город Томск |
|
8 июня 2018 г. |
Дело N А67-7675/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Усанина Н.А., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белозеровой А.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Шелестова М.С. по доверенности от 09.01.2018;
от заинтересованного лица: Лымарева Д.А. по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску
на решение Арбитражного суда Томской области от 03 апреля 2018 года
по делу N А67-7675/2017 (судья Чиндина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Караван" (ИНН 7017304176, ОГРН 1127017012055; 634006, г. Томск, ул. Пушкина, д. 75, оф. 110)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634061, г.Томск, пр.Фрунзе,55)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принятия налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Караван" (далее - заявитель, ООО "Караван", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговой орган, апеллянт), выразившихся в отказе в принятии налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года
Решением Арбитражного суда Томской области от 03 апреля 2018 года действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску, выразившиеся в отказе в принятии налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года, признаны незаконными. Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Томску после вступления судебного акта в законную силу принять вышеуказанную налоговую декларацию общества с ограниченной ответственностью "Караван" за 2 квартал 2017 года.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что общество на момент подачи налоговой декларации обладало признаками невозможности осуществления реальной хозяйственной деятельности; Миков А.А. не осуществлял руководство обществом, является его номинальным руководителем, не обладает реальными полномочиями в организации, что указывает на недостоверность сведений в представленной заявителем декларации.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов апеллянта, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает, что Миков А.А. имел полномочия на подписание спорной налоговой декларации, а решение налогового органа от 06.03.2018 об исключении из ЕГРЮЛ записи о возложении на Микова Александра Анатольевича полномочий директора ООО "Караван" оспаривается обществом в рамках дела А67-2568/2018.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела, его доводы в полном объеме поддержаны представителем налогоплательщика в судебном заседании.
Представитель Инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на её удовлетворении.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителем была подана налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года.
26.07.2017 соответственно Инспекцией вынесено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, в которых со ссылкой на пункт 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, указано на не принятие декларации по основанию: "декларация содержит ошибки и не принята к обработке".
ООО "Караван", считая действия ИФНС России по г. Томску выразившиеся в отказе в принятии налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года, незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неправомерный отказ в принятии декларации, нарушает право заявителя, предусмотренное пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), а именно получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статьи 80 НК РФ).
Пунктом 6 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ).
Административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент), где в пункте 28 указан перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации.
Из представленного в материалы дела уведомления налогового органа об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным от 04.09.2017 следует, что уточненная налоговая декларация за 2 квартал 2017 года не принята налоговым органом на основании пункта 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н по следующим причинам: "декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке".
Вместе с тем в пункте 28 Административного регламента, на который ссылается в своем отказе инспекция, дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности.
Декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке, не являются причинами для отказа в приеме соответствующей налоговой декларации, данное основание отсутствует в пункте 28 Административного регламента.
Согласно пункту 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:
1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);
2) для организации:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.
В силу пункта 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет).
Вместе с тем в рассматриваемом случае уведомление об отказе в приеме налоговой декларации не содержит конкретных причин отказа или сообщений об ошибке.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Из положений пункта 4 статьи 80 НК РФ следует, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено НК РФ, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В силу пункта 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Соответственно, подписание налоговой декларации соответствующим уполномоченным лицом свидетельствует о полноте и достоверности указанных в ней сведений и придает данному документу статус налоговой декларации.
Согласно пункту 2.5 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@, налоговым органом не позднее четырех часов с момента получения электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), осуществляет контроль на его соответствие положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения N 1 к Методическим рекомендациям.
Для электронного документа (документов), не соответствующего положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения N 1 к Методическим рекомендациям, с помощью приемного комплекса формируется сообщение об ошибке, которое направляется зарегистрированному в Системе отправителю в открытом (не зашифрованном) виде. Процедура документооборота на этом прекращается.
В силу пунктов 1, 2 раздела I приложения N 1 к Методическим рекомендациям приемным комплексом налогового органа осуществляется проверка абонента-отправителя и типа вложения, проверка транспортного контейнера.
При этом, исходя из положений пункта 2.5 Методических рекомендаций при несоответствии электронного документа положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения N 1 к Методическим рекомендациям, формируется сообщение об ошибке.
Вместе с тем, сообщения об ошибке налоговым органом сформировано не было, что свидетельствует о том, что нарушений при проверке абонента-отправителя и типа вложения, проверке транспортного контейнера установлено не было.
Согласно пункту 2.8 Методических рекомендаций налоговый орган в течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) с помощью приемного комплекса осуществляет первичный контроль в соответствии с пунктами 3 - 5 раздела I приложения N 1 к Методическим рекомендациям и, в случае выявления нарушений, формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа, подписывает своей ЭП и сохраняет в хранилище электронных документов.
В силу пунктов 3 - 5 раздела I приложения N 1 к Методическим рекомендациям приемным комплексом налогового органа осуществляется проверка электронной подписи абонента-отправителя, проверка идентификации файла, проверка полномочий отправителя.
Пункт 2.8 Методических рекомендаций, так же как и Административный регламент, предусматривает, что сформированное уведомление об отказе в принятии декларации должно содержать указание причин отказа в принятии декларации.
Содержащиеся в Административном регламенте, Методических рекомендациях требования об указании причины отказа в принятии декларации являются обязательными и направлены на исключение неправомерного, необоснованного отказа налоговым органом в принятии деклараций. Отсутствие указания на соответствующую причину отказа затрудняет налогоплательщику возможность исправить допущенное нарушение, а также затрудняет оценку законности действий налогового органа.
Как следует из уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета), направленного в адрес ООО "Караван", Инспекция со ссылкой на пункт 28 Административного регламента отказала в приеме декларации по НДС за 2 квартал 2017, указав, что декларация содержит ошибки и не принята к обработке. При этом конкретных пунктов раздела I приложения N 1 к Методическим рекомендациям, на соответствие которым проводилась проверка соответствующим программным обеспечением, а также конкретных оснований, указанных в пунктах 28, 194 Административного регламента, Инспекцией в уведомлении не приведено.
Доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), либо отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-заявителя или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации Инспекцией не представлено, а также не подтверждено, что в представленной декларации отсутствовали соответствующие реквизиты, указанные в пункте 194 Административного регламента.
В силу пункта 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации. Согласно пункту 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Таким образом, налоговая декларация должна быть подписана либо лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом. Именно подпись этих лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и, как следствие, придает данному документу статус налоговой декларации.
Из материалов дела следует, что представленная 26.07.2017 налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 кварталы 2017 года была подписаны электронной цифровой подписью руководителя ООО "Караван" Миковым А.А.
Миков А.А. на дату подачи спорной налоговой декларации согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Караван", являлся его руководителем.
Доказательств того, что Миков А.А. в период подачи налоговой декларации за 2 квартал 2017 года не являлся руководителем налоговым органом в материалы дела не представлено.
То обстоятельство, что 06.03.2018 на основании решения вышестоящего налогового органа в ЕГРЮЛ внесена запись о признании записи от 11.05.2017 г. ГРН 2177031387795 о назначении Микова А.А. руководителем ООО "Караван" недействительной, в данном случае правового значения не имеет, поскольку решение об отмене указанной записи было принято спустя 7 месяцев после совершения оспариваемых действий.
Указание налоговым органом на то обстоятельство, что сделка по получению ключа ЭП совершена не в интересах ООО "Караван", а в интересах Войтовой О.Г., которой был получен ключ ЭП, поскольку доверенность, выданная Миковым А.А. от 31.05.2017 Войтовой О.Г. не имеет юридической силы, судом также отклоняется, поскольку на момент выдачи доверенности Миков А.А. являлся руководителем Общества и в силу закона имел право на наделение полномочиями на совершение тех или иных действий.
Более того, из протокола допроса свидетеля Микова А.А. от 28.07.2017 следует, что на вопрос налогового органа о том получался ли электронный ключ для сдачи отчетности, Миков А.А. ответил, что получал бухгалтер, у которой была доверенность.
В материалы дела представлена копия доверенности N 1 от 31.05.2017, которой Войтова О.Г. наделена полномочиями от имени Общества, в том числе, получать Сертификат (ы) Доверителя, ключи электронных подписей и подписывать расписку в получении сертификата.
Доказательств того, что электронный ключ в дальнейшем был передан какому-то иному неустановленному лицу, а не Микову А.А. в материалы дела не представлено, судом данное обстоятельство не установлено, равно как и не представлено доказательств того, что на момент подачи налоговой декларации электронная подпись налогоплательщика, которой подписана декларация была недействующей либо в сертификате владельца ЭП указаны несоответствующие реквизиты абонента-отправителя.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что Миков А.А. на момент подачи декларации являлся руководителем, ЭЦП была действующей и содержала все необходимые реквизиты (иного в материалы дела не представлено), суд приходит к выводу о не подтверждении налоговым органом факта подписания спорной налоговой декларации неуполномоченным лицом.
Таким образом, исходя из анализа норм действующего налогового законодательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что такие обстоятельства, как то, что ООО "Караван" обладает признаками "транзитной" организации, фактически финансово-хозяйственную деятельность не ведет, по юридическому адресу не располагается и т.д. (на что указывает налоговый орган) не влекут за собой последствия в виде отказа в принятии налоговой отчетности.
Налоговым органам предоставлен широкий спектр полномочий, которые позволяют им выявлять и пресекать налоговые нарушения, но в строго определенных и детально урегулированных Кодексом налоговых процедурах (камеральные и выездные проверки и другие мероприятия).
При этом факт не осуществления ООО "Караван" финансово-хозяйственной деятельности, недостоверность и неполнота сведений, содержащихся в уточненной налоговой декларации, на что ссылается Инспекция, подлежит установлению в рамках проведения надлежащих мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений, либо с применением уголовно процессуальных действий правоохранительными органами; вместе с тем, законодательство о налогах и сборах не содержит положений, которые позволяли бы налоговым органам в такой ситуации отказывать налогоплательщикам (налоговым агентам) в принятии налоговой отчетности.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для отказа в принятии уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года у Инспекции не имелось.
Доводы Инспекции об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку общество к налоговой ответственности за непредставление налоговой отчетности не привлекалось, находится в стадии ликвидации, первичная нулевая отчетность принята налоговым органом, отклоняется апелляционной инстанцией.
В пункте 1 статьи 81 НК РФ предусмотрена возможность подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. Представление такой декларации выступает в виде обязанности налогоплательщика в случае обнаружения факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Таким образом, наличие права на корректировку налоговых обязательств обусловлено обязанностью представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации, на налоговый орган возложена обязанность по принятию от налогоплательщика деклараций, в том числе и уточненной, представленных по установленной форме, поскольку отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определенных Административным регламентом.
Соответственно, необоснованный отказ налогового органа в принятии уточненной налоговой декларации препятствует реализации налогоплательщику возложенной на него обязанности по представлению уточненной налоговой декларации в случае обнаружения, в том числе, факта неотражения или неполноты отражения сведений.
Кроме этого, на налоговый орган возложена обязанность по принятию от налогоплательщика деклараций, представленных по установленной форме. Отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определенных Административным регламентом.
Судом учтено то, что деятельность налогового органа по реализации функции по принятию налоговой декларации, осуществляемая в рамках полномочий налогового органа, в силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" является государственной услугой, на которую распространяются требования вышеуказанного Федерального закона.
То, что функции по приему налоговой декларации, в том числе и уточненной, являются государственной услугой, свидетельствует, в частности, наличие Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н.
Соответственно, в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает указанное право заявителя. Так как прием деклараций является государственной услугой, в соответствии с регламентирующими ее стандартами, при отсутствии оснований, установленных пунктом 28 Административного регламента, соответствующим и своевременным ее оказанием будет являться только и исключительно выполнение действий, предусмотренных пунктом 215 Административного регламента, а именно в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) осуществляется регистрация налоговой декларации; формируется квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата); отправляется квитанция о приеме заявителю.
Кроме этого, наличие правовой неопределенности, связанной с представлением налоговой отчетности, априори затрагивает права и законные интересы налогоплательщика.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия по непринятию декларации по НДС за 2 квартал 2017 года не свидетельствует о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в приеме налоговой декларации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых действий и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 03 апреля 2018 года по делу N А67-7675/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
О.А. Скачкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7675/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2018 г. N Ф04-4049/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Общество с ограниченной ответсвенностью "Караван"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску