 11, 12, 19, 25-26, 33, 35, 36, 38-39, 50, 51, 52, 57, 58, 60, 61, 62, 63, 64, 69, 70, 80, 86, 92, 98, 99-100, 109, 117, 118, 133, 137-138, 139-140, 141, 144, 148, 150, 152, 154, 155, 156, 157, 159 (нежилое), 160, 161-167 (нежилые), 168, 171, 172, 174, 175;
- ул. Мира, д. 1, помещения N N 20, 33, 58;
- ул. Мира, д. 2 А, помещения N N б/н, 7, 18, 20, 26, 40, 41, 55;
- ул. Мира, д. 2, помещения N N 6, 11, 19, 24, 28, 52, 60;
- ул. Мира, д. 3 А, помещения N N 63, 36, 7, 8, б/н, 6, 9, 10, 12 (ранее 11, 12), 13, 14, 18, 19, 20, 22, 23, 24 -27, 30-33, 45-48, 51, 53, 54, 56, 57, 69, 70, 71, 73, 74, 78, 80, 82;
- ул. Мира, д. 3, помещения N N 13, 22, 44, 48;
- ул. Мира, д. 4, помещения N N 2, 6, 12, 15, 24, 39, 56, 64, 85, 100, 110, 112;
- ул. Молодежная, д 1, помещения N N 27, 52, 55, 59, 74, 78;
- ул. Новая, д. 1, помещения N N 25, 67, 78, 84, 86;
- ул. Новая, д. 2, помещение N 7;
- ул. Новая, д. 3, помещения N N 5, 17, 22, 41. А35-11138/2016
Вместе с тем взносы на капитальный ремонт общего имущества объектов недвижимости, принадлежащих на праве муниципальной собственности муниципальному образованию "Солнечный сельсовет" Золотухинского района Курской области, не уплачивались Администрацией в период с сентября 2014 года по октябрь 2016 года, фонд капитального ремонта направил ответчику 21.10.2016 досудебное уведомление об образовавшейся задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, однако, ответчиком задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт не была погашена.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В ходе рассмотрения настоящего спора ответчик - Администрация Солнечного сельсовета произвела оплату задолженности по взносам на капитальный ремонт за 2014 год полностью, а также по нежилым помещениям за весь спорный период по октябрь 2016.
В связи с чем, истец уточнил исковые требования, просил фактически взыскать задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за 2015 год и с января 2016 по 31 октября 2016 года.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания 565 314 руб. 41 коп. задолженности, арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 209, 210, 215 Гражданского кодекса РФ, статьями 19, 155, 158, 169, 170, 171, 181 Жилищного кодекса РФ, а также положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу, что Администрация Солнечного сельсовета, являясь собственником помещений в многоквартирных домах, обязана нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда правильными и соответствующими фактически установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ определено, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В части 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ).
Исходя из части 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с Законом Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области" взносы на капитальный ремонт должны уплачиваться собственниками с сентября 2014 года.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Курской области утверждена постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па и размещена на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 30.12.2013 и опубликована в газете "Курская правда" N 2 от 14.01.2014.
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ и части 6 статьи 10 Закона Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области", обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот дом.
С учетом изложенного, с 1 сентября 2014 года у Администрации Солнечного сельсовета, как собственника помещений в многоквартирных домах, возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Размер минимального взноса на капитальный ремонт в 2014 году составлял 6,20 руб. /кв. м, на 2015 год был установлен в размере 6,5 рублей на один квадратный метр общей площади помещений в месяц.
В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 14.01.2015 N 7-па установлен на 2015 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Курской области, отражающий планируемое сближение значений минимального размера взноса и необходимого размера взноса на капитальный ремонт, в размере 6,5 руб. на один квадратный метр общей площади помещений в месяц.
Постановлением Администрации Курской области от 30.11.2015 N 832-па "Об установлении на территории Курской области минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2016 год" на 2016 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Курской области, отражающий планируемое сближение значений минимального размера взноса и необходимого размера взноса на капитальный ремонт, установлен в размере 7,1 рубля на один квадратный метр общей площади помещений в месяц.
В соответствии с положениями части 1 статьи 9 и с части 2 статьи 18 Бюджетного кодекса РФ внесение взносов на капитальный ремонт является расходными обязательствами муниципального образования "Солнечный сельсовет" Золотухинского района Курской области и относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств, именно Администрация Солнечного сельсовета, в границах муниципального образования которого находится спорное имущество, несла обязанность по содержанию муниципального жилого фонда в 2014 году, что подтверждается и погашением задолженности за указанный период.
В связи с внесением Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", между муниципальным район "Золотухинский район" Курской области (муниципальный район) и муниципальным образованием "Солнечный сельсовет" (поселение) заключены соглашение N 33 от 23.12.2014, соглашение N 62 от 28.12.2015 о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Уведомлением б/н о лимитах бюджетных обязательств по расходам от 23.12.2014 Администрацией Золотухинского района Курской области на основании Решения Представительного собрания Золотухинского района Курской области от 23.12.2014 N 53-ЗПС "О бюджете Золотухинского района Курской области на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов" бюджету Солнечного сельсовета были доведены лимиты бюджетных обязательств на 2015.
В соответствии с Уведомлением и пунктом 3.5 Соглашения N 33 от 23.12.2014, суммарный объем межбюджетных трансфертов, передаваемых на выполнение части полномочий из бюджета муниципального района в бюджет поселения в 2015 году составил 48976,56 руб. Данные денежные средства поступили в бюджет Солнечного сельсовета платёжными поручениями N 935 от 03.02.2015, N 886 от 17.04.2015, N 799 от 09.07.2015, N 311662 от 09.10.2015.
Уведомлением б/н о лимитах бюджетных обязательств по расходам от 18.12.2015 Администрацией Золотухинского района Курской области на основании Решения Представительного собрания Золотухинского района Курской области от 18.12.2015 N 96-ЗПС "О бюджете Золотухинского района Курской области на 2016 год" бюджету Солнечного сельсовета были доведены лимиты бюджетных обязательств на 2016
В соответствии с Уведомлением и пунктом 3.5 Соглашения N 62 от 28.12.2015, суммарный объем межбюджетных трансфертов, передаваемых на выполнение части полномочий из бюджета муниципального района в бюджет поселения в 2016 году составляет 40813,80 руб. Данные денежные средства поступили в бюджет Солнечного сельсовета платёжными поручениями N 185698 от 21.01.2016, N 671690 от 13.04.2016, N 353131 от 13.07.2016, N 872968 от 10.10.2016.
Принимая во внимание положения части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая указанные соглашения, именно Администрация Солнечного сельсовета должна была производить уплату взносов на капитальный ремонт на спорное имущество в 2015 - 2016 годах.
Ссылки Администрации Солнечного сельсовета на отсутствие соответствующего финансирования, в объеме необходимом для уплаты взносов на капитальный ремонт, вследствие чего, по мнению истца, обязанность по оплате взносов лежит на муниципальном районе, была предметом рассмотрения арбитражного суда области и обоснованно отклонен им. Оснований для переоценки выводов арбитражного суда области у апелляционной коллегии не имеется.
Следуя положениям части 2 статьи 156.1 Жилищного кодекса РФ и подпункту "в" пункта 8 Постановления Правительства России от 12.12.2014 N 1356 "О порядке установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования" (вместе с "Правилами установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования"), арбитражный суд области справедливо пришел к выводу о том, что Администрация Солнечного сельсовета Золотухинского района Курской области обладала полномочиями и соответствующим правовым механизмом по установлению нанимателям спорных помещений соответствующего тарифа за пользование жилыми помещениями, в том числе, для последующей оплаты взносов на капитальный ремонт, так как неналоговый доход в виде платы за наём должен взыматься с проживающих в муниципальных квартирах по договорам социального найма и в части возмещения расходов на капитальный ремонт и направляться Администрацией Солнечного сельсовета на оплату взносов истцу.
Однако экономически обоснованный тариф за пользование 1 кв.м жилого помещения по договору социального найма Администрацией Солнечного сельсовета не устанавливался, следовательно, дефицит бюджета, на который ссылается Администрация поселка, связан не с отсутствием межбюджетного финансирования, а с не реализацией ответчиком своих полномочий в сфере соответствующего тарифного регулирования.
Оснований для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт, установленных частью 2 статьи 169 Жилищного кодекса РФ, Администрацией Солнечного сельсовета не приведено.
Расчет истца судом проверен, признан правильным. Контррасчет Администрации Солнечного сельсовета не принят арбитражным судом.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу о правомерности требования о взыскании задолженности в заявленном истцом размере, поскольку обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у Администрации Солнечного сельсовета и составила 565 314 руб. 41 коп. в спорный период.
Требование о возложении на Администрацию Золотухинского района Курской области обязанности предоставить межбюджетные трансферты для погашения задолженности Администрации Солнечного сельсовета в соответствии с соглашениями от 23.12.2014 N 33 и от 28.12.2015 N 62, в удовлетворении которого арбитражным судом области было отказано, Администрацией Солнечного сельсовета данные выводы суда не оспаривается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Курской области от 22.02.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 22.02.2018 по делу N А35-11138/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Солнечного сельсовета Золотухинского района Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.