г. Пермь |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А71-15351/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васевой Е.Е., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя - Публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350): не явились;
от заинтересованного лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 марта 2018 года
по делу N А71-15351/2017,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
о признании незаконным предписания,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее ПАО "Т Плюс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее управление, ответчик) от 03.07.2017 N 1180-06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.03.2018 (резолютивная часть решения объявлена 27.02.2018) предписание Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска от 03.07.2017 N 1180-06-02, вынесенное в отношении Публичного акционерного общества "Т Плюс" признано незаконным; заинтересованное лиц обязано судом устранить нарушение прав и законных интересов общества; с заинтересованного лица в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что представленный обществом расчет не являлся предметом государственного жилищного надзора, не был представлен при проведении проверки; считает, что отсутствуют основания для применения п. 59 (1) Правил N 354 в январе 2016 г.; основания для признания предписания незаконным отсутствуют.
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Приложенная к апелляционной жалобе копия Решения Городской Думы г. Ижевска от 30.10.2007 N 314 приобщению к материалам дела не подлежит, поскольку находится в свободном доступе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 23.05.2017 в управление поступило обращение Соломенниковой Т.А., проживающей по адресу: г. Ижевск, ул. Школьная, 41-29, по вопросу нарушения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальную услугу отопление с приложением квитанций по квартирам 29 и 35 указанного дома (л.д. 69).
На основании мотивированного представления и приказа управления от 13.06.2017 N 2756-С в отношении ПАО "Т Плюс" проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению обязательных требований к определению размера платы за коммунальные услуги в части установления размера платы за отопление (л.д.75-76).
В ходе проверки управлением установлено, что договор ресурсоснабжения на поставку тепловой энергии между управляющей компанией - МУП "СпДУ" и ПАО "Т Плюс" отсутствует, ПАО "Т Плюс" является исполнителем коммунальной услуги "отопление" для потребителей, проживающих в многоквартирном доме N 21 по ул. Школьная г. Ижевска.
Указанный многоквартирный дом имеет централизованное отопление, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии ТСРВ024, заводской номер 901788, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 11.02.2016 (л.д. 91).
В период с ноября 2015 года по февраль 2016 года показания для коммерческого учета тепловой энергии с общедомового прибора учета тепловой энергии отсутствуют, что подтверждается актом забракования узла учета тепловой энергии от 11.11.2015.
В платежном документе за февраль 2017 г. ПАО "Т Плюс" проведена корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года.
При анализе поступившей информации (письмо ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" от 27.06.2017 N 71404-06-05345 (л.д. 88)) по расчету корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" потребителям многоквартирного дома N 21 по ул. Школьной г. Ижевска управлением установлено, что размер платы за тепловую энергию, потребленную за период с ноября 2015 г. по январь 2016 г., определен исходя из положений п. 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354).
По результатам проверки управлением составлен акт от 03.07.2017 N 1080/06-02, в котором указано, что потребителям кв. N 29, 35 дома N 21 по ул. Школьная г.Ижевска излишне предъявлена плата за коммунальную услугу "отопление" в платежных документах за февраль 2017 г. 2261,15 руб. и 2286,88 руб. соответственно (л.д. 80-81). Предметом проверки управления правильность произведенного обществом расчета (ни по показателям, ни арифметически) не была.
ПАО "Т Плюс" выдано предписание N 1180-06-02 об устранении в срок до 18.08.2017 выявленных нарушений. Согласно предписанию обществу необходимо привести порядок определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" за период с сентября 2015 года по февраль 2017 года в соответствие с установленными требованиями - снизить размер платы за коммунальную услугу "отопление".
ПАО "Т Плюс", считая предписание управления незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, арбитражный апелляционный суд оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении судом дел о признании недействительным предписания государственного органа в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, издавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания положениям законодательных и иных нормативных актов, нарушение прав заявителя оспариваемым предписанием.
В рассматриваемом случае оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом по результатам проведенной внеплановой документарной проверки на основании приказа от 13.06.2017.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признаны утратившими силу Правила N 307, за исключением п. 15 - 28 данных Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и п. 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу с 01.07.2016.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 "О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года (п. 1).
В части расчета размера платы за отопление в спорный период правоотношения до 01.07.2016 регулировались Правилами N 307, с 01.07.2016 - Правилами N 354.
Названные правила предусматривают корректировку расчета размера платы за отопление.
С учетом требований п. 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно Правилам N 354 корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенного по формуле 3(1), производится исполнителем в первом квартале года, следующего за расчетным годом, по формуле 3(2):
,
где:
Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Для показателя Pk.пр - размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год, требуются показания прибора учета за данный период.
В соответствии с п. 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3(1) и 3(3) из Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с п. 42(1), 59(1) и 60(1) Правил N 354 (письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
Исчисленные таким образом показатели объема потребления коммунальной услуги отопления и платы за данную коммунальную услугу принимаются при корректировке размера платы за коммунальную услугу отопления в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме.
Отсутствие в январе 2016 года показаний общедомового прибора учета с учетом приведенных норм Правил N 354 не лишает права потребителей на корректировку платы с января 2016 года по декабрь 2016 года.
Судом первой инстанции установлено, что за указанный период обществом произведен расчет исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, предшествующий отопительному периоду, в котором вышел из строя общедомовый прибор учета, который составил не менее 3х месяцев отопительного периода.
Как установлено судом первой инстанции, согласно расчету за 2016 год, возражений по которому управлением не заявлено, размер платы с учетом указанной корректировки, произведенной обществом, превышает размер платы, указанный в платежных документах за февраль 2017 года. В связи с чем, нарушение прав жителей МКД обществом не допущено, основания для снижения размера платы за коммунальную услугу "отопление" отсутствуют.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о неправомерности требования заинтересованного лица привести порядок определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" за период с сентября 2015 года по февраль 2017 года в соответствии с установленными требованиями - снизить размер платы за коммунальную услугу "отопление".
С учетом изложенного вывод суда о незаконности оспариваемого предписания апелляционный суд считает правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам и основанным на правильном применении норм материального права.
Довод жалобы о том, что с января 2017 года по спорному многоквартирному дому для расчета размера платы по отоплению следует применять норматив потребления тепловой энергии, судом отклоняется по изложенным выше мотивам.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку суд первой инстанции установил незаконность предписания и нарушение им прав и законных интересов общества, он правомерно удовлетворил заявленные требования на основании ст. 201 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 марта 2018 года по делу N А71-15351/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.