г. Саратов |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А12-27405/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 04.06.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 06.06.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства "Союз независимых предпринимателей"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 марта 2018 года по делу N А12-27405/2017 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072, г. Волгоград)
к Некоммерческому партнерству "Союз независимых предпринимателей" (ОГРН 1023402019783, ИНН 3435930543, г. Волжский Волгоградской области)
о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок и карт регулярных перевозок,
при участии в судебном заседании:
от Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области - Зинченко А.А., доверенность от 22.01.2018 (срок доверенности 3 года);
от Некоммерческого партнерства "Союз независимых предпринимателей" - Бахмат У.М., доверенность от 01.08.2017 (срок доверенности 5 лет).
УСТАНОВИЛ:
Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Некоммерческому партнерству "Союз независимых предпринимателей" (далее - НП "СНП") о прекращении действия свидетельства от 20.07.2016 серия 3401 N 000066 по маршруту N 115 "г. Волжский (27 мкр) - г. Волгоград (рынок ТЗР)", выданного НП "СНП" Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 марта 2018 года заявление Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области удовлетворено.
Суд прекратил действие свидетельства от 20.07.2016 серия 3401 N 000066 по маршруту N 115 "г. Волжский (27 мкр) - г. Волгоград (рынок ТЗР)", выданного НП "СНП" Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
Также суд взыскал с НП "СНП" в доход федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины.
НП "СНП" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение с отказом в удовлетворении в полном объеме требований Комитета.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области выдано НП "СНП" свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок от 20.07.2016 серия 3401 N 000066 по маршруту N 115 "г. Волжский (27 мкр) - г. Волгоград (рынок ТЗР)" (т. 1 л.д. 23).
28.06.2017 года в Комитет поступило обращение Дронова Д.В. по вопросу ненадлежащего осуществления перевозок пассажиров на маршруте N 115 "г. Волжский (27 мкр) - г. Волгоград (рынок ТЗР)", а именно не соблюдения количества выполняемых рейсов, предусмотренного расписанием движения транспортных средств.
03.07.2017 Комитетом принято плановое задание N 25/115-ВК, согласно которому в соответствии с пунктом 4 приказа Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 11.04.2016 N 85-п "Об утверждении Положения о порядке осуществления контроля за выполнением условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области" надлежит в срок с 17.07.2017 по 21.07.2017 провести внеплановый контроль за выполнением НП "СНП" условий выполнения свидетельства об осуществлении перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области на автобусном маршруте регулярных перевозок N 115 "г. Волжский (27мкр) - г. Волгоград (рынок ТЗР)" серии 3401 N 000066, а именно: подпункта 2 пункта 6 приказа, выполнение перевозчиком утвержденного расписания движения автобусов (т. 1 л.д. 38).
Письмом от 03.07.2017 N 25/7869 Комитет уведомил НП "СНП" о проведении контрольных мероприятий. Данное письмо направлено в адрес НП "СНП" 04.07.2017, что подтверждается почтовой квитанцией (т. 1 л.д. 41).
20.07.2017 по результатам контрольных мероприятий консультантом отдела автомобильного транспорта и государственного регионального контроля Кутузовым А.А. составлен акт от 20.07.2017 N 25/115-ВК, из которого следует, что НП "СНП" самостоятельно изменено количество выполняемых рейсов по маршруту регулярных перевозок N 115 "г. Волжский (27мкр) - г. Волгоград (рынок ТЗР)", предусмотренное расписанием движения транспортных средств (т. 1 л.д. 85).
Комитет квалифицировал допущенное НП "СНП" нарушение как грубое и обратился в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что НП "СНП" самовольно изменило количество выполняемых рейсов, предусмотренное расписанием движения транспортных средств на маршруте.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными, по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ) ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.
Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 29-п "Об утверждении Положения о комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области".
В соответствии с пунктом 1.1. Положения, Комитет является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере транспорта, организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области и осуществления единой государственной политики развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, государственного управления автомобильными дорогами и сооружениями на них.
Согласно пунктам 2.1.18., 2.1.19. Положения, Комитет ведет реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и размещает сведения, включенные в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, на портале комитета (http ://uad.volganet.ru/current-activity/services/avtobus-marhrut).
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке осуществления контроля за выполнением условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области, утвержденного приказом комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 11.04.2016 N 85-п, должностными лицами отдела автомобильного транспорта и государственного регионального контроля Комитета осуществляет контроль за исполнением перевозчиками условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области: плановый контроль - не чаще одного раза в год; внеплановый контроль - при поступлении обоснованных жалоб и обращений от граждан, организаций, органов местного самоуправления, органов государственного контроля и надзора, а также по поручению губернатора Волгоградской области и его заместителей.
Подпунктом 2 пункта 6 Положения о порядке осуществления контроля за выполнением условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области предусмотрено, что контроль осуществляется в рамках соблюдения перевозчиком условий государственного контракта и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области по вопросам выполнения перевозчиком утвержденного расписания движения автобусов.
Таким образом, контрольные мероприятия в отношении заявителя осуществлены Комитетом в пределах его полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня его официального опубликования юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 названного закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- неосуществление в отсутствие чрезвычайной ситуации предусмотренных данным свидетельством перевозок по маршруту регулярных перевозок в течение более чем трех дней подряд, а в случае осуществления перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, невыполнение более пяти рейсов подряд;
- неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 3-5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества);
- непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 или частью 4 статьи 13 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок;
- иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Частью 2 статьи 11 Закона Волгоградской области от 29.12.2015 N 230-ОД "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области" также установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области (комитет), выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, обращается в суд с заявлением о прекращении действия такого свидетельства при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: самовольного изменения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества количества транспортных средств, используемых для регулярных перевозок, изменение количества выполняемых рейсов, предусмотренного расписанием движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, а также самовольного изменения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества пути следования транспортного средства по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в том числе изменение мест нахождения начальных, промежуточных и (или) конечных остановочных пунктов.
Из материалов дела следует, что по результатам внепланового контроля на линии по спорному маршруту регулярных перевозок N 115 "г. Волжский (27мкр) - г. Волгоград (рынок ТЗР)", проведенного 17.07.2017 с 08 часов 50 мин. по 10 часов 40 мин. в Волгограде (рынок ТЗР - конечная), установлено неприбытие автотранспортных средств перевозчика по маршруту регулярных перевозок N 115 "г. Волжский (27 мкр) - г. Волгоград (рынок ТЗР)", что подтверждается ведомостью внепланового контроля за выполнением условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области от 17.07.2017.
Таким образом, Комитетом было установлено самовольное изменение НП "СНП" количества выполняемых рейсов, предусмотренных расписанием движения транспортных средств на маршруте.
С момента выдачи свидетельства и по настоящее время НП "СНП" не обращалось в Комитет с заявлением об изменении количества выполняемых рейсов на маршруте.
Право уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавшего свидетельство, на обращение в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при изменении количества выполняемых рейсов, предусмотренного расписанием движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, предусмотрено, как указано выше, статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, а также частью 2 статьи 11 Закона Волгоградской области от 29.12.2015 N 230-ОД.
Учитывая, что материалами дела подтверждено самовольное изменение НП "СНП" количества выполняемых рейсов, суд первой инстанции правомерно прекратил действие свидетельства от 20.07.2016 серия 3401 N 000066 по маршруту N 115 "г.Волжский (27 мкр) - г.Волгоград (рынок ТЗР)", выданного НП "СНП".
НП "СНП" в материалы дела не представлено доказательств наличия каких-либо чрезвычайных ситуаций, вследствие которых было изменено количество выполняемых рейсов, а также доказательств принятия НП "СНП" мер, направленных на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок, предусмотренных расписанием движения транспортных средств на маршруте.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является крайней мерой и направлено на прекращение деятельности недобросовестных перевозчиков и развитие здоровой конкуренции по данному виду деятельности, учитывая интересы населения населенного пункта по получению услуги по перевозке в областной центр, непринятие НП "СНП" мер, направленных на осуществление деятельности по перевозке в соответствии с расписанием, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные Комитетом требования.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Доводам НП "СНП" о существенных нарушениях Комитетом Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" дана оценка в решении Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2017 по делу NА12-30968/2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018, по заявлению НП "СНП" о признании незаконными действий Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области при проведении внепланового контроля за выполнением НП "СНП" условий выполнения свидетельства об осуществлении перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области на автобусном маршруте регулярных перевозок N 115 "г. Волжский (27 мкр) - г. Волгоград (рынок ТЗР)", проведенной 17.07.2017.
Суд первой инстанции, в решении от 01.11.2017 по делу N А12-30968/2017, отметил, что выданное Комитетом НП "СНП" свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок от 20.07.2016 серия 3401 N 000066 не является нормативным правовым актом, следовательно, проверка его исполнения не входит в сферу регулирования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Довод НП "СНП" о несоблюдении досудебного претензионного порядка обоснованно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором. Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом. Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам при обращении в арбитражный суд органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовым основанием для обращения Комитета в суд послужило нарушение НП "СНП" положений части 2 статьи 11 Закона Волгоградской области от 29.12.2015 N 230-ОД "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области", которые приняты в рамках полномочий, предусмотренных частью 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены положения об обязательном досудебном порядке урегулирования спора между уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению утверждений исследованных и отклоненных арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Некоммерческого партнерства "Союз независимых предпринимателей" не имеется.
При подаче апелляционной жалобы по настоящему делу заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
В связи с чем, излишне уплаченная НП "СНП" государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 марта 2018 года по делу N А12-27405/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Некоммерческому партнерству "Союз независимых предпринимателей" (ОГРН 1023402019783, ИНН 3435930543) излишне уплаченную платежным поручением N 259 от 12.04.2018 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.