г. Пермь |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А50-446/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Голубцова В. Г.,
рассмотрел, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.1 ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу заявителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 27 марта 2018 года,
по делу N А50-446/2018
вынесенное судьей Самаркиным В.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края (ОГРН 1065919024380, ИНН 5919005188)
к Товариществу собственников недвижимости (жилья) "ТСН-Дубравная" (ОГРН 1155958127159, ИНН 5919026011)
о взыскании финансовой санкции в сумме 2 000 руб., в связи с предоставлением неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края (далее - заявитель, фонд, Управление, Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к товариществу собственников недвижимости (жилья) "ТСН-Дубравная" (далее - должник, товарищество, страхователь) с заявлением о взыскании с товарищества финансовой санкции в сумме 2 000 рублей.
Исходя из заявленных управлением ПФР требований, заявитель просит взыскать с должника финансовую санкцию, примененную решением о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.07.2017 N 203S19170026546 (за представление должником неполных, недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года) и не уплаченную по выставленному в адрес страхователя требованию об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.08.2017 N 203S01170297161 в сумме 2 000 рублей.
Требования заявителя мотивированы тем, что подлежащая уплате финансовая санкция (применена по части 3 статьи 17 федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в редакции, действовавшей в спорный период (далее также - закон N 27-ФЗ)), до настоящего времени не погашена и подлежит взысканию в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27 марта 2018 года в удовлетворении заявленных Государственным учреждением - управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, вынести по делу новый судебный акт. которым требования Фонда удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов управление указывает, что судом первой нарушены нормы материального права; управление указывает, что из буквального толкования взаимосвязанных положений п. 2.2 ст. 11, ст. 15, абз. 3 ст. 17 закона N 27-ФЗ не следует, что самостоятельное обнаружение страхователем ошибки, заключающейся в непредставлении сведений о части застрахованных лицах в установленный срок, до момента обнаружения данного факта территориальным органом ПФРФ, само по себе является обстоятельством, исключающим применение финансовой санкции определенной абз. 3 ст. 17 закона N 27-ФЗ. Как полагает управление, после установленного срока предоставление сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М с типом формы "доп" в отношении лиц, сведения о которых не отражены в форме СЗВ-М с типом "исход" за соответствующий отчетный период календарного года не является исправлением ошибки (либо дополнением сведений) в соответствии со ст. 15 закона N 27-ФЗ, а свидетельствует о нарушении установленных законом сроков.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Из материалов дела следует, управлением ПФР проведена проверка представленных товариществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (отменяющая) за сентябрь 2016 года, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока их представления (при сроке представления не позднее 13.03.2017 после получения от управления уведомления от 20.02.2017 N 1233/162, сведения фактически представлены 14.03.2017).
Как следует из материалов дела, по факту выявления несоответствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 4 застрахованных лиц иной отчетности страхователя, несоблюдением срока устранения расхождений по уведомлению фонда - сведения по форме СЗВ-М (тип "отменяющая") за сентябрь 2016 года представлены - 14.03.2017, при сроке представления для целей устранения нарушений 13.03.2017 должностным лицом Управления ПФР 01.06.2017 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 203S18170019892, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам рассмотрения составленного акта от 01.06.2017 N 203S18170019892 и иных документов, уполномоченным должностным лицом управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.07.2017 N203S19170026546, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2 000 руб. (л.д.12-12 оборот). Решение направлено страхователю 14.07.2017 заказным почтовым отправлением.
Требованием управления ПФР от 11.08.2017 N 203S01170297161, направленным заказным почтовым отправлением 14.08.2017, страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 29.08.2017 (л.д.10-10 оборот).
Поскольку в установленный требованием срок задолженность по финансовой санкции не уплачена, при этом частью 17 статьи 17 закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций о требованию фонда взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, управление ПФР обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с товарищества финансовой санкции в указанной сумме.
Судом в удовлетворении требований заявленных Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края отказано.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за представление неполных сведений предусмотрена статьей 17 закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представления им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд исходил из того, что страхователем представлены неполные сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - сентябрь 2016 года.
Материалами дела подтверждается и управлением не оспаривается, что страхователь представил управление отчетность по форме СЗВ-М с типом "исходная" за сентябрь 2016 года в отношении 6 застрахованных лиц - 10.10.2016, т.е. в установленный законодательством срок.
Впоследствии товариществом после получения от управления уведомления от 20.02.2017 N 1233/162 представлена отменяющая форма СЗВ-М за указанный отчетный период в отношении 4 застрахованных лиц - 14.03.2017.
В соответствии с положениями статьи 15 закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ" Пенсионный фонд Российской Федерации (далее также - ПФР) указал, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов виновности и противоправности деяния; формальный подход к наложению штрафа недопустим (пункт 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П); если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 закона N27-ФЗ, можно не применять.
Обоснованность изложенной позиции Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558, от 07.10.2014 N 302-КГ14-1962, от 30.09.2014 N 310-КГ14-1896).
Вступившая в силу с 19.02.2017 инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 17 закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которым акт не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае страхователь устранил допущенную ошибку 14.03.2017 в отношении 4 застрахованных лиц еще до составления Пенсионным фондом акта о выявлении правонарушения от 01.06.2017, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
При таких обстоятельствах правомерность привлечения страхователя к ответственности фондом не подтверждена.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности фондом не подтверждена, в удовлетворении требований Фонда о взыскании с Товарищества финансовой санкции в сумме 2 000 рублей отказано обоснованно.
Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 марта 2018 года по делу N А50-446/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-446/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СОЛИКАМСКЕ И СОЛИКАМСКОМ РАЙОНЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ (ЖИЛЬЯ) "ТСН-ДУБРАВНАЯ"