г. Москва |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А41-45864/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Каплина О.В., по доверенности от 14.12.2017,
от Федерального агентства лесного хозяйства: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Колар": Маковский А.В., по доверенности от 03.05.2018,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Крестьянская застава" в лице конкурсного управляющего Михайлиной Е.Ю.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации Красногорского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "БЕРЕЗОВЫЙ МОСТИК": Ковешникова Н.Б., по доверенности от 20.04.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14.03.2018, принятое судьей Бирюковым Р.Ш. по делу N А41-45864/17 по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства к Обществу с ограниченной ответственностью "Колар" об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:345, площадью 164 079, 88 кв.м., входящего в состав участка лесного фонда в квартале 60 Опалиховского участкового лесничества; о признании недействительными и исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ и площади земельного участка,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Красногорского муниципального района Московской области, ООО "Крестьянская застава" в лице конкурсного управляющего Михайлиной Елены Юрьевны; Общества с ограниченной ответственностью "БЕРЕЗОВЫЙ МОСТИК",
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Колар", в котором с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ, просил:
- истребовать из незаконного владения у ООО "Колар" земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:345, площадью 163 370,22 кв.м, входящий в состав участка лесного фонда в квартале 60 Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества;
- внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:345, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи ПЗК "Завет Ильича" в части пересечения с землями лесного фонда площадью 163 370,22 кв.м.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции в качестве соистца в дело вступило Федеральное агентство лесного хозяйства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Администрация Красногорского муниципального района Московской области; ООО "Крестьянская застава" в лице конкурсного управляющего Михайлиной Е.Ю.; Общество с ограниченной ответственностью "БЕРЕЗОВЫЙ МОСТИК".
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.03.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и удовлетворить исковое заявление.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители ООО "Колар" и ООО "БЕРЕЗОВЫЙ МОСТИК" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства, ООО "Крестьянская застава" в лице конкурсного управляющего Михайлиной Е.Ю., Администрации Красногорского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, истцу - ООО "Колар" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:345, общей площадью 167 501 кв.м, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи ПЗК "Завет Ильича", о чем 07.05.2015 в ЕГРП внесена соответствующая регистрационная запись за номером 50-50/001-50/061/001/2015-7571/1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 15), копией дела правоустанавливающих документов (т. 1, л.д. 50-151; т. 2, л.д. 1 - 48; т. 2, л.д. 97 - 151; т. 3, л.д.1-149, т.4, л.д.30 - 147).
При этом обязанность по государственной регистрации перехода права собственности на ООО "Колар" в отношении спорного земельного участка на Управление Росреестра по Московской области была возложена на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области от 19.12.2014 по делу N А41-57501/14 (т. 2, л.д. 27 - 31).
Указанным судебным актом также установлено, что ранее земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:345 принадлежал на праве собственности ООО "Крестьянская застава".
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:11:0000000:345 были внесены в ГКН 20.12.2007, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.06.2017 (т. 1, л.д. 45-49).
Комитет лесного хозяйства и Федеральное агентство лесного хозяйства, считая, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:345 частично накладывается на земли лесного фонда, обратились в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
В обоснование своей позиции истец ссылается на данные, содержащиеся в ГИС МО "Региональная геоинформационная система Московской области" (т. 1, л.д. 10), планшетах лесоустройства (т. 1, л.д. 23 - 24), таксационном описании (т. 1, л.д. 16 - 22), сведениями, содержащимися в ВИС ГУАГ МО (т. 5, л.д. 51).
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
11.08.2017 в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В силу положений части 5 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона).
Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, положения данного закона распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие, в том числе по делам, которые на момент его принятия находились в производстве арбитражного суда и по которым не истекли сроки на обжалование ранее принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:345 возникло как у ответчика, так и у предыдущего собственника до 01.01.2016.
Доказательств того, что спорный земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации, в материалах дела не имеется.
При таких арбитражный апелляционный суд считает, что спорный земельный участок, в соответствии с положениями Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" не может быть отнесен к категории земель - "земли лесного фонда".
Истцами в материалы дела не представили также надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении границ спорного земельного участка с границами земель лесного фонда.
Ссылка Комитета лесного хозяйства Московской области в апелляционной жалобе на сведения, содержащиеся в РГИС Московской области, отклонена арбитражным апелляционным судом по следующим основаниям.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:345 на государственный кадастровый учет была осуществлена 20.12.2007, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.
РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должны вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
По этим же основаниям не могут являться надлежащим доказательством, свидетельствующем о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда, данные, содержащиеся в ВИС ГУАГ Московской области.
Программа ВИС ГУАГ Московской области представляет собой совокупность информационных подсистем и ресурсов, обеспечивающих сбор, обработку, актуализацию и использование семантических и графических данных для обеспечения осуществления градостроительной деятельности на территории Московской области, совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов Московской области, действующая на основании Положения о ведомственной информационной системе обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденного распоряжением Главархитектуры Московской области от 26.12.2016 N 31РВ-267.
Данная программа носит ведомственный характер и была введена только в 2016 году.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанных информационных программах, не могут являться доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Комитетом лесного хозяйства представлены в материалы дела материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты), таксационное описание.
Однако, сами по себе материалы лесоустройства, в том числе планшеты, без проведения соответствующих экспертиз (применения специальных познаний) не свидетельствуют о наличии пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Как следует из материалов дела, судом сторонам было предложено рассмотреть вопрос о проведении по делу судебной экспертизы в целях определения наличия либо отсутствия пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда (т. 5, л.д. 69).
Однако ходатайство о проведении судебной экспертизы стороны не заявили.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд согласнее с выводом суда первой инстанции о том, что истцами не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о пересечении границ спорного земельного участка ответчика с землями лесного фонда.
Кроме того, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции в том, что Комитет лесного хозяйства Московской области является ненадлежащим истцом по настоящему спору по следующим основаниям.
Согласно пункту 12 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, в состав полномочий Комитета лесного хозяйства Московской области не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации.
Согласно пункту 14.5 указанного Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в соответствии с положением статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В рамках передаваемых полномочий отсутствует указание на то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право обращаться в суд в защиту интересов Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1223 Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства дополнено подпунктом 5.20(3), согласно которому указанный орган осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Следовательно, Комитет лесного хозяйства Московской области не имеет права обращаться в суд с настоящим исковым заявлением ни на момент подачи иска в суд, ни на момент рассмотрения спора.
При рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции Федеральное агентство лесного хозяйства указывало на то, что ООО "Колар" является недобросовестным приобретателем спорного земельного участка, поскольку постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.02.2018 по делу N А41-55910/13 отменено определение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2014, которым было утверждено мировое соглашение, заключенное между ООО "Крестьянская застава" и ООО "Колар", в соответствии с которым в счет погашения образовавшейся задолженности ООО "Крестьянская застава" передает в собственность ООО "Колар" спорный земельный участок.
Между тем, в рассматриваемом случае отмена определения суда первой инстанции, которым утверждено мировое соглашение, не влечет за собой прекращение права собственности ООО "Колар" на земельный участок, без поворота указанного судебного акта.
Более того запись в ЕГРН в отношении спорного земельного участка была внесена не на основании отмененного определения суда первой инстанции, а на основании решения Арбитражного суда Московской области от 19.12.2014 по делу N А41-57501/14.
Поскольку в удовлетворении требования об истребовании земельного участка отказано, оснований для внесения в ЕГРН сведений о наложении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060204:60 на земли лесного фонда также не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции об отказе в иске не имеется.
Апелляционная жалоба Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.03.2018 по делу N А41-45864/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.