г. Красноярск |
|
08 июня 2018 г. |
Дело N А33-18600/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Кинта"- Кихтенко В.В., директора на основании решения от 22.06.2015 N 1,
от ответчика - администрации города Красноярска- Поповой Г.В., представителя по доверенности от 10.01.2018 N 04-63,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 26 января 2018 года по делу N А33-18600/2017, принятое судьёй Полищук Е.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кинта" (ИНН 2465023237, ОГРН 1022402483267, далее - ООО "Кинта", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758, далее - администрация, ответчик) о признании незаконным одностороннего отказа от договора на размещение временного сооружения от 26.06.2014 N С/6455, выраженного в письме ответчика от 31.07.2017 N 637-ек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее - учреждение).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 31 октября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и администрация Центрального района г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2018 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-договором на размещение временного сооружения, в редакции дополнительного соглашения от 26.06.2014, предусмотрено право органа местного самоуправления досрочно расторгнуть договор в случае наличия у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством;
-основанием оспариваемого уведомления, как о возможности расторжения договора, явилось распоряжение администрации города Красноярска N 6425-недв от 15.12.2015 о предоставлении в постоянное бессрочное пользование МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" земельных участков, следовательно, отказ от договора на размещение временного сооружения от N С/6455 от 26.06.2014, выраженный в письме от 31.07.2017 N637-ек, является обоснованным и законным.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2018 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 24.04.2018, в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 01.06.2018.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей третьих лиц.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступали.
Представитель истца заявил ходатайство о приобщении к материалам дела фотографии месторасположения спорного павильона.
Представитель истца возразил против приобщения данной фотографии.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства отказано, поскольку данное доказательство является новым, появившимся после принятия решения судом первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Представитель истца заявил устные ходатайства об истребовании из МКУ "УДИБ" документов в отношении спорного земельного участка, об отложении судебного заседания с целью проверки сведений в указанных пояснениях.
Представитель ответчика возразил против удовлетворения указанных ходатайств.
Согласно части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Таким образом, безусловная обязанность суда в истребовании доказательств возникает лишь в случае оказания помощи в получении необходимых доказательств по делу, которые лица, участвующие в деле, не могут получить самостоятельно и при указании в ходатайстве обстоятельств, имеющих значение для дела, которые могут быть установлены этим доказательством.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Истец не обосновал объективную невозможность самостоятельного получения истребуемых доказательств. Кроме того, суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного, ходатайство об истребовании вышеуказанных доказательств удовлетворению не подлежит.
Рассмотрев ходатайство об отложении судебного разбирательства, апелляционный суд отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований, предусмотренных статей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца пояснил, что временное сооружение должно быть исключено из схемы до ноября 2017 года. Данная информация в суд первой инстанции не предоставлялась ответчиком. Договор продлен до 01.01.2020. Факт неисключения объекта из схемы не подтвержден ответчиком. Имеется справка из МКУ "УДИБ" о том, что временное сооружение ему не мешает, в связи с чем просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между департаментом градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и Седашовой Еленой Валентиновной (владелец) подписан договор от 26.06.2014 N С/6455 на размещение временного сооружения (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильона (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 611 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 (далее - схема), по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Дубровинского, 62 и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение в установленном Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, установленных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору (приложение N 2) и являющимся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 1.2 договора, срок действия договора устанавливается с 02.07.2014 до 01.07.2016.
Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что в случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 4.1.2.1-4.1.2.6 договор считается расторгнутым.
В соответствии с пунктом 4.1.2 договора администрация имеет право отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора в следующих случаях:
4.1.2.1.Если владельцем в течение срока, установленного пунктом 3.2.1 не обратился за заключением договора аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.
4.1.2.2.В случае несоответствия установленного временного сооружения схеме.
4.1.2.3.В случае нарушения установленных требований к архитектурному облику временного сооружения.
4.1.2.4.Если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
4.1.2.5.Если владелец несвоевременно вносит плату за размещение временного сооружения, предусмотренную пунктами 2.1 - 2.4 договора.
4.1.2.6.В случае нарушения норм действующего законодательства, обеспечение соблюдения которых предусмотрено настоящим договором.
В силу пункта 6.4 договора договор подлежит расторжению досрочно в случае принятия администрацией города Красноярска решения о предоставлении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, для строительства в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке города Красноярска.
09.03.2016 стороны подписали дополнительное соглашение N 1106/С к договору на размещение временного сооружения от 26.06.2014 N С/6455, согласно которому по тексту договора слова "Седашова Елена Валентиновна" заменили словами "общество с ограниченной ответственностью "Кинта" в соответствующем падеже.
В соответствии с дополнительным соглашением от 09.03.2016 N 1106/С к договору на размещение временного сооружения от 26.06.2014 N С/6455 стороны изложили раздел 4 договора в новой редакции, в том числе пункт 4.2.2 договора: администрация имеет право отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 90 дней до даты расторжения договора, в следующих случаях:
4.2.2.1 Если владелец в течение срока, установленного пунктом 3.2.1 настоящего договора, не обратился за заключением договора аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.
4.2.2.2 В случае несоответствия установленного временного сооружения схеме размещения временных сооружений.
4.2.2.3 В случае нарушения установленных требований к архитектурному облику временного сооружения.
4.2.2.4 Если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
4.2.2.5 В случае нарушения норм действующего законодательства, обеспечение соблюдения которых предусмотрено настоящим договором.
Пунктом 4 дополнительного соглашения от 09.03.2016 к договору на размещение временного сооружения от 26.06.2014 N С/6455 стороны изложили пункт 6.4 договора в следующей редакции: основанием для досрочного расторжения договора является:
6.4.1.Наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
6.4.2.Размещение временного сооружения в границах земельного участка (в границах производства работ), в отношении которого издан правовой акт о строительстве либо реконструкции объектов, признанных муниципальной нуждой.
6.4.3.Наличие двух аналогичных актов проверки уполномоченного на проведение такой проверки органа, свидетельствующих о несоответствии временного сооружения схеме размещения временных сооружений, схеме размещения нестационарных торговых объектов, договору на размещение временного сооружения, иным требованиям, предъявляемым к временным сооружениям настоящим положением, датированных с разницей во времени не менее одного месяца, и (или) вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении за выявленные нарушения действующего законодательства в сферах реализации алкогольной продукции (в том числе Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
2.1указанного договора срок аренды участка устанавливается с 09.03.2016 по 30.06.2016.
Дополнительным соглашением от 25.11.2016 N 8184/С к договору срок действия договора продлен до 01.01.2020.
Между ДМИЗО администрации города Красноярска (арендодатель) и истцом (арендатор) на основании договора на размещение временного сооружения от 26.06.2014 N С/6455 подписан договор от 09.06.2017 N 670-вс, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 03 00 277:0144, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Дубровинского, 62 (далее - участок), для использования в целях размещения временного сооружения: павильона в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 74,45 кв.м. (приложение 1). Копия акта приема-передачи представлена в материалы дела В соответствии с пунктом
Распоряжением администрации города Красноярска от 15.12.2015 N 6425-недв принято решение предоставить в постоянное бессрочное пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" земельных участков согласно приложению.
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН от 04.12.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:190935, согласно которой право постоянного бессрочного пользования муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" зарегистрировано 29.02.2016, запись N 24-24/001-24/001/008/2016-5127/1.
Ответчик направил истцу уведомление от 02.05.2017 N 11-3125 об одностороннем отказе от договора на размещение временного сооружения от 26.06.2014 N С/6455 по пункту 6.4 договора. Земельный участок, на котором расположено временное сооружение, распоряжением администрации города Красноярска от 15.12.2015 N 6425-недв предоставлен в постоянное бессрочное пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
12.07.2017 истец представил ответчику претензию с просьбой отозвать письменное уведомление об одностороннем отказе от договора.
Письмом от 31.07.2017, направленным истцу 03.08.2017 согласно штампу организации почтовой связи, ответчик уведомил истца об одностороннем отказе от договора на размещение временного сооружения от 26.06.2014 N С/6455 с 01.11.2017 по пункту 6.4.1 договора. Земельный участок, на котором расположено временное сооружение, распоряжением администрации города Красноярска от 15.12.2015 N 6425-недв предоставлен в постоянное бессрочное пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
В соответствии с актом осмотра от 29.12.2017 спорное временное сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:190935.
Письмом МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" от 31.03.2017 N 2853 сообщило истцу, что не возражает на временное размещение сооружения-павильона при условии освобождения земельного участка в течение 7 дней по требованию учреждения.
В материалы дела представлены копии следующих документов: письмо ДМИЗО администрации города Красноярска от 13.07.2017 N 17653ги, страница 23 газеты "Городские новости" от 30.06.2017 N 73 (3531), заявление общества от 27.06.2017 вх. N 4732-ек, уведомления ООО "Кинта" от 25.12.2017 об осмотре со штампами лиц, участвующих в деле; предупреждение Красноярского УФАС России от 14.11.2017, заявление общества от 19.01.2018.
Ссылаясь на незаконность одностороннего отказа от исполнения договора от 31.07.2017 N 637-ек, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу положений статей 153, 154, 156 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
В силу положений пункта 6 Федерального закона от 07.05.2013 N 100 "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166-176, 178-181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Предметом спора в рамках настоящего дела является установление законности уведомления администрации города Красноярска от 31.07.2017 N 637-ек об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 26.06.2014 N С/6455, соответствие требованиям пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. В отсутствие наличия условий для вывода о ничтожности оспоренной истцом односторонней сделки исследованию и проверке по настоящему делу подлежат обстоятельства наличия у ответчика законных оснований для ее совершения.
Удовлетворяя предъявленный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 153, 154, 155, 156, 166, 167, 310, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что администрация необоснованно сослалась в качестве основания для расторжения договора на предоставление земельного участка по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Дубровинского, 62, на котором расположено временное сооружение, в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 15.12.2015 N 6425-недв, а также из того, что пункт 6.4.1 договора от 26.06.2014 N С/6455 не содержит право на односторонний отказ от договора.
Между тем принятый по делу судебный акт суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Частью 3 этой статьи предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95.
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 45 Устава города Красноярска установлено, что администрация города в лице уполномоченных органов организует и осуществляет в рамках своей компетенции муниципальный контроль. Реализуя указанные полномочия, администрация города определяет структуру, полномочия, функции и порядок деятельности уполномоченных органов, принимает административные регламенты проведения контрольных проверок, организует мониторинг эффективности муниципального контроля, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 7, 45, 58, 59 Устава города Красноярска, порядок выдачи разрешения на размещение временных сооружений был урегулирован в Постановлении администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска".
Постановлением администрации г. Красноярска от 29.08.2014 N 538, Постановление администрации города от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска" признано утратившим силу.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено новое Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска.
Из материалов дела следует, что между департаментом градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и Седашовой Еленой Валентиновной (владелец, впоследствии заменен ООО "Кинта") подписан договор от 26.06.2014 N С/6455 на размещение временного сооружения (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильона (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 611 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 (далее - схема), по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Дубровинского, 62 и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение в установленном Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, установленных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору (приложение N 2) и являющимся его неотъемлемой частью на срок до 01.01.2020.
Таким образом, на момент отказа от договора срок его действия не истек.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 3).
По правилам указанной нормы материального права стороны сделки могут предусмотреть право одностороннего отказа от договора.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6.1. договора предусмотрено, что договор может быть изменен или расторгнут в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно пункту 6.4 договора от 26.06.2014 N С/6455 в редакции дополнительного соглашения от 09.03.2016 N 1106/с (т.1 л.д.132-134) основанием для досрочного расторжения договора является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
Указание суда на то, что пункт 6.4.1 договора не предусматривает возможность расторжения этого договора в одностороннем порядке, не соответствует содержанию договора.
Кроме того, согласно пункту 20 Положения N 809, действовавшего на момент заключения указанного выше дополнительного соглашения, администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее, чем за 90 календарных дней до даты его расторжения. Данное условие свидетельствует о наличии у администрации права на односторонний отказ от исполнения договора.
Данный правовой подход соответствует позиции Арбитражного суда Восточного-Сибирского округа при рассмотрении аналогичного дела N А33-17468/2017.
Таким образом, право уполномоченного органа на досрочное расторжение договора на размещение временного сооружения предусмотрено как указанным правовым актом, так и договором.
При этом согласно пункту 21 Положения в случае расторжения договора по инициативе уполномоченного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 20 Положения, владелец временного сооружения вправе до даты расторжения договора обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении компенсационного места размещения временного сооружения аналогичного вида со схожими параметрами (площадью) в пределах города Красноярска без проведения аукциона.
Учитывая изложенное, у ответчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения договора на размещение временного сооружения от 26.06.2014 N С/6455.
Распоряжением администрации города Красноярска от 15.12.2015 N 6425-недв принято решение предоставить в постоянное бессрочное пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" земельных участков согласно приложению, в том числе земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0000000:190935 (л.д. 110 т.1).
Уведомлением от 02.05.2017 N 11-3125 (л.д. 33 т.1) администрация г. Красноярска сообщила истцу о том, что земельный участок, на котором расположено временное сооружение, распоряжением администрации города Красноярска от 15.12.2015 N 6425-недв (л.д. 93 т.1) предоставлен в постоянное бессрочное пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения в одностороннем порядке.
На момент рассмотрения дела данное распоряжение незаконным или недействительным не признано.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О реализация положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Пунктам 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за их сохранностью, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При рассмотрении дела необходимо установить, для каких целей названный выше земельный участок, в пределах которого расположено место размещения нестационарного торгового объекта истца, был предоставлен МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" и, в частности, связано ли его предоставление с реализацией каких-либо муниципальных нужд.
Земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0000000:190935 передан муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" в постоянное бессрочное пользование. Согласно Уставу МКУ "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства"", учреждение создано для организации выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог местного значения.
Таким образом, предоставление земельного участка муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на праве постоянного бессрочного пользования связано с реализацией муниципальных нужд по осуществлению дорожной деятельности.
Кроме того, представитель ответчика сослалась на необходимость передачи некоторых земельных участков МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" в целях подготовки к XXIX Всемирной зимней универсиаде 2019 года в г. Красноярске. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 утверждена государственная программа "Развитие транспортной системы", в которую вошли мероприятия в целях подготовки и проведения указанной универсиады.
В материалы дела представлена выписка из ЕГРП (л.д. 23 т. 2), согласно которой земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0000000:190935 предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Указанное обстоятельство подтверждает как факт передачи земельного участка МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", так наличие основания для одностороннего отказа от исполнения договора на размещение временного сооружения от 26.06.2014 N С/6455 на основании пункта 6.4. договора.
Место размещения объекта под номером 611 исключено из схемы размещения нестационарных торговых объектов Постановлением администрации г. Красноярска от 17.07.2017 N 465 "О внесении изменения в Постановление администрации города от 27.11.2012 N 595". Указанное Постановление опубликовано в газете "Городские новости", N 83, 26.07.2017.
При этом договор на размещение временного сооружения не может быть заключен на место размещения объекта, отсутствующее в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
Поскольку до направления оспариваемого уведомления о расторжении договора, договор был действующим, соответственно, место размещения объекта было включено в схему.
Доказательства продления договора аренды земельного участка в материалы дела не представлены.
Ссылка истца на то, что в уведомлении от 31.07.2017 N 637-ЕГА отражена дата расторжения договора с 01.11.2017, однако, в пояснениях, которые невозможно проверить на данный момент, указана иная дата расторжения, подлежит отклонению как не имеющая правового значения и основанная на предположении. В силу пункта 20 Положения N 809 истец верно определил дату прекращения договора.
Ссылка на справку из МКУ "УДИБ" (л.д. 88 т.1) о том, что временное сооружение не возражает против размещения временного сооружения, отклоняется. Данный ответ не влияет на наличие оснований для расторжения договора и подтверждает лишь то, что с согласия правообладателя земельного участка истец вправе размещать временное сооружения до получения требования учреждения об освобождении земельного участка в течение 7 дней.
С учетом изложенного, основания для признания оспариваемого истцом уведомления об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения в одностороннем порядке от 02.05.2017 N 11-3125 недействительным не установлены.
Поскольку исковые требования заявлены необоснованно, решение Арбитражного суда Красноярского края на основании пункта 2 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Согласно части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы распределяются пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В связи с отказом в удовлетворении иска, государственная пошлина относится на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2018 года по делу N А33-18600/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В иске отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.