г. Владимир |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А43-34363/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен 05.06.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.02.2018 по делу N А43-34363/2017, принятое судьей Беляниной Е.В. по заявлению акционерного общества "Евростом" (ИНН 5260383410, ОГРН 1145260005483) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 31.07.2017 N 496ОСС/ВНМ/В.
В судебном заседании приняла участие представитель Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Евстифеева Н.А. по доверенности от 26.12.2017 N 331.
Акционерное общество "Евростом" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Филиалом N 5 Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Управление) проведена выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСтом" (далее - Общество, страхователь) по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 07.08.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 30.06.2016 N 148ОСС/ВНМ/В и 31.07.2017 вынесено решение N 496ОСС/ВНМ/В, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N188) (далее - Федеральный закон N212-ФЗ) в виде штрафа в размере 35 154 руб. 18 коп. за неполную уплату страховых взносов.
Данным решением Обществу доначислены страховые взносы в сумме 175 770 руб. 94 коп. (в том числе, в связи с неправомерным применением пониженных тарифов за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 (с учетом решения от 15.06.2016 N 2486) - 174 444 руб. 53 коп.) и начислены пени в сумме 34 411 руб. 78 коп.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения от 31.07.2017 N 496ОСС/ВНМ/В в части начисления страховых взносов в сумме 174 444 руб. 53 коп., пеней в сумме 34 280 руб., штрафа в размере 34 888 руб. 91 коп.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.02.2018 решение Фонда от 31.07.2017 N 496ОСС/ВНМ/В признано недействительным в части начисления пеней по страховым взносам в сумме 34 280 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 34 888 руб. 91 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполного выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N 3-П, считает, что суд первой инстанции необоснованно освободил Общество от уплаты пени и штрафа, поскольку письма Министерства труда и социальной защиты РФ не содержат признаков нормативно-правовых актов, обязательных для применения неопределенным кругом лиц.
Представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из решения Фонда, Общество в проверяемый период применяло упрощенную систему налогообложения и осуществляло деятельность в сфере здравоохранения. Источниками формирования доходов Общества являлись средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и средства от оказания платных медицинских услуг населению.
Основанием для доначисления спорных сумм страховых взносов явился вывод Управления о том, что Общество в 2015-2016 годы в нарушение требований части 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ неправомерно применяло пониженный тариф, как плательщик, осуществляющий деятельность в области здравоохранения, в то время как доля дохода от деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг за счет средств ОМС, составляла менее 70% в общем объеме доходов, то есть Общество не вправе было применять пониженный тариф страховых взносов в размере 0 %, установленный частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ, действовавшего в период спорных правоотношений, данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно пункту 1 статьи 18, подпункту 1 пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Статьей 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
В соответствии с частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение 2012 - 2018 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 данной статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд РФ - 20%, Фонд социального страхования РФ - 0%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0%.
Согласно подпункту "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является здравоохранение и предоставление социальных услуг.
В силу части 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 данной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
Судом первой инстанции установлено, что при расчете доли дохода Общество необоснованно включило в сумму дохода от оказания платных медицинских услуг населению целевые поступления (средства ОМС), которые в силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации в составе доходов не учитываются, так как не являются доходами страхователя от реализации продукции и (или) оказанных услуг.
Кроме того, в составе средств ОМС Обществу перечисляются средства на уплату страховых взносов по общеустановленному тарифу (Фонд социального страхования РФ -2,9%), тогда как Общество, применяя пониженный тариф (Фонд социального страхования РФ - 0%), фактически получает неосновательное обогащение в виде разницы между общеустановленным и пониженным тарифом.
Принимая во внимание установленные обстоятельства финансирования медицинской деятельности Общества и расчета им доли дохода в целях применения льготного тарифа, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным доначисление страховых взносов в сумме 175 770 руб. 94 коп.
Само по себе применение Фондом в 2017 году положений Федерального закона N 212-ФЗ не свидетельствует о неправомерности привлечения Общества к ответственности с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N 3-П.
Между тем, в силу пункта 9 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу пункта 1 статьи 43 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются: выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа); данное положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов (подпункт 3); иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения (подпункт 4).
Суд первой инстанции установил, что Общество при применении спорной льготы в 2015, 2016 годах руководствовалось письмами Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.07.2015 N 17-4/В-354, от 07.10.2015 N 17-3/В-495, от 18.11.2015 N 17-3/В-561, от 25.11.2015 N 17-3/В-571, от 29.12.2015 N 17-3/В-643, от 26.01.2016 N 17-3/ООГ-71, что является основанием для освобождения Общества от ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, и начисления пеней.
Данные разъяснения по своему смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых Обществом совершено правонарушение (2015-2016 года).
Вышеуказанные письма являются письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, изданными уполномоченным органом контроля за уплатой страховых взносов в пределах его компетенции.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения.
Из материалов дела не следует, что рассматриваемые разъяснения основывались на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиками страховых взносов, а, следовательно, они правомерно учитывались Обществом.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам подлежит отклонению.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Фонд от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.02.2018 по делу N А43-34363/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.