город Ростов-на-Дону |
|
07 июня 2018 г. |
дело N А32-48316/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от АО "Связьтранснефть": Онищенко В.А., паспорт, по доверенности от 07.02.2018 N 99,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2018 по делу N А32-48316/2017,
принятое судьей Меньшиковой О.И.
по заявлению акционерного общества "Связь объектов транспорта и добычи нефти"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Связь объектов транспорта и добычи нефти" (далее - АО "Связьтранснефть") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по ЮФО) о признании недействительным предписания от 03.08.2017 N П-23/9/159-нд/-/1/4б.
Решением от 21.03.2018 суд признал недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу от 03.08.2017 N П-23/9/159-нд/-1/46.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роскомнадзора по ЮФО обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в ходе проверочных мероприятий было выявлено, что действующие планы и акты ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ по лицензиям N N 135018, 134131, 143417 отсутствуют, требования, установленные законодательством по внедрению на сети связи технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) не выполнены; общество как хозяйствующий субъект не ограничено в выборе способов устранения нарушений; законом не установлены требования к срокам устранения нарушений; управление не наделено полномочиями по продлению сроков исполнения предписания.
В судебное заседание не явились представители Управления Роскомнадзора по ЮФО, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Управления Роскомнадзора по ЮФО в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие управления.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления Роскомнадзора по ЮФО.
Представитель АО "Связьтранснефть" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу в соответствии с информацией, поступившей из Управления ФСБ по Краснодарскому краю (исх. от 14.06.2017 N 14/2/1807, вх. от 23.06.2017 N 14326/23), на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу от 04.07.2017 N 159-нд проведена внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства обществом "Связьтранснефть".
По результатам проверки установлено, что АО "Связьтранснефть" не выполняются требования по внедрению на сети технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ):
1. По лицензии N 135018 "Телематические услуги связи":
* действующие План и/или Акт ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ на территории Краснодарского края отсутствуют, что является нарушением требований п. 9 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87; п. 2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; п.п. 7, 9, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538, пп. б) п. 2 и п. 10 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6; п. 2 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16.04.2014 N 83 "Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть III. Правила применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий".
2. По лицензии N 134131 "Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа":
- оператор связи АО "Связьтранснефть" не выполняет требования к сетям и средствам связи для проведения ОРМ, действующие План и/или Акт ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ на территории Краснодарского края отсутствуют, что является нарушением требований п. 10 раздела I Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87; п. 2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; п.п. 7, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538, пп. б) п. 2 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6; п. 2 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 19.11.2012 N 268 "Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть II. Правила применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий"
3. По лицензии N 143417 "Услуг подвижной радиосвязи в выделенной сети связи":
- оператор связи АО "Связьтранснефть" не выполняет требования к сетям и средствам связи для проведения ОРМ, действующие План и/или Акт ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ на территории Краснодарского края отсутствуют, что является нарушением требований п. 8 раздела X Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87; п. 2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; п.п. 7, 9, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538, пп. б) п. 2 и п. 10 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть I. Общие требования, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6.
Выявленные нарушения зафиксированы в Акте проверки от 03.08.2017 N А-23/9/159-нд/204.
По результатам проверки обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 03.08.2017 N П-23/9/159-нд/-/1/46, сроком исполнения до 02.11.2017.
АО "Связьтранснефть" обратилось в Управление с письмом (исх. от 18.08.2017 N СТН-10-16-14/3449) о продлении срока выполнения Предписания от 03.08.2017 NП-23/9/159-нд/-/1/46 до 31.05.2018.
Письмом управления (исх. от 31.08.2017 N 22452-09/23) в удовлетворении требования о продлении срока исполнения предписания отказано.
Считая незаконным предписание Управления Роскомнадзора, АО "Связьтранснефть" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии с положениями пункта 9 раздела XVI, пункта 10 раздела I, пункта 8 раздела X "Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, лицензионными условиями оказания телематических услуг связи, услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, а также услуг подвижной радиосвязи в выделенной сети связи является обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 64 Закона о связи, операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Согласно пункту 4 статьи 64 Закона о связи порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены "Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность" (далее - Правила N538).
Согласно пункту 7 Правил N 538, ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
При вводе в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи принимается решение о разработке нового плана (п. 9 Правил).
На основании пункта 10 Правил, ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел.
Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.04.2014 N 83 утверждены "Правила применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть III. Правила применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий".
Данные правила устанавливают обязательные требования к оборудованию коммутации и маршрутизации пакетов информации, входящему в состав сети связи общего пользования и выделенных сетей связи, включая программное обеспечение, обеспечивающему выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно пунктам 2 и 10 Приказа Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6 "Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть 1. Общие требования" сети электросвязи, за исключением сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность:
а) передачи на пункт управления (далее - пункт управления ОРМ) уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее - уполномоченный орган), информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи;
б) передачи на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи.
В случае оказания услуг связи, в процессе которых средствами сети связи оператора связи осуществляется дополнительное кодирование передаваемой информации, на пункт управления ОРМ такая информация передается в декодированном виде.
Информация, передаваемая в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, передается на пункт управления ОРМ во время установленного соединения и (или) передачи сообщения электросвязи.
Технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно пункту 5.1.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" к компетенции управления в сфере связи относится государственный надзор: за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи; за соблюдением операторами связи требований к пропуску трафика и его маршрутизации; за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; за соответствием использования операторами связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; за соблюдением организациями федеральной почтовой связи порядка фиксирования, хранения и представления информации о денежных операциях, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации контролю, а также организацией ими внутреннего контроля; за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля; за выполнением правил присоединения сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения.
Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, находящимся в ее подчинении; обладает полномочиями за выполнением операторами связи требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий; в целях реализации полномочий имеет право давать юридическим лицам, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений в установленной сфере деятельности.
Подпунктом 3 пункта 8 статьи 27 Закона о связи установлено, что должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда средствам связи, предназначенным для целей государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также предотвращения нарушения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 27 Закона о связи, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области связи, организацией и проведением проверок юридических и физических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 7 настоящей статьи.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В апелляционной жалобе управление указывает, что в ходе проверочных мероприятий было выявлено, что действующие планы и акты ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ по лицензиям N N 135018, 134131, 143417 отсутствуют, требования, установленные законодательством по внедрению на сети связи технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) не выполнены.
Суд апелляционной инстанции установил, что предписание выдано уполномоченным должностным лицом в целях устранения нарушений в деятельности АО "Связьтранснефть".
Вместе с тем, повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности предписания в связи с его неисполнимостью применительно к предусмотренному сроку устранения нарушений.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.
Как указано ранее, предписание было выдано от 03.08.2017 со сроком исполнения до 02.11.2017, то есть период исполнения - три месяца.
Материалами дела подтверждено, что заявителем предпринимались меры по устранению нарушений, указанных в предписании, что подтверждается, в том числе письмом АО "Связьтранснефть" (исх. N СТН-10-16-14/3070 от 20.07.2017) с описью прилагаемых документов.
Установив невозможность исполнения предписания в установленный в нем срок АО "Связьтранснефть" направило в Управление Роскомнадзора по ЮФО письмо (исх. от 18.08.2017 N СТН-10-16-14/3449), в котором просило рассмотреть вопрос о продлении срока выполнения Предписания от 03.08.2017 NП-23/9/159-нд/-/1/46 до 31.05.2018 ввиду наличия следующих обстоятельств:
* необходимости определенного периода времени для разработки технических решений для 20 регионов РФ, в рамках решения между АО "Связьтранснефть" и Центром оперативно-технических мероприятий ФСБ России (срок завершения разработки инженерно-технического решения 28.08.2017);
* условия планирования затрат оператора связи на долгосрочный период, для приобретения оборудования и программного обеспечения (ориентировочная сумма затрат составляет 25 119 156 рублей);
* необходимости периода времени для проведения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (начета формирование Лотов, отсутствуют иные способы приобретения и внедрения оборудования и услуги по наладке, связи с правовым статусом АО "Связьтранснефть");
* необходимости периода времени для фактического заключения и реализации договоров по итогам состоявшихся конкурсов на поставку, внедрение, наладку оборудования;
- необходимости периода времени для физического подписания (утверждения) Планов/Актов с УФСБ.
Письмом исх. от 31.08.2017 N 22452-09/23 Управление в удовлетворении данного ходатайства отказало, указав, что перенос сроков исполнения предписаний не предусмотрен действующим законодательством РФ.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, согласно положениям пункта 7 "Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538, статьи 64 Федерального закона N 126-ФЗ, действия, которые необходимо совершить самому обществу в целях исполнения предписания, регламентированы как сроком, который составляет до 3 месяцев, так и действиями третьих лиц - уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Акты и Планы реализации СОРМ представляют собой документы совместной разработки и должны быть подписаны (согласованы) всеми сторонами, задействованными в силу закона в реализации оперативно-розыскных мероприятий.
После проведения проверки обществом Связьтранснефть" в сентябре 2017 года в УФСБ по Краснодарскому краю направлены на рассмотрение Планы реализации СОРМ, в рамках Приказа Министерства связи массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.04.2014 N 83.
УФСБ по Краснодарскому краю в письме исх. от 16.10.17 N 14/2/3063 отказало обществу в утверждении Планов, а также сообщило о том, что считает недействительными ранее подписанные Акты, подтверждающие ввод и эксплуатацию СОРМ, а также Планы текущего внедрения СОРМ, которые действовали в момент проверки и предоставлялись надзорному органу.
Как правильно указано судом первой инстанции, ввиду отсутствия правового регулирования по вопросу порядка продления срока исполнения выданных в рамках Закона о связи и Федерального закона N 294-ФЗ предписаний, государственные органы не должны допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов юридических лиц, исполняя обязанности при проведении соответствующей проверки.
Таким образом, при выдаче обязательного для исполнения предписания, контролирующий орган обязан учитывать установленные законом требования, предусмотренные законом сроки, количество лиц, посредством взаимодействия которых возможно исполнение предписания, в целях установления проверяемому лицу реального срока исполнения предписания (который орган не может в дальнейшем продлить), позволяющего соблюсти баланс государственных интересов (применительно к исполнению требований законодательства) и интересов хозяйствующего субъекта (необоснованно установленный "нереальный" срок исполнения предписания влечет административную ответственность).
При этом, ни в Федеральном законе N 294-ФЗ, ни в Законе о связи запрета на продление срока выполнения требований предписания по инициативе проверяемого лица не содержится.
Кроме того, обжалуемое Предписание было выдано в отношении трех лицензий общества, каждая из которых предполагает свой вид услуг и соответственно свой комплекс мероприятий по СОРМ. Учитывая то, что на момент выдачи предписания от 03.08.2017, комплексы СОРМ по каждой из лицензий были установлены, что подтверждено Актами/Планами, переданными надзорному органу в период проверки, общество указывало на необходимость помимо продления срока исполнения, конкретизировать само предписание. Общество указало, что существующие комплексы СОРМ по лицензиям не отражены в Акте проверки, равно как и не отражена необходимость их дополнения оборудованием по передаче данных об абонентах, в связи с чем для исключения двоякого толкования достаточности выполненных Обществом действий для исполнения предписания, необходимо исключить существующую неопределенность в содержании предписания
Из всех приведенных обстоятельств следует, что срок устранения выявленных нарушений, указанный в предписании от 03.08.2017 N П-23/9/159-нд/-/1/46 до 31.05.2018, не является разумным и достаточным для исполнения предписания, объективная возможность исполнения предписания в данный срок у общества отсутствовала.
Предписание как ненормативный правовой акт, направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, то есть содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что предписание от 03.08.2017 N П-23/9/159-нд/-/1/46 об устранении нарушений, выданное обществу Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, является неисполнимым применительно к установленному в нем сроку.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012, исполнимость предписания наряду с его законностью является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
При этом, суд учитывает, что предписание исполнялось обществом, несмотря на его оспаривание.
В нарушение ст.ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управлением доказательств законности и исполнимости предписания в материалы дела не представлено.
Таким образом, в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ заявление общества о признании недействительным предписания Управления Роскомнадзора по ЮФО от 03.08.2017 N П-23/9/159-нд/-/1/4б подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 21.03.2018 об удовлетворении заявления является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 марта 2018 года по делу А32-48316/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.