город Ростов-на-Дону |
|
07 июня 2018 г. |
дело N А32-37364/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
при участии:
от ООО "Квант": Грачева В.В., паспорт, по доверенности от 21.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2018 по делу N А32-37364/2017, принятое судьей Куликовым О.Б.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квант"
к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск
о признании незаконным отказа, об обязании устранить нарушения,
при участии третьего лица: Администрация муниципального образования город Новороссийск,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Квант" (далее - ООО "Квант") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - управление) о признании незаконным отказа от 17.07.2017 исх. N 15-1-2-5726/17; о признании незаконным нарушения 10-дневного срока рассмотрения заявления для принятия решения о заключении договора на размещение объекта; об обязании Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск заключить договор на размещение объекта на земельном участке для эксплуатации трансформаторной подстанции ТП-778.
Решением от 27.02.2018 суд признал незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск от 17.07.2017 N 15-1-2-5726/17.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Квант" об обязании Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск заключить договор на размещение объекта на земельном участке для эксплуатации трансформаторной подстанции ТП-778 оставлены без рассмотрения.
Решение мотивировано тем, что у управления отсутствовали основания для отказа обществу в удовлетворении заявления о размещении трансформаторной подстанции, относящейся к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В части требований об обязании управления заключить договор требования оставлены без рассмотрения в связи с несоблюдением заявителем обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что на принадлежащий обществу объект не распространяется порядок, утвержденный постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.07.2015 N 627. Управление также указывает, что трансформаторная подстанция является капитальным объектом.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного и третьего лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск и Администрации муниципального образования город Новороссийск.
Представитель ООО "Квант" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 40 мин. 31.05.2018. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Квант" является собственником трансформаторной подстанции (далее - ТП-778, объект), расположенной по адресу Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Мысхако, ул. Изумрудная, 1, что подтверждается представленным в материалы дела договором купли-продажи от 30.01.2013 N 2/13.
Являясь собственником ТП-778 ООО "Квант" 06.05.2017 обратилось в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск с заявлением о заключении договора для размещения объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности (от 03.05.2017 исх. N 71).
Письмом от 17.07.2017 исх. N 15-1-2-5726/17 Управление отказало в размещении ТП-778 на испрашиваемом земельном участке, указав, что расположение (размещение) объекта на данном участке "нецелесообразно".
Считая незаконным отказ управления, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) установлено, что единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с указанным законом сведений.
В силу части 5 статьи 1 Закона N 218 -ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По правилам части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 указанного закона.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень объектов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300).
Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.06.2015 N 627 (далее - Порядок N627).
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 627 в случае поступления заявления на размещение объекта уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней запрашивает информацию у органов архитектуры и градостроительства городских округов, в границах которых планируется размещение объекта, о соответствии планируемых к размещению объектов документам территориального планирования и градостроительного зонирования, а также информацию органа, осуществляющего полномочия по управлению и распоряжению земельным участком, в границах которого планируется размещение объекта.
Уполномоченный орган в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение о заключении договора на размещение объекта либо об отказе в заключении договора на размещение объекта. Решение оформляется актом уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 16 Порядка N 627 решение об отказе в заключение договора на размещение объекта принимается в случае, если:
1) заявление и (или) документы, представленные заявителем, по форме или содержанию не соответствуют требованиям, установленным уполномоченными органами, указанными в подпункте 2 пункта 4 настоящего Порядка;
2) земельный участок, на котором планируется размещение объекта, предоставлен физическому или юридическому лицу;
3) предлагаемый к размещению объект не соответствует документам территориального планирования, градостроительного зонирования, а также другим требованиям, правилам и нормам, установленным федеральным законодательством или законодательством Краснодарского края;
4) вид объекта, указанного в заявлении, не соответствует установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
5) получена информация органа, осуществляющего полномочия по управлению и распоряжению земельным участком, в границах которого планируется размещение объекта, о наличии возражений относительно размещения объекта на испрашиваемом земельном участке;
6) опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, на котором планируется размещение объекта, или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка;
7) в отношении земельного участка, на котором планируется размещение объекта, принято решение о предварительном согласовании его предоставления.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в оспариваемом решении (письмо от 17.07.2017 N 15-1-2-5726/17) Управлением не были приведены предусмотренные законом основания для отказа в заключении договора на размещение объекта.
Как указано ранее, Управление сослалось на нецелесообразность размещения объекта в обозначенном заявителем месте.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, приведенный перечень оснований для отказа в заключении договора на размещение объекта является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судом первой инстанции также установлено, что Управлением нарушен установленный нормативно срок рассмотрения обращения - 10 дней.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что на принадлежащий обществу объект не распространяется порядок, утвержденный постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.07.2015 N 627.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 принято в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", статьей 4 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Постановлением Правительства РФ N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в пункт 5 которого включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство
Таким образом, ТП-778 относится к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Ссылки управления на то, что спорный объект является капитальным, также не обоснованы.
ТП-778 не обладает признаками объекта недвижимого имущества, поскольку представляет собой металлическую конструкцию, укомплектованную электросиловым оборудованием, размещенную на железобетонной площадке, выполняющей функцию улучшения земельного участка (создающей ровную твёрдую поверхность). Конструкция трансформаторной подстанции не имеет прочной связи с землей, может быть перемещена без ущерба, с сохранением ее целевого предназначения.
Трансформаторную подстанцию ТП-778 ООО "КВАНТ" приобрело в 2013 году (по договору купли-продажи N 2/13 от 30.01.2013).
ТП-778 располагается по адресу г. Новороссийск, с. Мысхако, район ул. Изумрудная 1, через нее обеспечивается электроснабжение многоквартирного жилого дома.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и п. 4.2.6 Правил устройства электроустановок (раздел 4), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20 июня 2003 г. N 242 под трансформаторной подстанцией понимается электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Спорная трансформаторная подстанция (заводской номер 0061), была изготовлена предприятием ООО "КубаньЭнерго-Транс".
Согласно Техническому описанию и инструкции по монтажу и эксплуатации на подстанции трансформаторные, комплектные, наружной установки 10(6)/0,4 кВ, мощностью до 2500 кВа предприятия-изготовителя ООО "КубаньЭнерго-Транс" (разделы 6,7) трансформаторная подстанция КТППНкк8-400-10/0,4 выполнена в виде сварной конструкции. Корпус подстанции выполнен из сортового, гнутого металлопроката и листовых заготовок, соединенных между собой сварными соединениями. Основание корпуса сварное из сортового проката.
Подстанции отправляются потребителю в собранном виде, повышенной заводской готовности. Транспортировку подстанций можно осуществлять автомобильным и железнодорожным транспортом. Размещение и монтаж подстанции производится в соответствии с требованиями "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ). Место установки подстанции должно соответствовать ПУЭ, правилам электро-пожарной безопасности. Для монтажа подстанции необходимо: установить подстанцию на фундамент, предварительно выверенный по уровню, приварить подстанцию к закладным фундамента.
Таким образом, на стадии изготовления объект - трансформаторная подстанция КТППНкк8-400-10/0,4, формируется как некапитальный, с использованием конструкций, позволяющих без значительного ущерба разобрать указанный объект.
Доказательств обратного, то есть капитальности подстанции, со ссылками на технические и конструктивные особенности объекта, Управлением в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются во внимание доводы управления о том, что в случае размещения объекта общество "Квант", являясь его собственником, будет претендовать на оформление прав на земельный участок под подстанцией.
Статьи 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставления таких земельных участков в аренду на торгах или без проведения торгов.
Вместе с тем, названные нормы не регулируют правоотношения, связанные с использованием земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, правовое регулирование которых осуществляется специальными нормами-нормами главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом нормами указанной главы не установлен запрет на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в целях эксплуатации соответствующих объектов, которые уже размещены.
Оформление права на земельные участки, на которых расположены линейные объекты, не требуется. Нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных участков у собственников инженерных коммуникаций.
При таких обстоятельствах, у Управления отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления ООО "Квант", решение об отказе заключить договор на размещение объекта на земельном участке для эксплуатации трансформаторной подстанции ТП-778 от 17.07.2017 N 15-1-2-5726/17 не соответствует закон и нарушает права заявителя по делу, в связи с чем является недействительным в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ.
В части требования об обязании управления заключить договор на размещение объекта на земельном участке для эксплуатации трансформаторной подстанции ТП-778 суд первой инстанции обоснованно оставил заявление без рассмотрения в связи с несоблюдением заявителем досудебного порядка урегулирования спора.
В указанной части решение суда не оспорено участвующими в деле лицами, что исключает проверку законности судебного акта в соответствующей части судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Решение суда от 27.02.2018 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 февраля 2018 года по делу А32-37364/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.