город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2018 г. |
дело N А53-1211/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Павленко А.А. по доверенности от 10.01.2018, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель Пронина А.В. по доверенности от 15.12.2017, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2018 по делу N А53-1211/2018 (судья Пименов С.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" к заинтересованному лицу Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" (далее - ООО "ТФ "Донские зори") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - Департамент) о признании недействительным решения от 23.10.2017 N 59-34-2/32754 об отказе в предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 61:44:0010505:261, расположенного по адресу: пр. Космонавтов, 6/13, г.Ростов-на-Дону.
Решением от 19.03.2018, с учетом определения от 04.04.2018, суд признал недействительным решение Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, выраженное в письме от 23.10.2017 N 59-342/32754 об отказе в предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 61:44:0010505:261, расположенного по адресу: пр.Космонавтов, 6/13, г.Ростов-на-Дону, как не соответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" от 06.10.2017 в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что обществу был дан мотивированный отказ; земельный участок расположен одновременно в двух территориальных зонах; обществу рекомендовано обратиться в Комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки с заявлением о внесении изменения в Правила землепользования и застройки в части установления для заявленного участка одной территориальной зоны.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыва до 09 час. 30 мин. 28.05.2018, продленный до 17 час. 55 мин. 28.05.2018.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО Торговая фирма "Донские зори" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 61:44:0010505:261, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 6/13, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.07.2011 (л.д. 12 том 1).
06.10.2017 ООО Торговая фирма "Донские зори" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении градостроительного плана указанного земельного участка (л.д. 13).
23.10.2017 Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону отказано в предоставлении градостроительного плана земельного участка.
В письме от 23.10.2017 N 59-34-2/32754 Департамент указал, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах: в зоне жилой застройки второго типа (Ж-2) - северная сторона, в зоне коммерческой (торговой) застройки (КТ) - южная сторона (л.д. 11). Департамент рекомендовал обществу обратиться в Комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки с заявлением о внесении изменений в ПЗЗ в части установления для заявленного участка одной территориальной зоны. Департамент также указал, что после внесения соответствующих сведений об измененных границах земельного участка в государственный кадастр недвижимости станет возможным подготовить и предоставить градостроительный план земельного участка (л.д. 11).
Считая незаконными действия Департамент по отказу в предоставлении градостроительного плана земельного участка, ООО ТФ "Донские зори" обратилось в арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены следующие определения:
территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса РФ (действовавшей до 01.07.2017) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, по смыслу статей 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка - это публичный документ, в котором отображается информация о действующем градостроительном регламенте и иная информация о характеристиках участка, необходимая для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию), для подготовки проектной документации.
Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного заявления осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка, утверждает его и предоставляет заявителю без взимания платы.
Как правильно указано судом первой инстанции, Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлены основания, при наличии которых орган местного самоуправления принимает решение об отказе в выдаче градостроительного плана застроенного или предназначенного для строительства земельного участка.
При этом, градостроительный план земельного участка не относится к документам, которыми подтверждается соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования
В качестве основания для отказа в выдаче градостроительного плана Департамент указал расположение земельного участка двух территориальных зонах: в зоне жилой застройки второго типа (Ж-2) - северная сторона, в зоне коммерческой (торговой) застройки (КТ) - южная сторона.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Департамент ссылается на ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В данном случае ООО ТФ "Донские зори" обратилось в Департамент с заявлением о получении градостроительного плана земельного участка, являющегося сформированным и поставленным на кадастровый учет.
Таким образом, нахождение земельного участка в двух различных территориальных зонах, не свидетельствует о наличии у Департамента оснований для отказа в выдаче градостроительного плана.
Как правильно указано судом первой инстанции, нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах, не должно влечь ограничение прав общества как землепользователя, в том числе, по получению градостроительного плана земельного участка, который носит информационный характер применительно к возможностям застройки земельного участка, не предоставляя при этом заявителю никаких разрешений и прав, в том числе права на застройку земельного участка либо использования в соответствии с определенным видом разрешенного использования.
Градостроительный план земельного участка по своему содержанию не является правоустанавливающим либо правоподтверждающим документом.
В свою очередь, отказ в предоставлении градостроительного плана может повлечь использование земельного участка с нарушением установленного вида разрешённого использования ввиду отсутствия у правообладателя земельного участка необходимой информации.
Градостроительный план земельного участка не устанавливает предельные параметры разрешённого строительства, отражая соответствующие параметры, установленные применительно к конкретной территориальной зоне в правилах землепользования и застройки.
В письме от 23.10.2017 Департамент указал заявителю на необходимость обратиться в Комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки с заявлением о внесении изменений в ПЗЗ в части установления для заявленного участка одной территориальной зоны.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, в случае внесения каких-либо изменений в документы территориального планирования (генеральный план городского округа) аналогичные изменения должны претерпеть правила землепользования и застройки. До внесения соответствующих изменений выдаваемый заявителю градостроительный план земельного участка должен отражать ранее действовавший градостроительный регламент, закреплённый в правилах землепользования и застройки.
Таким образом, у Департамента отсутствовали основания для отказа обществу в выдаче градостроительного плана, в связи с чем требования общества подлежат удовлетворению на основании ст.ст. 198-201 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований ООО ТФ "Донские зори".
Таким образом, решение суда от 19.03.2018, с учетом определения от 04.04.2018, является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2018 по делу N А53-1211/2018, с учетом определения от 04.04.2018 об исправлении опечатки, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.