г. Самара |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А55-1488/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рогалевой Е.М.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство по взысканию долгов "Легал Коллекшн"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 апреля 2018 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А55-1488/2018 (судья Филатов М.В.),
по исковому заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области (ИНН 6316096934, ОГРН 1046300599542), Самарская область, г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Агентство по взысканию долгов "Легал Коллекшн" (ИНН 6316220412, ОГРН 1166313083265), Самарская область, г. Самара,
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области (далее - УФССП России по Самарской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Агентство по взысканию долгов "Легал Коллекшн" (далее - ООО "Агентство по взысканию долгов "Легал Коллекшн", ответчик) государственную пошлину в размере 100 000 руб. за подачу заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2018 настоящее дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2018, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены.
ООО "Агентство по взысканию долгов "Легал Коллекшн" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого решения, просит отменить решение суда от 09.04.2018, принять по делу новый судебный акт об отказе УФССП России по Самарской области в удовлетворении исковых требований.
УФССП России по Самарской области представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда от 09.04.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Агентство по взысканию долгов "Легал Коллекшн" без удовлетворения.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 18.01.2017 в УФССП России по Самарской области от ООО "Агентство по взысканию долгов "Легал Коллекшн" поступило заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
При подаче заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, ООО "Легал Коллекшн" оплачена государственная пошлина в размере 100 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 16.01.2017 N 54.
В результате изучения пакета документов, представленных ООО "Легал Коллекшн", установлено нарушение статьи 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ), а именно - представлены сведения об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица несоответствующей формы. Кроме того, в нарушение пункта 11 части 1, части 4 статьи 13 Закона N 230-ФЗ работники ООО "Легал Коллекшн" допустили неисполнение вступивших в законную силу судебных актов о взыскании задолженности.
Учитывая, что внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, является государственной услугой, конечным результатом оказания государственной услуги может являться регистрация сведений о юридическом лице в государственном реестре либо отказ в регистрации в государственном реестре.
26.01.2017 истцом в соответствии с пунктом 10 Административного регламента исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функций по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2016 N 332, статьями 12, 13 Федерального Закона N230-ФЗ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр отказано.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 230-ФЗ отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр не является препятствием для повторной подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр. Повторная подача такого заявления и принятие по нему решения осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
01.02.2017 в УФССП России по Самарской области от ООО "Агентство по взысканию долгов "Легал Коллекшн" поступило повторное заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Документы, представленные ООО "Агентство по взысканию долгов "Легал Коллекшн", соответствовали требованиям, предъявляемыми статьей 13 Закона N 230-ФЗ, в связи с чем 20.02.2017 УФССП России по Самарской области вынесено решение о внесении сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр, выдано свидетельство от 20.02.2017 N 1/17/63000-КЛ.
Претензии по вопросу оказания данной государственной услуги от ООО "Агентство по взысканию долгов "Легал Коллекшн" до настоящего времени не поступали. Доказательств обратного суду не представлено.
В декабре 2017 УФССП России по Самарской области проведена проверка поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, в результате которой установлено, что в бюджет Российской Федерации не поступила государственная пошлина в размере 100 000 рублей.
В результате повторной проверки документов, представленных ООО "Агентство по взысканию долгов "Легал Коллекшн" установлено, что вместе с повторным заявлением о внесении сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр, представлено платежное поручение от 16.01.2017 N 54, то есть платежное поручение по ранее предоставленной государственной услуге.
Таким образом, при повторной подаче заявления о внесении сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр государственная пошлина не оплачена и бюджетом Российской Федерации недополучена сумма в размере 100 000 рублей, а юридическим лицом совершенно незаконное обогащение в размере указанной суммы.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 14.12.2017 N 63922/17/49113-ДШ с требованием в добровольном порядке в срок до 20.12.2017 погасить возникшую задолженность в сумме 100 000 рублей.
Указанная претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения УФССП России по Самарской области в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования УФССП России по Самарской области, арбитражный апелляционный суд обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
При этом в пункте 3 статьи 2 ГК РФ прямо оговорено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, судом правомерно указано, что отношения, связанные с предоставлением государственной услуги, выражающейся в рассмотрении государственным органом заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, характеризующейся наличием властных полномочий у одной из сторон, являются по своей природе административно-правовыми отношениями и нормами ГК РФ не регулируются.
Вместе с тем, судом обоснованно принято во внимание следующее.
Согласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 указанного Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Одной из категорий плательщиков государственной пошлины признаются организации, обращающиеся за совершением указанных юридически значимых действий (статья 333.17 НК РФ).
Согласно статье 12 Закона N 230-ФЗ сведения о юридическом лице, соответствующем требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, вносятся в государственный реестр в течение двадцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом (далее - заявитель) в уполномоченный орган следующих документов и сведений: заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр, подписанное руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и номеров контактных телефонов; копии учредительных документов; выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 30 дней до даты представления документов; сведения об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным органом; документы, содержащие сведения о размере чистых активов юридического лица, с приложением бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов; копия договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности; копии документов, подтверждающих наличие необходимых оборудования и программного обеспечения, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным органом; копии документов, подтверждающих владение сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; выписка из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, уплачивается в размере 100 000 рублей.
Статьей 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, подлежит возврату частично или полностью.
Исходя из данного перечня, основанием для возврата (зачета) уплаченной государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных статьей 333.33 НК РФ, является только уплата обратившимся лицом в уполномоченный орган государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ, а также отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Таким образом, если по результатам рассмотрения заявления юридического лица о включении в государственный реестр, при наличии оплаченной государственной пошлины, вынесено решение об отказе во включении в государственный реестр, то при последующей подаче заявления юридическое лицо повторно оплачивает государственную пошлину в соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 333.33 НК РФ.
При этом исходя из вышеизложенных норм, судом правомерно признан несостоятельным довод ответчика о том, что государственная пошлина оплачивается только за внесение сведений в реестр. Ссылка ответчика на отсутствие в законе прямого указания на то, что отказ в регистрации является конечным результатом по рассмотрению заявления, также правомерно признана судом необоснованной. Согласно изложенным выше нормам права государственная пошлина уплачивается за каждое обращение. Поскольку государственная пошлина не была оплачена при подаче второго заявления на регистрацию, то у ответчика возникла задолженность по оплате сбора в виде государственной пошлины.
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции требования истца правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Агентство по взысканию долгов "Легал Коллекшн" являлись предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу. Оснований для иной оценки указанных доводов, а также сделанных судом выводов арбитражный апелляционный суд не находит. Указанные доводы апелляционной жалобы не опровергают установленных по делу обстоятельств, сделанных судом первой инстанции выводов, а, следовательно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 апреля 2018 года по делу N А55-1488/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.