город Омск |
|
08 июня 2018 г. |
Дело N А70-15238/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Дерхо Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3301/2018) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25 января 2018 года по делу N А70-15238/2017 (судья Макаров С.Л.), по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (ОГРН 1147232010530, ИНН 7204201389) к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" (ОГРН 1027200780749, ИНН 7202010861) о взыскании задолженности и неустойки,
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" - представитель Афанасьева О.В. по доверенности N 8/18 от 09.01.2018 сроком действия по 01.05.2020;
от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" - представитель Коркин С.А. по доверенности N 3 от 09.01.2018 сроком действия по 31.12.2018,
установил:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (далее - НО "ФКР ТО", Фонд, истец) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Тюменский государственный университет" (далее - ТюмГУ, Университет, ответчик) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества зданий в сумме 578 521 руб.50 коп., 50171,51 руб. пени за нарушение сроков оплаты.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25 января 2018 года по делу N А70-15238/2017 исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ТюмГУ в апелляционной жалобе просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что принадлежащие ответчику на праве оперативного управления общежития, расположенные по адресам: Тюменская область, г. Тобольск, ул. Знаменского, д.56 а; 3 б микрорайон, д. 14, не являются многоквартирными домами, в отношении которых действует программа капитального ремонта многоквартирных домов. В соответствии с положениями статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) данные объекты относятся к помещениям специализированного жилищного фонда. Поскольку собственник помещений один, то он самостоятельно несет бремя проведения капитального ремонта. Общежитие, расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, ул. Знаменского, д. 56 а, ошибочно включено в программу капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденную в 2014 году. Общежитие, расположенное по адресам: Тюменская область, г. Тобольск, 3 б микрорайон, д. 14, исключено из программы. В связи с изложенным ответчик считает исковые требования неправомерными.
От истца поступили письменные возражения на апелляционную жалобу.
Судебное заседание, открытое 26.04.2018, отложено на 05.06.2018. Истцу и ответчику предложено представить дополнительные пояснения по обстоятельствам дела.
В заседание апелляционного суда от истца и ответчика поступили письменные документы, которые в порядке статьи 268 АПК РФ приобщены к материалам дела.
Представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Из материалов дела следует, что Университету на праве оперативного управления принадлежит имущество:
- общей площадью 6711,4 кв.м, расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, ул. Знаменского, д.56а (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.07.2017 N 72/001/199/2017-217421, свидетельство о государственной регистрации права от 06.11.2014);
- общей площадью 1339,1 кв.м, расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, 3б мкр., д. 14 (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.07.2017 N 72/001/199/2017-217421, свидетельство о государственной регистрации права от 07.11.2014).
Согласно представленным ответчиком техническим паспортам строение по адресу: г. Тобольск, 3б Микрорайон, 14, является жилым домом со статусом общежитие; в техническом паспорте на строение (жилой дом) по адресу: г. Тобольск, ул. Знаменского, 56а, указано, что все жилые помещения отнесены к категории общежитие.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы" утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы, информация о которой опубликована 18.12.2014 на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (admtyumen.ru).
Фонд является региональным оператором в Тюменской области и осуществляет свою деятельность на основании Постановления Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 580-п "О создании регионального оператора".
Распоряжением Правительства Тюменской области от 17.18.2015 N 1322-рп "О внесении изменений в распоряжение от 15.12.2014 N 2224-рп" здания, принадлежащие ответчику на праве оперативного управления, включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы.
Обращаясь в суд с иском, истец указал, что ответчиком не произведена оплата ежемесячных взносов на капитальный ремонт за период с января 2016 года по июль 2017 года, что привело к образованию задолженности в общей сумме 578 521 руб. 50 коп.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункт 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294,
296).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества
Право оперативного управления как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в раздел IX ЖК РФ, в части установления обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом, а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ Кодекса формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен положениями глав 16 - 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
Как установлено судом, спорные дома, принадлежащие ответчику на праве оперативного управления, включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы распоряжением Правительства Тюменской области от 17.08.2015 N 1322-рп.
В этой связи истцом предъявлены требования о взыскании задолженности за капитальный ремонт, начиная с января 2016 года (часть 3 статьи 169 ЖК РФ) с учетом даты опубликования региональной программы капитального ремонта, по июль 2017 года согласно представленному расчету (л.д. 10).
Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылается на отсутствие обязанности по внесению платежей за капитальный ремонт, указывая, что спорные общежития не являются многоквартирными домами и принадлежат одному собственнику.
Оценив указанные доводы, суд апелляционной инстанции их отклоняет по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Исключение составляют многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно пункту 3.21 ГОСТ Р 51929-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, многоквартирным домом признается оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 19 ЖК РФ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 92 и части 1 статьи 94 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Статьей 16 ЖК РФ установлены виды жилых помещений: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Как указано выше, ответчиком были представлены технические паспорта, из которых следует, что дома, расположенные по адресам: Тюменская область, г. Тобольск, ул. Знаменского, д.56 а; 3 б микрорайон, д. 14, являются жилыми домами со статусом общежитие.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (пункт 4 статьи 16 ЖК РФ).
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (пункт 3 статьи 16 ЖК РФ).
Согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования в таком доме.
Многоквартирный дом содержит элементы общего имущества в соответствии с жилищным законодательством.
Из экспликаций к поэтажному плану жилого дома, расположенного по адресу: г. Тобольск, 3 б микрорайон, д. 14, следует, что в составе дома указаны обособленные помещения, имеющие как жилые части, так и части вспомогательного назначения (санузлы, коридоры, кухни), то есть фактически помещения в указанном доме отвечают признакам квартиры, совокупность которых позволяет отнести его к многоквартирному дому.
Отклоняя доводы ответчика в части дома N 56а по ул. Знаменского, суд отмечает, что в нем в соответствии с утверждённой программой капитального ремонта были проведены работы по капитальному ремонту, а именно - произведена замена лифтового оборудования. Изложенное следует из письма Главы города Тобольска от 05.12.2017 N 01-02/04/6495 (л.д. 65). Данный факт ответчиком не оспаривается. В связи с чем, на неправомерное включение данного дома в программу ответчик ссылается необоснованно.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах - это форма содержания общего имущества, направленная на сохранность многоквартирного дома.
Исходя из назначения спорных домов, не усматривается нарушение права ответчика включением их в региональную программу капитального ремонта жилищного фонда.
Учитывая вышеприведенные положения закона, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о том, что у ответчика отсутствует обязанность по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества домов в установленном жилищным законодательством порядке.
Как отмечалось выше, соответствующая обязанность прямо предусмотрена законом для собственников помещений во всех многоквартирных домах, за исключениями, указанными в пункте 2 статьи 168 ЖК РФ, к которым спорные здания не относятся.
При этом довод ответчика о том, что Университет самостоятельно несет бремя проведения капитального ремонта, поскольку является единственным собственником помещений, обоснованность заявленных требований не опровергает.
В соответствии частью 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции Закона N 176-ФЗ) региональная программа капитального ремонта включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
Указанное обстоятельство также не позволяет суду апелляционной инстанции признать обоснованными возражения ответчика против внесения платы на капитальный ремонт общего имущества.
Ссылки Университета на то, что дом, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, 3 б микрорайон, д. 14, отсутствует в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы, апелляционный суд находит несостоятельными.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 25.12.2017 N 1582-рп О внесении изменений в распоряжение от 15.12.2014 N 2224-рп" указанное здание было исключено из программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы.
Вместе с тем, как справедливо указал истец, в спорный период (с января 2016 года по июль 2017 года), присутствовало в указанной программе.
Фондом представлено распоряжение Правительства Тюменской области от 28.05.2018 N 605-рп "О внесении изменений в распоряжение от 15.12.2014 N 2224-рп", из которого следует, что общежитие, расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, 3 б микрорайон, д. 14 включено в программу. Также в перечне многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, указано и здания, расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, ул. Знаменского, д. 56 а.
Сведения о причинах исключения в 2017 году дома, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, 3 б микрорайон, д. 14, из программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы, в материалы дела по предложению суда апелляционной инстанции ответчиком не представлены. Письмо Главы города Тобольска от 05.12.2017 N 01-02/04/6495, направленное Университету в ответ на письмо по вопросу исключения указанного здания из программы, соответствующий сведений не содержит.
В ходе судебного разбирательства не установлено наличие предусмотренных законом оснований для не включения дома в программу; действующим порядком не предусмотрено исключение из программы домов по заявлению правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных законом, которых, как указано выше, судом не установлено.
Доказательства внесения взносов на капитальный ремонт общего имущества (статья 65 АПК РФ) материалы дела не содержат.
Постановлением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 642-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" утвержден минимальный размер взноса на капитальный ремонт в размере 7,50 руб./кв. м.
Согласно представленному истцом расчету сумма взносов ответчика на капитальный ремонт за период с января 2016 года по июль 2017 года составила 578 521 руб. 50 коп.
С учетом изложенного, поскольку обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт ответчиком не исполнена, исковые требования Фонда являются обоснованными.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени в размере 50 171 руб.51 коп. за период с 11.02.2016 по 24.08.2017.
Как предусмотрено пунктом 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку ответчиком допущена просрочка в исполнении обязательств по внесению взносов на капитальный ремонт, исковые требования в указанной части правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении суд апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ относит на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 25 января 2018 года по делу N А70-15238/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.